«Паломничества». Игумения Михаила (Солодухина) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Паломничества». Игумения Михаила (Солодухина)

* Поделиться

У нас в гостях была руководитель рабочей группы «Развитие внутреннего и выездного паломничества» Комиссии по развитию паломничества и принесению святынь Русской Православной Церкви, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря игумения Михаила Солодухина.

Разговор шел об особенностях паломничества сегодня, как участие в паломничествах помогает познакомиться с церковной жизнью, о разработке паломнических маршрутов, об удивительных святынях Русской Церкви.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня игумения Михаила Солодухина, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, что в Самарской области, верно?

Игумения Михаила:
— Да, все верно.

Константин Мацан:
— Добрый вечер, матушка.

Игумения Михаила:
— Добрый вечер.

Константин Мацан:
— И матушка Михаила руководитель рабочей группы «Развитие внутреннего и выездного паломничества», Комиссии по развитию паломничества и принесению святынь Русской Православной Церкви, переводя с русского на русский, вы занимаетесь проблематикой паломничества, паломников, принесения святынь и развитием этого направления. И если есть такая рабочая группа, значит, есть некоторая задача, которую предстоит решать. Есть, ну, не проблема, но некоторое поле вопросов, которые нуждаются в проработке, в развитии и так далее. Вот что это за проблематика? Что это за задача, которую вы решаете?

Игумения Михаила:
— Огромное спасибо за интерес к теме паломничества, потому что вообще паломничество, оно решает, помимо каких-то духовных запросов общества, ещё решает, может решить и большое количество запросов социальных, которые сейчас очень актуальны. Потому что мы, когда работаем с паломническими службами, с паломническими центрами, ну, когда приезжают паломники к нам, мы видим ситуацию, когда паломничество может решить какие-то проблемы, которые есть у человека, либо это в семье, либо это какие-то внутренние вопросы духовные. И во время вот этой поездки, соприкосновения со святынями, происходят удивительное изменения с человеком. И, конечно, когда говорят о развитии паломничества, невозможно и, так скажем, абстрагироваться, удалиться от возможности взаимодействия и с государством, и с органами государственной власти. И сейчас в рамках нашей работы, комиссии, мы стараемся, все те задачи, которые стоят перед нами, так скажем, выстраивать сотворчество с органами исполнительной власти. Ну, надеемся, что это будет получаться.

Константин Мацан:
— Вот вы сказали, что паломничество может помочь человеку решить какие-то жизненные свои трудности, что-то преодолеть в семье или в душе. У вас наверняка перед глазами есть какие-то истории людей, которые изменились после встречи со святыней или как-то ещё преобразилась их жизнь. Вот могли бы что-то рассказать, без имён личных, ну то, что вам первое в голову приходит.

Игумения Михаила:
— Ну если говорить конкретно, мы в рамках работы своего паломнического центра занимаемся молодёжью. И нам интересна именно молодёжь невоцерковлённая. Это те ребята, которые ещё иногда в 16-18 лет ни разу не были в храме. И когда мы выстраиваем работу и с органами исполнительной власти, и с образовательными учреждениями, которые позволяют ребят привезти на святое место, рассказать им об основных каких-то базовых моментах православия, конечно же, мы не можем за одну поездку погрузить их во всю глубину и красоту православия, ну хотя бы объяснить о той роли, возможности в их жизни встречи с Христом. И что самое интересное, вот ребята приезжают, не имея опыта молитвы, они не понимают иногда даже, что это такое, но через уже несколько часов вот эти 18-16-летние ребята, впервые переступившие порог храма, они стоят и что-то шепчут, когда смотрят на образ святого, и это очень многое, ну, так скажем, значит лично для меня, и это очень ценно. И когда они задают очень наивные, а иногда очень глубокие вопросы относительно происшествий своей жизни, каких-то впечатлений, переживаний, которые у них есть, вы знаете, оказывается, у них очень глубокие бывают вопросы духовные, просто им некому их задать.

Константин Мацан:
— А, например, что вас спрашивали такого, что вас как-то зацепило, поразило, заставило задуматься?

Игумения Михаила:
— Да, был вопрос один от ребят, это где-то 14-15 лет, и он был неожиданен для вот такого возраста, как мне показалось. И это надо понимать, что это ребята, которые не воцерковлены, у них родители не ходят в церковь, и у них среда совершенно, так скажем, чуждая всему этому, знаний у них никаких не было. И был вопрос относительно того, а правильно ли и честно, если мы будем с Богом торговаться, и я хорошее своё поведение буду обменивать на Его расположение? Это меня потрясло, потому что такой глубокий и правильный вопрос, который...

Константин Мацан:
— А что вы ответили?

