
Фото: Levi Meir Clancy/Unsplash
В Православной церкви имеются традиции, которые существуют веками, а потому воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Вот, например, все совершенно привыкли к тому, что священник вне богослужения, а иногда и во время него, носит просторную одежду с широкими рукавами, которая в Православии называется рясой. Ряса — неотъемлемый атрибут священнического облачения и, в целом, внешнего вида священника. Но мало кто знает, когда ряса появилась и, самое главное, для чего?
Русское слово «ряса» происходит от греческого «расон», что означает «вытертая, заношенная одежда». Это сегодня рясы могут шиться из шерсти или даже шелка. А в древности ряса представляла собой верхнюю одежду из самой простой, подчас бракованной ткани, которую за бесценок приобретали православные монахи. Да-да. Первоначально ряса являлась исключительно монашеской одеждой. Надевая на себя рясу, эту просторную, бесформенную одежду темного цвета, монахи тем самым показывали — они отреклись от мира, и им абсолютно нет дела до того, что носить.
По своей форме рясы древних монахов напоминали хитон — ту простую одежду, которую носил Христос и Его ученики-апостолы. Собственно, подобную одежду до сих пор носят мужчины на Ближнем востоке. Она представляет собой длинную рубашку с довольно широкими рукавами. Со временем традиция ношения рясы перешла от монахов к остальным священнослужителям Православной Церкви.
Когда Византия, восточная часть Римской империи, оказалась под властью турок, в жизни православных христиан многое изменилось. Изменилась и ряса. Согласно законодательству Османской империи Константинопольский Патриарх стал главой греческой диаспоры. Православные священники указом султана также приобрели функции чиновников внутри этой диаспоры. С этого времени Патриарх и его подчиненные вынуждены были облачиться в рясы, которые по своему фасону напоминали турецкие халаты — то есть имели застежки у горла, широкие полы и рукава. На своих головах греческие священники согласно закону вынуждены были носить фески — красные высокие шапки, которые в Церкви стали именоваться камилавками.
В 17 веке в ходе реформ Патриарха Никона рясы греческого или турецкого кроя появились на Руси. С этого момента рясы стали обязательными для ношения и монахами, и женатыми священниками. До Никона у нас также имелись рясы. Своим внешним видом они напоминали русский кафтан и носились только монахами. Женатые священники носили одежду, похожую на обыденные костюмы прочих мужчин. Ряса русского кроя сегодня носится нашим духовенством наравне с греческими рясами.
Существует еще один фасон рясы, который в России почти не встречается — так называемый румынский. Румыния в целом имеет самобытные церковные традиции. Это касается и внешнего вида священника. Румынская ряса по своему крою напоминает шинель — она имеет запах, прямые очертания и подплечники. Такой вид рясы считается румынскими священниками наиболее удобными для носки. Таким образом, в Православной Церкви имеется три вида ряс — греческий, русский и румынский. Все они равнозначны между собой и являются отражением культурной традиции того или иного православного народа.
Продуктовая помощь для жителей Донецка

Сотрудницы благотворительного центра «Отрада», что в городе Донецке знают — Николай Степанович не приходит без цветов. Недавно он принёс им пышный букет сирени! Пенсионер и его супруга — подопечные центра. Они приехали из села Красный Лиман, когда там начались боевые действия. «Нам дали на сборы только час. Мы бросили всё — дом, хозяйство — и немедленно покинули село, — вспоминает Николай Степанович. «Решили ехать в Донецк. Батюшка в одном из местных храмов накормил нас, даже денег дал и рассказал про благотворительную организацию, объяснил, как туда добраться. Здесь нас встретили как близких — одели, обули, обогрели... И до сих пор нас поддерживают!» — рассказывает пенсионер. А сам Николай Степанович по возможности радует команду благотворительного центра цветами в благодарность за то, что они помогают сотням нуждающихся, таких, как он и его жена.
Православный центр «Отрада» действует при Свято-Николаевском храме. Люди находят здесь духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — сердечное участие.
«Тут всегда согреют и помогут вновь обрести смысл, ощутить радость от того, что живёшь», — делится Валентина Егоровна. В прошлом она — учитель, сейчас на пенсии. Одна воспитывает внучку. «Благодаря этим людям, — говорит она о сотрудниках центра, — у нас есть можно сказать всё, что нужно для жизни: мы одеты и накормлены, а ещё у нас есть молитвенная поддержка».
Сегодня православному центру «Отрада» необходима продуктовая помощь. Крупы, макароны, консервы, масло, чай и сахар — всё это закупит и отправит в Донецк фонд «Мои друзья». Но сперва важно собрать на это средства. Поучаствовать в добром деле можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«5-е воскресенье по Пасхе, о самарянке». Священник Николай Конюхов

Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.11:19-26, 29-30) и Евангельского (Ин. 4:5-42) чтений в 5-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О самарянке», о днях памяти праведного Иова Многострадального, Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Братья и сестры в семье». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
Гостем программы «Семейный час» был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о взаимоотношениях братьев и сестер в семье, как на них могут влиять родители и как помочь детям сохранять теплые отношения между собой.
Ведущая: Анна Леонтьева