Патриарх Иов

* Поделиться

В середине пятнадцатого века турки захватили Константинополь, и порабощённая Византия больше не могла оставаться оплотом восточного христианства. Россия оказалась единственным в мире независимым православным государством. Однако, Русская церковь ещё долго входила в состав Константинопольской, как одна из митрополий. Лишь на исходе шестнадцатого столетия царь Фёдор Иоаннович обратился к четырём православным патриархам — константинопольскому, александрийскому, иерусалимскому и антиохийскому, с прошением утвердить в Москве Патриарший престол. Согласие было получено, и в 1589 году московский митрополит Иов стал первым Патриархом Русской православной церкви.

Иов родился в городе Старицы в Тверской губернии. В юности он принял постриг в Старицком Свято-Успенском монастыре и прошёл путь от простого послушника до настоятеля обители. По свидетельству летописца, «Иов наизусть знал все богослужебные тексты, а его чтение умиляло и услаждало». Иван Грозный, любивший чинные богослужения, заметил Старицкого игумена. По воле царя Иов переехал в Москву, где стал настоятелем Симонова монастыря, а затем епископом. Живя в столице, будущий патриарх нисколько не изменился. Добросердечный и бескорыстный, он оставался молитвенником, подвижником и бессребреником.

В 1598 году, через девять лет после избрания святителя Иова на Патриаршую кафедру, скончался сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иоаннович. Пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. На трон взошёл боярин Борис Годунов. Его правление было омрачено государственной смутой, которой предшествовало народное бедствие. После нескольких неурожайных лет в России свирепствовал голод, грабежи и разбои стали обыденностью, страна погружалась в хаос. И в этом хаосе появился самозванец, объявивший себя сыном Ивана Грозного — царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от рук убийц в 1591 году. Лжедмитрия поддерживала польско-литовская элита, Папа римский оказывал ему покровительство и финансовую помощь. Одной из политических целей самозванца было присоединение России к католичеству через заключение унии. Патриарх делал всё от него зависящее, чтобы поддержать законную власть и защитить православную веру.

Между тем, войско Лжедмитрия вступило в пределы России и приближалось к Москве. Всё больше изменников примыкало к смутьяну, предполагая, что за ним сила. 13 апреля 1605 года, после внезапной кончины Бориса Годунова, город был сдан самозванцу и полякам. Сообщники Лжедмитрия ворвались в Успенский собор Кремля во время богослужения. Патриарх Иов коленопреклоненно молился перед Владимирской иконой Божией Матери.

ПАТРИАРХ ИОВ:

О, Пречистая Владычица Богородица! В этом храме, у Твоего чудотворного образа, был возложен на меня, недостойного, святительский сан. Девятнадцать лет я, грешный, правил Церковью Христовой, храня целость Православия. А сегодня беда пришла на нашу землю. Молю тебя, Пречистая, утверди молитвами Твоими веру нашу и защити землю русскую!

Разгорячённая толпа бросилась на патриарха.

БУНТОВЩИК:

Вот он, главный противник царского наследника! Хватайте его!

С Иова сорвали святительское облачение и с бесчестием вытолкали на улицу. На восьмидесятилетнего старца со всех сторон сыпались удары, так, что он уже не чаял остаться в живых. Избивая предстоятеля, бунтовщики понуждали его признать власть Лжедмитрия.

БУНТОВЩИК:

Поклонись царевичу Димитрию Иоанновичу, дерзкий старик, и он помилует тебя!

ПАТРИАРХ ИОВ:

Не царевич он, а самозванец, что Бога не боится и стыда не имеет! Опомнитесь, православные, не предавайте своей веры и Родины!

Но народ не внял призыву святителя. Большинство бояр и архиереев присягнули Лжедмитрию. Иова всенародно проклялии сослали в Старицкий монастырь. Целый год потребовался русским людям, чтобы убедиться в правоте изгнанного патриарха и поднять восстание. Лжедмитрий был убит. Вновь избранный царь Василий Шуйский и собор русских епископов послали к Иову гонцов с прошением вернуться на патриаршество. Однако тот по болезни и старости отказался, указав на кандидатуру Казанского митрополита Ермогена, одного из немногих, кто не принял самозванца.

В Успенском соборе Кремля при большом стечении народа святителю Иову было принесено всенародное покаяние. Смиренный старец стоял рядом с вновь избранным патриархом в простой иноческой одежде. Выслушав слова покаяния и прослезившись, он призвал на всех Божие милосердие и прочитал разрешительную молитву. Затем патриарх Иов вновь затворился в келье Старицкого монастыря, посвятив все оставшееся время своей земной жизни сердечному предстоянию пред Богом.

Другие программы
Жития святых
Жития святых
Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский и многие другие - на их жизнь мы стараемся равнять свои жизни, к ним мы обращаемся с просьбами о молитвенном заступничестве перед Богом. Но так ли много мы знаем об их земной жизни и о том, чем конкретно они прославили себя в вечности? Лучше узнать о земной жизни великих святых поможет наша программа.
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Статус: Отверженные
Статус: Отверженные
Авторская программа Бориса Григорьевича Селленова, журналиста с большим жизненным опытом, создателя множества передач на радио и ТВ, основу который составляют впечатления от командировок в воспитательные колонии России. Программа призвана показать, что люди, оступившиеся, оказавшиеся в условиях заключения, не перестают быть людьми. Что единственное отношение, которое они заслуживают со стороны общества — не осуждение и ненависть, а сострадание и сопереживание, желание помочь. Это — своего рода «прививка от фарисейства», необходимая каждому из нас, считающих себя «лучшими» по сравнению с «падшими и отверженными».

Также рекомендуем