Игумения Михаила:
— А вот на этот вопрос, я считаю, что многие взрослые и люди, которые находятся в храме и посещают каждое воскресенье богослужения, не все возможно и задумывались, а вот подросток, который совершенно далек от церкви, этот вопрос его мучает. И поэтому я считаю, что работа именно с ребятами, которые не воцерковлены, это, наверное, вот самое-самое важное. И мы для них являемся, вот Русская Православная церковь является для них, наверное, может быть самым таким, ну не последним в некоторых случаях, таким звонком к другу, к Отцу Небесному, а иногда это очень важно, потому что были случаи, когда ребята были на таком, скажем, ну грань была, думали о том, чтобы, так скажем, проститься жизнью, вот, и вот эта возможность обратиться к святым, возможность приехать на святое место, даже вот зайти в ближайший храм, если они имели такой опыт, им объясняли, зачем это и почему, что это не территория бабушек и людей в чёрном. А они полноправные, ну так скажем, имеют полное право заходить и молиться, и просить о помощи. Это очень ценно. И мы иногда недооцениваем, насколько им это важно, нужно, и что у них есть эти запросы. Другое дело, что мы должны понимать, что у них... вот многие ругают их, говорят о том, что они очень... ну, не такие, как мы, так скажем. Но при этом я не могу сказать, что они хуже. Они просто совершенно по-другому формировались, и у них совершенно по-другому сформированы, ну, так скажем, даже пути познания мира, через что они познавали. Мы с вами со смартфонами не рождались. Ну, я не знаю, насколько вы, вы, конечно, значительно моложе меня, но...

Константин Мацан:
— Нет, ну, со смартфоном точно не рождались.

Игумения Михаила:
— Да, и наше восприятие, наш опыт познания мира, он совершенно другой, и поэтому нельзя нас сравнивать с ними или их с нами. Нужно понять, почему у них именно вот так идёт восприятие. И я не считаю плохим, если мы не то, что мы будем, как многие говорят, подстраиваться под них. Нет, ну почему? Мы же должны учитывать их особенности. И если это учитывать, то диалог идёт очень доверительный, очень быстро они понимают и принимают то, о чём мы им говорим. Главное — исходить из основных принципов, которые для них понятны и ценны.

Константин Мацан:
— А что это, например, за принципы?

Игумения Михаила:
— Ну, вот как мы выяснили, во-первых, я постаралась тоже, и вот в рамках форума, вот с 23 года комиссию возглавляет владыка Матфей. И, конечно, под его руководством в комиссии, я считаю, очень много произошло, благодаря и характеру, и подходу к делу Владыки. И очень много вещей произошло, которые способствуют развитию паломничества, ставятся те вопросы, которые актуальны, которые нужны. Это и вопрос о тех паломнических службах, которые, так скажем, имеют право паломнические поездки производить, то есть заниматься этим. Создан реестр, в который входят эти паломнические службы, ведется работа по обучению экскурсоводов и руководителей паломнических служб, чтобы они имели возможность повышать квалификацию. А помимо этого, проводился в прошлом году в рамках Рождественских чтений большой форум паломнических служб России. И как раз там, вот по благословению Владыки, я доклад делала относительно как раз специфики взаимодействия с молодёжью во время паломнических вот таких маршрутов. Ну, самое главное, что, конечно же, они не в состоянии сейчас инфоцентричную такую вот информацию, то есть если очень много информации, если она такой простынёй идёт или вот таким потоком, это им неинтересно. Им неинтересна поездка от объекта к объекту. Им интересно, когда есть возможность получения опыта. Вот когда вы обещаете получение некого опыта, то тогда, конечно, отклика намного больше.

Константин Мацан:
— А, например, что это за опыт?

Игумения Михаила:
— Попробовать что-то, то есть вот мастер-класс, например, по колокольному звону, у нас это возможно, это вызывает, во-первых, неподдельный интерес, во-вторых, это совершенно перезагружает, что ли, совершенно другая реальность. У них столько положительных эмоций, удивительно. И если есть деятельность, не деятельность ради деятельности, конечно, но в рамках любой деятельности созидательной, любая беседа, она более эффективна, чем просто посадить их и с ними, например, разговаривать и что-то им объяснять. Даже если они делают, например, ручным способом свечу, или у нас там в мастер-класс есть по мылу и так далее. Ну то есть какое-то творчество, в рамках этого у них намного более открытое состояние, конечно. Они очень не приветствуют, если есть какая-то неожиданность какая-то на маршруте. Им это не нужно. Не приветствуют. Они считают, что это предательство. Они считают, что вы их обманываете, вы их обманули. То есть, если заранее, например, была информация, что сейчас будет опыт молчания, и вы будете некоторое время молчать, и вы посмотрите, что с вами будет, что вы почувствуете,

Константин Мацан:
— Как интересно, я бы хотел такой опыт.

Игумения Михаила:
— Да, вот это подходит. А если это неожиданно, на них цыкнули и сказали, что не смейте разговаривать здесь, это совершенно другое.

Константин Мацан:
— Игумения Михаила Солодухина, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, руководитель рабочей группы «Развитие внутреннего и выездного паломничества», комиссии по развитию паломничества и принесению святынь Русской Православной Церкви, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». А как эти дети к вам попадают, если они из нецерковных семей? Это школы привозят?

