
Преподобный Паисий Святогорец — афонский монах, один из самых известных старцев ХХ века, всю жизнь общался с людьми. Откуда только не приезжали паломники к нему на Святую Гору! Те, кому посчастливилось побывать на Афоне у старца Паисия, вспоминали, что он часто рассказывал самые разные истории из собственной жизни, из жизни знакомых монахов или мирян. Эти эпизоды — часто забавные, и всегда поучительные — служили своего рода иллюстрациями к его духовным наставлениям. По форме повествования и своей атмосфере они были похожи на небольшие притчи или фрагменты патериков — сборников назидательных историй из жизни древних христианских подвижников. Ученики старца на протяжении многих лет записывали слова преподобного Паисия Святогорца. Его рассказы они собрали под обложкой книги, которую назвали «Патерик старца Паисия».
Отец Паисий говорил: «Когда я рассказываю о чём-то, может быть, даже о смешном, я говорю не просто так. Я хочу на что-то обратить ваше внимание, хочу, чтобы вы ухватили суть». Действительно, его истории — живые, яркие, увлекательные — помогали многим людям проще и глубже усвоить самые важные истины. Например, о том, что нужно быть благодарными Богу за всё, что Он нам даёт. Старец вспоминает одного монаха, который как-то раз по дороге в церковь нашёл большой гриб. Монах решил сорвать его на обратном пути, и пожарить на ужин. Но когда возвращался, увидел, что от гриба осталась только половина — вероятно, на него наступило какое-то животное. Однако монах не расстроился. Наоборот, поблагодарил Бога за то, что Он сберёг вторую половину. Взял гриб и сытно поужинал, продолжая возносить хвалу Господу. Потом лёг спать. А наутро, выйдя во двор своей хижины, увидел чудесное зрелище. Повсюду вокруг выросли грибы. И монах снова возблагодарил Бога. «Видите, он благодарил и за целый гриб, и за половинку, и за один, и за много. Был благодарен за всё», — резюмировал свой рассказ преподобный Паисий Святогорец.
На страницах книги «Патерик старца Паисия» мы найдём забавную, но очень поучительную историю под названием «Постная барабулька». Однажды к отцу Паисию пришёл знакомый монах. Он был чем-то сильно озабочен. Старец спросил, что произошло. И гость поведал о том, как только что видел их соседа, отца Дорофея. В разгар поста тот... жарил рыбу! Старец Паисий не мог поверить. Он хорошо знал Дорофея, это был монах строгой подвижнической жизни. Нарушить пост — такого он сделать не мог! Но гость настаивал, что видел всё своими глазами. «Во-от такущих барабулек на сковородку клал», — живописал он. Тогда старец Паисий решил сам зайти к отцу Дорофею. И что же он увидел? Сосед жарил кабачки для монастырской больницы! Не стоит делать поспешных выводов и никогда не нужно осуждать человека, — такую мысль можно разглядеть в этой почти юмористической истории.
Рассказы преподобного Паисия Святогорца его ученики называли «духовной милостыней», которую старец с любовью раздавал, и которая проникала в самую глубину людских сердец. Мы тоже можем в любой момент получить этот щедрый дар, открыв книгу «Патерик старца Паисия».
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема