
Фото: PxHere
Минувшие века на Руси вся пасхальная неделя была самым радостным временем в году. Люди ходили на церковные службы, радовались весне, солнцу, своим ближним и дальним, приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!», трижды целовались и одаривали друг друга яркими пасхальными яйцами. А дети повсюду христосовались по-особому — стукались крашеными яйцами, и тот, у кого яйцо в руке оставалось целым, становился победителем. А вокруг стоял почти беспрерывный звон церковных колоколов, ведь в эти дни любому разрешалось подняться на колокольню и позвонить от всей души и на весь мир.
На Пасху самым величественным было богослужение в Московском Кремле. После полуночи с колокольни Ивана Великого раздавался торжественный благовест к заутрене. Колокола звонили до тех пор, пока в Успенский собор, где уже находились Патриарх и священство, не приходил сам Государь. Царь шествовал в сопровождении огромной свиты в драгоценных блестящих одеждах. Государя окружали бояре и окольничие в золоченой одежде. Сам царь был также в золочёном опашне — это своего рода распашной кафтан до щиколоток с очень длинными рукавами, так что руки продевались в специальные прорези. После утрени царь со свитой шествовал в Архангельский собор «христосоваться с родителями», то есть поклониться их праху, потом посещал придворный Благовещенский собор, поднимался в свой дворец поздравить царицу и детей. В первый день Пасхи государю полагалось посещать тюрьмы и одаривать заключённых одеждами, а потом давать богатый стол для нищих. Также и его супруге полагалось принимать нищих в Царицыных палатах.
Во время ночных богослужений впечатляло и множество больших костров, как в городах, так и в деревнях, которые разжигали перед храмами, а в северных областях России — и на вершинах холмов.
Особым богатством пасхальных обычаев отличалась русская деревня. После службы Пасхи начинались гуляния молодёжи: было принято качаться на качелях, девушки водили хороводы, пели песни-веснянки. Как и в Рождество, во многих местах ходили по домам славить Христа и получать плату угощением. В этот день мужчины надевали рубахи с расшитыми поясами, а женщины — атласные сарафаны и цветастые платки. Недаром в народе говорилось: «Христово Воскресенье всем на веселье!»
Первое воскресенье после Пасхи считалось особым праздничным днем — Красной горкой. Этот древний дохристианский праздник окончательного прихода весны и возрождения природы соединился с Фоминым воскресением, когда Православная Церковь вспоминает явление воскресшего Христа ученикам и апостолу Фоме.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. О подвиге преподобного Иосифа Оптинского

Сегодня 22 мая. День памяти преподобного Иосифа Оптинского, отошедшего ко Господу в 1911 году.
О его подвиге — священник Николай Яковлев.
Великая тайна промысла Божия приоткрывается нам, человекам, в частности, через святой ангельский образ иноческого жития — особого служения, когда в далёкой пещере или пустыни творится умно-сердечная молитва, и по этой молитве совершается чудо.
Несравненной жемчужиной монашеского подвига, без сомнения, является феномен оптинского старчества. XIX век. Свято-Введенская Оптина пустынь вписывает в свои недра ещё одного светоча для всей православной России — преподобного старца Иосифа.
Яркими качествами старца явились беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Ни с кем батюшка не вёл длинных бесед. Он умел в нескольких словах выразить самое главное — наставить и утешить. Ведь сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Старцу Иосифу часто задавали один и тот же вопрос: «Как же можно узнать прозорливого человека?» И ответ был просто поразителен: «Узнать такого человека нужно по смирению, потому что враг, то есть дьявол, может дать прозорливость человеку, а смирение никогда не даёт».
Помоги нам, Бог, теплить в наших сердцах сегодня дар смирения, так необходимого всем нам, по молитвам преподобного Иосифа, старца Оптинского!
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. Об иконографии святителя Николая

Сегодня 22 мая. Церковь празднует Перенесение в 1087 году мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Об иконографии святителя Николая — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в Церкви, и существует множество его икон. Наиболее распространено поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иногда в правом и левом углу иконы можно увидеть фигуры Христа с Евангелием и Богородицы с омофором.
Это в память о чуде, случившемся во время работы Первого Вселенского Собора. Когда после пощёчины Николая еретику Арию, отцы Собора сочли этот поступок недостойным сана архиерея и сняли с него священный сан. Тогда многим участникам Собора во сне явился Господь и явилась Матерь Божия, восстанавливающими в сане святого епископа.
Поскольку память святого Николая совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, в народе эти праздники называют Николой Зимним и Николой Летним. И это нашло отражение в иконах святого. Святителя изображают в головном уборе или без него.
Распространено также и ростовое изображение святого Николая, так называемый Никола Зарайский. Необычность этой иконы в том, что руки святого подняты выше, чем обычно на иконах святителей, где обычно локти святителей прижаты к телу.
Как развитие этого образа появилась икона Никола Можайский. Это список со статуи Николы Угодника, установленной когда-то над городскими воротами Можайска и спасшей жителей от вражеского набега. В правой руке святитель держит храм, а в левой руке — меч. Как пример, икона святого Николая на иконостасе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, в Москве.
Все выпуски программы Актуальная тема