Игумения Михаила:
— Вот здесь как раз тот момент, ну это наш личный опыт, я бы хотела, конечно же, иметь возможность, чтобы все те паломнические службы, которые у нас работают в России, чтобы делились тоже своим опытом. Комиссия тоже призвана как раз стать такой площадкой для того, чтобы опытом делиться и позволять брать всё лучшее и интересное, чтобы эффективность своей работы повышать. Потому что, по сути, мы же не возим для того, чтобы возить. У нас, так скажем, стоит какая-то более важная и серьёзная задача — катехизация. Особенно, если разговор идёт о молодёжи. Это будущее церкви. И мы в некоторой степени уже опаздываем. Нам нужно больше и быстрее. Потому что ведётся, конечно, работа, безусловно, с молодёжью. Но вот в плане именно паломничества православного, можно сказать, что это ещё такой чистый лист практически. И каждый опыт каждой паломнической службы, не только нашего, он очень важен и ценен. И хотелось бы, чтобы комиссия стала как раз вот такой площадкой по обмену опытом. Говоря о молодежи, как можно организовать такие вот паломнические поездки для невоцерковленных ребят? У нас опыт взаимодействия с органами исполнительной власти на муниципальном уровне, на региональном уровне, когда мы договариваемся о том, что возможна поездка, в рамках которой они узнают об истории малой родины, потому что это действительно так. У нас историю православия невозможно отделить от истории Родины. А это всё-таки очень даже, так скажем, бьётся с теми задачами, которые ставятся перед ними министерствами образования, просвещения. Помимо этого, у нас, конечно, есть неоспоримый козырь, что у нас те люди, которые занимаются с ребятами, они педагогическое образование имеют, психологическое образование имеют, и тут тоже сложно поспорить. И, помимо этого, это абсолютно бесплатно для ребят. Единственное, мы стараемся, чтобы организационный момент и транспортные хлопоты все-таки легли на плечи образовательных учреждений. И тогда мы получаем нашу целевую аудиторию, организованную, она доставлена до нас, и наша задача только сделать так, чтобы им было интересно, и они получили всю ту информацию, которую мы хотели, и получили те впечатления правильные. Вот очень хотелось бы, чтобы такое православие с человеческим лицом, чтобы они удивлены были. Иногда уезжают и говорят о том, что: «А мы думали, вы все очень злые почему-то». Я говорю, ну, возможно, это чёрный цвет действует и так далее. Хотя я не думаю, что все монастыри могут даже заниматься такой деятельностью и нужно это. У каждого монастыря, у каждого храма, видимо, есть какая-то миссия, какая-то задача, и Господь как-то благословляет именно каждую обитель, как каждого человека на какое-то служение. Ну, у нас святой праведный Александр Чагринский, он, по сути, занимался этим: и просвещением, и работой с молодёжью.

Константин Мацан:
— Расскажите немного о нём, потому что я думаю, что это не самый известный для широкого слушателя святой, это местночтимый святой Самарской земли.

Игумения Михаила:
— Да, да, да. И вот святой Александр Чагринский, он был, так скажем, ну, по времени вот служил с Иоанном Кронштадтским и, по сути, очень похож был по вот тем дарам от Господа, по духу, дух именно вот был какой-то такой горящий, пламенеющий дух в служении, потому что очень много людей он привёл из раскола, из ересей в которые люди очень многие уходили. Секты существовали как раз в то время, и он очень многих людей вернул в Русскую Православную Церковь. И, помимо этого, вот таким необычным было служение для священника, который, белый священник, служил в женском монастыре, ну он уже был на покое, и он занимался образованием молодежи. И вот почему-то у нас получилось так, что, придя в обитель, хотя обитель восстанавливалась с нуля, потому что, к сожалению, после революции ничего не уцелело, обитель была деревянная, и, конечно, полностью мы утеряли весь архитектурный комплекс. Но вот ту работу, которую вёл, и служение, которое вёл батюшка, получилось так, что у нас оно само собой возникло. То есть это даже мы не выдумывали. Ну, значит, в этом есть какое-то, да, какое-то уже решение свыше.

Константин Мацан:
— Вот вы упомянули то, что предлагаете школьникам опыт молчания, меня это в чем-то поразило, потому что никак не ожидаешь вот такое стереотипное представление о паломничестве, к тому же в школьной группе, но вот привезли экскурсию, экскурсовод, рассказ, храм, уехали обратно. А что еще вот такого необычного, ну, может быть, для неподготовленного человека необычного, а для вас, как для духовного лица, вполне ожидаемо, вы предлагаете паломнику?

Игумения Михаила:
— Ну, по сути, то, что касается молодежи, это и в большей степени подходит для всех приезжающих взрослых. Ну, во-первых, самое, наверное, основное сейчас — это голод по общению. То есть помолчать — это, конечно, хорошо какой-то период времени, но поговорить, конечно, тоже нужно, потому что есть вопросы, и сейчас большой запрос есть именно на общение, приехать к святыне это очень хорошо, но не везде есть возможность получить внимание и общение, а для людей это сейчас крайне необходимо. И я понимаю, что не везде это опять возможно по ряду причин, и устав многих монастырей, и что правильно, не позволяет взаимодействия, но если есть выделенные, так скажем, у кого служение, так скажем, определено, что человек этим занимается, с благословением, конечно же, то это сейчас на данный момент, наверное, самое ценное, что люди могут получать, если они имеют возможность общаться. И, наверное, из-за этого иногда, я не говорю паломнические службы, псевдопаломнические службы могут возить не в православные приходы и даже не к клирикам русской православной церкви, а возить просто туда, где беседы ведутся. Поэтому это тоже, так скажем, та ниша, в которой нужно предложить вот тот запрос и закрыть, который есть у людей.

Константин Мацан:
— А почему вы называете это псевдопаломнической службой?

Игумения Михаила:
— Потому что не все сейчас могут, не все те, кто сейчас транслирует, что мы паломническая служба, мы занимаемся организацией паломнических поездок, не все в рамках закона и в рамках видения Русской Православной Церкви могут этим заниматься. Во-первых, это должна быть религиозная организация. На сайте комиссии можно посмотреть как раз те формы, которые могут быть паломническими. Это может быть или ОНО, учредителем должна быть религиозная организация, либо религиозная организация, либо подразделение в рамках религиозной организации. Это условие. И также обязательно заявка в комиссию о вступлении в реестр, для того, чтобы было видно и понятно, кто же, собственно, прошел проверку, кто действительно достоин, чтобы заниматься таким ответственным делом, потому что все-таки это дело ответственное.

Константин Мацан:
— Это важная тема, вот если человек просто видит вывеску: «Паломнический центр», и прямо сейчас у него нет возможности посмотреть на сайте комиссии или уточнить, какая у вас юридическая форма, есть какие-то маркеры, какие-то знаки, когда нужно насторожиться, что что-то не то, могут не туда повезти, и лучше с этими людьми никуда не идти.

Игумения Михаила:
— Ну, к сожалению, для, так скажем, светского человека будет достаточно сложно это сделать, и поэтому, конечно же, вот те законодательные инициативы, которые были в 19-м году поддержаны государством, это очень хорошо, они как раз разделили у нас паломническую деятельность от туристической. Это не значит, что мы поссорились. Это значит, что паломническая деятельность, она полностью уходит под контроль, под координацию церкви, что верно. Но при этом при всём, конечно же, мы должны понимать, что мы не можем существовать, вырванные из контекста общих процессов, которые связаны с развитием туризма. Потому что мы находимся, например, если это святое место, какая-то святыня, которая находится в определенном месте. Развитие, например, той же инфраструктуры, которая зависит, ну, чаще всего, больше всего от государства, она, конечно, будет помогать развитию паломничества. И поэтому здесь вот это сотворчество, движение государства в рамках развития туризма и разных направлений его и развитие паломничества правильнее было бы, логичнее и эффективнее, если это происходит вот в одном русле и если есть возможность слышать друг друга.

Константин Мацан:
— А есть ли разница между паломничеством и религиозным туризмом, ну не только юридическая, а смысловая для вас?

Игумения Михаила:
— Религиозный туризм сейчас как понятие, оно, так скажем, практически не имеет под собой основания, но его продолжают применять, к сожалению. Есть очень простое понимание, как можно развести, Паломничество — это посещение святынь, место, которое связано с особым почитанием именно в Русской Православной Церкви, и при этом обязательно паломничество включает в себя богослужение. В идеале это участие, конечно же, в Литургии, но если даже это молебен или если это просто молитва, то, по сути, это тоже, так скажем, можно назвать паломничеством. Если же это путешествие с культурно-познавательными целями, если это путешествие для отдыха, то, конечно, это не паломничество. Но сейчас происходят процессы, которые тоже обусловлены и спецификой, наверное, жизни современного человека, даже верующего, воцерковлённого, православного человека, очень сложно выделить большое количество времени, да, и вырвать себя из этого бега, и поехать в паломничество, особенно если это длительная поездка, и отдельно, значит, решать вопросы с отдыхом. И очень много сейчас людей, я знаю, они стараются совмещать. И в этом плохого, я не думаю, что что-то есть, просто есть та часть, которая как раз может отнестись, быть к паломничеству, и некая часть поездки, которая покрывает потребность человека в отдыхе.

Константин Мацан:
— А есть ли для вас, как для организатора паломничества, какие-то критерии, не знаю, правильной, неправильной организации паломничества? Что я имею в виду, почему я об этом спрашиваю? Потому что я могу себе вообразить паломничество, которое будет по форме паломничества, с молитвой, с богослужением, а по программе и по темпу будет таким галопом по Европам и туризмом, приехали, так, помолились, вот, приложились, поехали дальше. Наверное, тоже в этом ничего плохого нет, и я убежден, что Господь может и в таком даже в чем-то суетливом путешествии сердце человека коснуться. Но что вы об этом думаете?

Игумения Михаила:
— Ну, конечно, нет невозможного ничего для Господа, но есть просто какие-то разумные рамки того, что может происходить в рамках маршрута. Если паломническая служба работает с людьми, и целью является не, так скажем, снижение затрат и получение максимальной финансовой какой-то выгоды, то, наверное, ну вот такой вот какой-то очень бег, он не придет даже в голову, потому что если ставится задача, ну, безусловно, конечно, есть затраты, которые нужно покрыть, и люди обязаны и должны получать зарплату, всякий трудящийся достоин, чтобы он и пропитание получал, и вознаграждение за труды свои. Но всё-таки если ставятся задачи именно как раз либо воцерковления, либо решения каких-то проблем, каких-то вопросов, а в основном люди едут, у них какие-то вопросы есть, и запросы и социальные, и духовные. И просто паломническая служба, она заинтересована, чтобы именно произошел сдвиг и решение в этих запросах, потому что в этом случае люди, они имеют тенденцию возвращаться, а как для паломнических служб, как для туризма. В туризме та же история действует и в гостеприимстве, то есть возвратный гость, возвратный паломник, всегда намного проще его вернуть, потому что он уже у вас есть. И поэтому разумные и мудрые паломнические службы, я думаю, как раз избегают вот таких поездок. Наоборот, планируют, чтобы у человека все-таки в итоге не было по списку пройденное количество святынь, а чтобы в итоге человек получил вот как раз тут ответ на какой-то вопрос, который у него есть, либо получил помощь. Ну, как-то так.


Константин Мацан:
— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» игумения Михаила Солодухина, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, руководитель рабочей группы «Развитие внутреннего выездного паломничества», комиссии по развитию паломничества и принесению святынь Русской Православной Церкви. Не переключайтесь!

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня игумения Михаила Солодухина, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, руководитель рабочей группы «Развитие внутреннего и выездного паломничества», комиссии по развитию паломничества и принесению святынь Русской Православной Церкви. Мы говорим, понятное дело, о паломничестве, уже очень много интересных вещей было сказано, а вы помните какое-то паломничество, которое оказалось очень значимым лично для вас?

Игумения Михаила:

— Вы знаете, каждая поездка, которая происходила, ну, наверное, не только со мной, это вообще у всех, это тоже такая возможность нас вот как-то выдернуть из нашего бега. И Господь в каждую такую поездку, когда ты едешь, и ты ищешь, и просишь, ты стучишь Ему, ты какие-то звонки совершаешь, Он, конечно, отвечает. И поэтому сказать, что при какой-то поездке или встрече со святыней не произошло того, что ожидалось, я не могу так, потому что мне кажется, что любой человек, если этот запрос имеет, он от чистого сердца идёт, и большая потребность есть. Отец Небесный не может не ответить. Другое дело, что ответы Его иногда нам не нравятся. Мы иногда не готовы принять такие ответы. Это уже другой вопрос.

Константин Мацан:

— А, например, что это может быть?

Игумения Михаила:

— Ну, когда человек очень хочет, чтобы случилось именно так, как он хочет, а потом становится ясно, что складывается иначе. Да, ситуация решается, но она решается несколько иным образом. И вот современный человек, так как он нацелен всегда на решение своих поставленных задач, и эффективность связана всегда с тем, чтобы добиться цели и быстрее, как можно быстрее, меньше потратить ресурсов и быстрее добиться цели. И, конечно, происходит в основном разочарование и расстройство: как же так? Но если посмотреть через призму того, как лучше, а мы же не всегда это знаем, то оказывается в итоге, что всё произошло именно ровно так, как нужно. Но в моменте это очень не всегда легко принять всем, мне кажется.

Константин Мацан:

— Вот вы сегодня сказали о важности разговора, общения с паломниками, и человек приезжает с духовными запросами, с какими-то внутренними смысловыми вопросами о вере, о Боге, о церкви, о себе, о жизни, и человек духовной жизни, вы настоятельница монастыря, монахиня наверняка воспринимается человеком таким очень значимым собеседником по этому вопросу. Но вот вы не случайно говорите сейчас, что современный человек заточен на успех, на успешность, на показатели эффективности, взгляд православия на это иной. И не получается ли так, что современный человек, слыша это послание от человека православного мировоззрения, может подумать, что православие предлагает что-то современному человеку неподходящее, идущее вразрез, когда вся жизнь вокруг тебя говорит, что будь успешен, и у вселенной есть время только на наглых, я это своими глазами читал и слышал, вдруг православный человек говорит о смирении, о уповании на волю Божию, о доверии, о терпении, и о том, что, в конце концов, есть разные критерии успеха, и, может быть, внешний успех совершенно не означает какого-то внутреннего покоя и достижения радости. Вот как вы с этим сталкиваетесь, с этим, может быть, с тем, что современный человек не всегда готов услышать то, что православие предлагает?

Игумения Михаила:

— Вы знаете, вы не в бровь, а в глаз. Мы, когда разговариваем и ведём беседы с молодыми ребятами, как раз об этом и говорим, об эффективности. И как раз объясняем, что православие как раз про эффективность. Но про какую? Потому что если вспомнить то, что, так скажем, сказано про таланты, притчу о талантах мы же всё помним, и осуждены были те, кто не пустил в дело именно таланты, ну если мы говорим не о денежной единице, а всё-таки о том даре, о тех талантах, которые в каждом человеке кроются. И неразвитие этого, не максимальная эффективность, в эффективном каком-то плодоношении человека, вот если этого не происходит, то тогда он будет обвинён, если мы обращаемся к тому, что сказано. И поэтому говорить о том, что православие призывает к такому буддизму, ничего неделанью и экономии некой себя, нет. Более того, я, к сожалению, не помню, кто сказал, но Господь помогает смелым. И тот, кто дерзает, если он дерзает, конечно же, не во имя себя, а не во имя денег и так далее. Но счастье человека, наверное, оно кроется как раз в том моменте, когда он находит именно то задание, именно ту миссию, которую как раз для него приготовил Творец. И когда с ребятами мы общаемся, я говорю о том, что вы знаете, что вы все рождены и пришли в этот мир для того, чтобы выполнить свою уникальную миссию, и никто вместо вас ее не выполнят. И вот на этом моменте происходит что-то вообще фантастическое, потому что ребята на меня смотрят так, как будто я сказала такое, что я даже не имею права говорить. Но это очень для них важно. Они понимают, что они в этом большом процессе спасения мира являются такими значимыми.

Константин Мацан:

— Как это здорово!

Игумения Михаила:

— И у них перезагрузка происходит. Они понимают, что здесь происходит высокая... Это не про гордость, это про высокую ценность души и высокая ценность, которую они тоже должны осознавать, понимаете, потому что втоптать в нечистоты и отнестись так небрежительно к своей душе, уже, наверное, и не сможешь. Поэтому такое вот благородное и большое какое-то обещание, что мы очень нужны и важны, это тоже очень важно.

Константин Мацан:

— Как вы формулируете всё-таки то, что это не про гордость? Ведь нам всем, не только детям, мне кажется, любому человеку свойственно такое стремление к самореализации. Вот у меня есть мои таланты, я должен себя реализовать. Если что-то мне мешает, я через это перешагиваю. Если эта реализация как-то не так, как мне хочется, происходит, мне плохо, нет, я должен, хочу, чтобы это было так, как я хочу. А ведь это можно же и так воспринять?

Игумения Михаила:

— Вот так как мы стараемся, обращаясь и к тексту Евангелия, и ссылаемся на святых отцов, я не думаю, что у них, исходя из этого, рождается представление о такой горделивой исключительности, потому что мы же сразу говорим о том, что никто из нас не свят, и чтобы они не смотрели на нас, находящихся в определенном сане, тоже как на людей, которые претендуют на это. И для них это тоже важно, когда мы искренне говорим о том, что мы не есть исключительные. Вообще честность воспринимается современной молодёжью очень хорошо. Они, если видят, что с ними искренне и честно, они очень открытые. Во всяком случае, ни один молодой человек не заглядывал в телефон.

Константин Мацан:

— Это, конечно, очень мощный показатель.

Игумения Михаила:

— Да, они не смотрят туда, пока они находятся, ну вот, так скажем, пока мы ведём их.

Константин Мацан:

— Но вы это не регулируете, это просто...

Игумения Михаила:

— Нет, нет, абсолютно, нет запрета.

Константин Мацан:

— У них нет потребности в этот момент посмотреть в левый экран.

Игумения Михаила:

— У них происходит настолько, видимо, мощный какой-то эффект неожиданности того, что происходит, настолько это не бьется с их ожиданиями, с теми стереотипами, которых нет. Потому что все священники, которые хотят служить и хотят как-то донести до людей возможность какой-то помощи. Я не видела плохих, я не видела тех, может быть, мне очень везёт, но есть какой-то стереотип, я не понимаю, откуда он взялся, но молодёжь считает, что всё, что связано с церковью, с услужением, это очень всё как-то нечеловеколюбиво, что ли, вот так скажем.

Константин Мацан:

— Строго, ригористично и назидательно.

Игумения Михаила:

— Да. Они очень вежливые, они так и так регулируют себя, приходя на территорию монастыря, они перерегулируют себя, к сожалению, и тратим мы где-то час-полтора для того, чтобы их ввести вообще в живое состояние, объяснить, что никто не кусается, их нисколько мы не осуждаем. Зелёный цвет волос, пирсинг, татуировки, ну, к сожалению, оно уже есть, и, ну, возможно, это же поменяется со временем, но это тоже не должно становиться препятствием для того, чтобы эта душа могла обратиться за советом и за помощью. И наша задача тоже объяснить это.

Константин Мацан:

— А есть у вас истории, когда возвращались к вам дети, подростки?

Игумения Михаила:

— Да. Они приезжают, особенно когда сложности. Приезжают, мы беседуем, исповедуются, причащаются, уезжают, говорят, что им стало полегче. У некоторых даже диагнозы были. То есть они сидели на препаратах. К сожалению, есть такая практика. Они сами себе иногда назначают эти препараты. Антидепрессанты. И это очень плачевные последствия может иметь.

Константин Мацан:

— Это в каком же возрасте? 14-15 лет?

Игумения Михаила:

— Это может быть и 14-15, и старше, но от этого не легче, потому что это очень влияет деструктивно. И поэтому очень важно, чтобы со стороны церкви и со стороны работы паломнических служб была возможна работа. Ну, те, кто хочет, кто желает, конечно, заставить это невозможно, но, может быть, давать какие-то методологические основы. Вот сейчас тоже по благословению Владыки мы будем заниматься и этой тоже работой, чтобы разработать некую методологию и обучение провести, которое позволит ближе понять, как же, собственно, с ними работать и каким образом организовать вообще эту работу.

Константин Мацан:

Игумения Михаила Солодухина, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря сегодня с нами в программе «Светлый вечер». А вот в продолжение той темы, которую вы начали, вы в прошлой жизни кандидат психологических наук, ну не знаю, насколько в прошлой, может быть, и в настоящей, но то, что вы говорите сейчас, допустим, о молодых людях, которые в 14-15 лет могут уже быть на антидепрессантах, это, в общем-то, и про современную психологию тоже. Почему мне так кажется? Потому что, ну, я вижу людей, вижу молодых людей, и совершенно неудивительно, что человек может в 15-16 лет никогда не знать ничего о церкви, не бывать там, не слышать, просто никогда в жизни ему не приходилось быть в соприкосновении с церковью. Но вот он точно не мог пройти мимо популярной психологии. Он знает про свои травмы, что их нужно как-то лечить, он сам себе что-то диагностирует и так далее, сыпет терминами: токсичность, травмы, депрессия, безопасное экологическое отношение, личные границы, я в ресурсе, я в потоке и так далее. На эту тему можно иронизировать, но вопрос серьезный. И вы с этими молодыми людьми общаетесь, наверняка какой-то ваш научный бэкграунд тут тоже не может не подключаться. Вот что вы об этом думаете?

Игумения Михаила:

— Я думаю, что самое главное в этой истории, что у них есть запрос. И когда есть запрос, им не помогает. Это всё не помогает. Оно глушит, оно маскирует. Но, к сожалению, я не говорю про медицинскую психологию, клиническую и социальную. Я не говорю о том, что это не работает, но просто та боль, или та пустота, или те вопросы и проблемы, которые присутствуют в молодом человеке, чаще всего, я не говорю всегда, потому что может быть клиническая картина, безусловно, и мы, если бы увидели такое, я думаю, что рекомендовали бы, чтобы все-таки обратились к специалистам. Но в большинстве случаев это всё-таки разговор о том, что они не понимают зачем. Это очень страшно жить, когда ты понимаешь, что все вокруг умрут, и ты тоже, и это всё бесцельно и бессмысленно. Это очень страшно. Я даже забыла, как это страшно. Мы с вами счастливые люди, у нас всё осмысленно, у нас всё наделено таким смыслом, и наша жизнь, и даже наши неудачи. Мы очень счастливые люди. А у них, так как они вообще выброшены, они с закрытыми глазами существуют, это, конечно, очень больно и страшно. Поэтому понятно, что есть желание заглушить, уйти в другую реальность и так далее. Но когда ты себя чувствуешь очень нужным, у тебя есть всемогущий Отец, и у тебя есть миссия, и Он тебе поможет, и если это начинает действовать, работать, то, ну, не знаю, это очень счастливое состояние, когда человек находит своё место, он понимает, что он занимается тем, чем должен. У него нет никаких метаний, никаких исканий. Да, у него там сложности бывают, и поэтому этим ребятам просто нужно помочь. Это же несложно. Эту информацию им можно дать за один день, а дальше пускай они с этим живут, не надо их сразу приводить на многочасовое бдение, конечно же, потому что, к сожалению, не готовы. Человеку в высшую математику невозможно без арифметики. И поэтому потихоньку, очень часто родители приезжают, которые жалуются на детей, и я их останавливаю и говорю, что не надо. Не надо заставлять детей идти в том режиме, в каком хотите вы, вы должны уважать свободу. Вы можете объяснять, вы можете показать на своём примере, но насильно приносить какое-то внимание, приводить к Господу — это очень странная какая-то история.

Константин Мацан:

— Я вот так, может быть, несколько некорректно сказал, что в прошлой жизни психолог, кандидат наук...

Игумения Михаила:

— Ну это всё правильно, монахи умирают, поэтому да.

Константин Мацан:

— Но я просто понимаю, что кандидат наук бывшим не бывает. Да, если была работа, была научная степень, был за плечами этот опыт, он не может не проявляться, не помогать потом в жизни, но вот для вас в общении с молодыми людьми вот опыт науки психологии, скорее, помогает, мешает или как бы идет параллельно или вы к нему не обращаетесь?

Игумения Михаила:

— Конечно же, мы есть продукт той жизни, которую мы прожили, того опыта, который у нас есть. Но вот я вчера даже разговаривала как раз с знакомой, у неё сложная ситуация, и мы когда разговаривали, она говорит: «У меня травмы». Я говорю: «Слава Богу, это замечательно, что ты такая сильная из-за того, что ты вот это всё пережила. У тебя есть опыт, уникальный опыт». И, конечно, если человек благодарен даже за это, потому что благодаря этому у него есть уже определённые какие-то качества, и поэтому, почему плохо? Неплохо, если даже была травма. Другое дело, правильно это всё в дело пустить, чтобы всё это шло в дело как раз того самого предназначения, служения. Я думаю, что ничего случайного же с нами не происходит. Всё происходит, потому что так надо и по силам. Но если человек вне Бога и вне возможности обращения к Нему, конечно, это непосильно для человека. И мы счастливы тем, что мы можем обратиться. И наша задача, я считаю, первостепенная, всё-таки вот довести и дать эту возможность осознать, но с учётом того, что всё-таки есть специфика, вот если мы говорим про молодых ребят, есть определённая специфика, и нужно её учитывать. Если мы её учитывать не будем, они просто нас не услышат, вот и всё.

Константин Мацан:

— Мы сегодня говорим о паломничестве, и вы уже несколько раз упоминали о том, что развитие паломничества, каким его предпринимает Русская Православная Церковь, немыслимо без взаимодействия с государством. А вот чего сегодня в этом смысле церковь в лице комиссии вашей рабочей группы ждет от чиновников государства как контрагентов? Может, дороги построить там, не знаю, что-то там, налогообложения поменять, я не знаю, сейчас фантазирую на ходу.

Игумения Михаила:

— Тоже Господь все удивительно управляет, потому что еще до того, как вот получилось так, что я оказалась в комиссии, у меня было такое ощущение, что определенные процессы нужны. Но я же не могу с уверенностью знать, что это действительно так. Поэтому я молилась и говорила: «Господи, ну Ты управь. Если это нужно, значит, тогда всё сложится». И удивительно, что был ещё один человек, который, значит, по ту сторону баррикад, ну не баррикад, но, так скажем,

Константин Мацан:

— С той стороны переговорного стола.

Игумения Михаила:

— Да. И тоже были абсолютно те же воззвания и просьбы к Господу. И в определенный момент мы встречаемся и начинаем говорить абсолютно одни и те же просто выражения и фразы, и мысли. И это было удивительно. Мы до сих пор вот встречаемся с Еленой. Елена, она является руководителем Центра развития туризма в Центре стратегических разработок.

Константин Мацан:

— Елена Кравченко.

Игумения Михаила:

— Елена Кравченко, да. И когда мы встретились и общались, мы удивились, что мы практически транслируем мысли друг друга. И вот эта вот неслучайная встреча, тоже Владыка благословил, чтобы мы сотрудничали в рамках комиссии, и первый опыт уже есть сотрудничества как раз в рамках мероприятия подготовки к празднованию столетия праведной кончины святителя Тихона, потому что комиссией разработан был маршрут, и это маршрут в Москве, а помимо этого существует еще пять регионов, связанных, так скажем, с жизнью и со служением святителя Тихона.

Константин Мацан:

— На Аляску поедем?

Игумения Михаила:

— На Аляску нет еще. Но, во всяком случае, этот период озвучивается, и он информационно входит. Но по техническим возможностям очень дорого это удовольствие. И вот в рамках как раз подготовки у нас получилось сотворчество такое, соработничество. И это очень показало высокие результаты. Почему? Потому что мы не тратили силы и время на координацию, например, с органами исполнительной власти. Есть большое количество знаний о, например, центрах, относительно всех тех инструментов, которые есть, которые можно использовать. И вот сейчас, тоже по благословению Владыки, мы берём два региона, где есть запрос на развитие паломничества в регионе, и там состоятся стратегические сессии с участием органов власти, профильных. Также комиссия, эксперты комиссии, Центр стратегических разработок также будет. И будут, естественно, представители церкви, паломнических служб и туризма, то есть все те организации, которые тоже занимаются туризмом. И мы очень надеемся на то, что вот эта экспертная работа, совместная, она позволит на местах, именно в регионах, перезагрузиться и, может быть, получить информацию о тех инструментах, которые уже существуют, которые могут помочь. Во-вторых, методологически, как я уже сказала, может быть, доработать те маршруты, которые можно было бы использовать для молодежи, тоже одна из задач. И, помимо этого, есть сейчас очень хороший инструмент, например, получение статуса или введения объекта, так скажем, объекта, который может являться центром притяжения для паломников в национальный маршрут. То есть там возможно финансирование как раз то, о чем вы сказали. В рамках национального маршрута возможно финансирование направить на дороги, на инфраструктуру. Поэтому все эти инструменты... хотелось бы, чтобы всё работало на то, чтобы те святыни и те центры духовного притяжения, которые особенно мало известны... Это тоже очень важный момент, потому что, когда говорят о паломничестве, сразу говорят Дивеево, Троице-Сергиева Лавра, это, конечно, так, и без этого никуда. Но мы должны понимать, что есть большое количество святынь, монастырей, есть очень много мест, которые связаны исторически с очень такими серьёзными, важными и интересными событиями, которые нужно развивать, и нужно, чтобы люди знали о том, что эти места есть и что можно туда поехать. А паломнические службы тоже знакомились и впоследствии уже привозили паломников.

Константин Мацан:

— Как раз хотел спросить про такие, может быть, не самые известные маршруты, как их, ну, если угодно, популяризировать? Что сделать так, чтобы человек из множества вариантов предпочел бы поехать там не в Оптину пустыню, а вот к Александру Чагринскому.

Игумения Михаила:

— Ну, конечно же, здесь очень важным инструментом является инструмент продвижения. Мы с вами все понимаем, что этот инструмент очень дорогой. Можно разработать любой сайт, можно выпустить совершенно любую какую-то полиграфическую продукцию, но если не будет продумана и выверена правильная стратегия именно продвижения, причем эта стратегия должна, невозможно продвигать везде и всюду и для всех. То есть если разрабатывается стратегия продвижения, она должна быть заточена на определенного потребителя. Этот потребитель конкретная группа, с конкретными запросами, с конкретным образованием плюс-минус. И если это сделано правильно, грамотно и профессионально, это сработает. Ну и я думаю, что если регионы будут привлекать и вкладывать средства в инфраструктуру, как я уже говорила, и будет взаимное сотрудничество в рамках развития внутреннего туризма и продвижения паломнических маршрутов церковью, то я думаю, что будет максимально эффективно. Но это работа, это очень большая работа.

Константин Мацан:

— Ну что ж, помощи Божьей вам в этой работе и сил. Спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Игумения Михаила Солодухина, настоятельница Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, руководитель рабочей группы «Развития внутреннего и выездного паломничества», комиссии по развитию паломничества и принесению святынь Русской Православной Церкви. Спасибо еще раз за наш сегодняшний разговор. У микрофона в студии был Константин Мацан. До свидания.

Игумения Михаила:

— Константин, благодарю.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем