
Серафим и Георгий Знаменские
Изображение: https://clck.ru/358ymt
Неподалёку от Москвы находится старинное село Зелёная Слобода. Оно знаменито на весь мир — здесь родились великие спортсмены братья Знаменские. Дом их отца — священника Иоанна стоит до сих пор. В Советском Союзе умалчивалось, что бегуны Знаменские происходят из семьи священнослужителя, но братья знали и гордились тем, что династия священников их рода насчитывает 109 лет.
Ивана Знаменского и Анфису Успенскую свело несчастье. Анфисе было 19 лет, когда умер её отец — настоятель храма из Зелёной Слободы. Семья батюшки осталась без кормильца, а прихожане без священника. Исправлять положение прислали выпускника московской духовной семинарии Ивана Знаменского. Увидев Анфису, он понял, что никуда отсюда не уедет.
Девушка была хороша собой, умна и образована. Она окончила епархиальное училище, знала французский язык и играла на рояле так, что послушать её сбегалось всё село. Иван Васильевич переехал в Зелёную Слободу, обвенчался с Анфисой и стал настоятелем храма. В семье родилось десять детей. Все они умели пахать, сеять, косить. А, кроме того, под руководством мамы учились музыке. Анфиса Ивановна даже устраивала домашние экзамены. Как правило, аплодисментов удостаивался сын Серафим. Ребёнком он служил дьячком в церкви, прекрасно пел и сочинял музыку. Однажды, когда Серафим сыграл своё произведение брату Георгию, тот сказал: «Дерзай и станешь Шопеном!» Стать Шопеном Серафиму не пришлось. Хотя славы у него, как и у Георгия, впоследствии будет не меньше.
По семейной традиции дочери Иоанна Знаменского поступали учиться в Мариинское училище, а сыновья в московское Донское духовное училище. Получить образование успели все, кроме Георгия и Серафима. Им помешала революция. Братья вернулись домой. Вскоре там появился и возвратившийся с первой Мировой войны старший брат Сергей. Он увидел Горьку и Симку — так в семье называли Георгия и Серафима — и не узнал их, до того они похудели. Сергей был спортсменом, до войны занимался акробатикой. Он решил закалять братьев. Начали они с простых упражнений и пробежек по двору. Скоро во дворе стало тесно. Братья выбежали на улицу. Потом за околицу. Бег сменялся купанием в реке, даже в зимнюю пору.
О том, что спорт станет их жизнью, Георгий и Серафим не думали. Они работали на заводе «Серп и молот» и продолжали бегать. Им нравилось чувствовать себя здоровыми и сильными. Тем более, что уроки Сергея не прошли даром. Однажды они спасли Георгию жизнь. Он тогда служил на Черноморском флоте. И шлюпка, в которой находилось пять человек, перевернулась. Выплыть не смог никто, кроме Георгия.
На профессиональной беговой дорожке Знаменские оказались, когда Серафиму было уже 27 лет, а Георгию 30. Их первые победы на всесоюзных соревнованиях стали настоящей сенсацией. «Они не умеют ходить — только бегают!», «Да они прирождённые стайеры!» — восхищались тренеры. Братьев носили на руках. Отправляли на соревнования за границу. Им простили даже происхождение. Власти забыли о том, как в 20-ых годах арестовали отца бегунов. Его допрашивали и требовали одного — отречения от Бога. Иоанн Васильевич отказался. Священника держали в тюрьме девять месяцев. Потом отпустили. Он вернулся в свой храм и служил в нём ещё долгие годы.
Знаменские выступали на спортивной арене всего восемь лет. Но за это время успели стать легендой, «русским чудом», как окрестили их французские журналисты. Те же французы пошли на неслыханный шаг, учредив в своей стране специальный приз имени братьев Знаменских.
В Советском Союзе им — многократным чемпионам — щедро раздавали награды. Братьям благоволил и Сталин, знавший, что на Знаменских, как на классовых врагов написан не один донос. Вождь как-то спросил у Серафима и Георгия, не хотят ли они, чтобы он наказал их врагов. Братья отказались. Тогда Сталин произнёс историческую фразу: «Побольше бы таких „поповских детей“ и поменьше „пролетариев“, которые пишут мне письма».
После этого Знаменских не трогали. Они поступили в медицинский институт. Дипломы получили перед самой войной. С неё Серафим не вернулся. Георгий пережил его на четыре года. Но имена братьев Знаменских, воспитанных в семье православного священника, мир помнит до сих пор.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
24 мая. О причинах народного почитания Святителя Николая

22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар в 1087 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о причинах народного почитания Святителя Николая.
Это не случайно было такое, но просто какое-то общенародное почитание святителя Николая. А на чём основываются эти почитания? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что какие-то государственные силы содействовали сохранению такой памяти благочестивой в народе? Нет.
Потому только, что святитель Николай отвечает людям на их молитвы. Вот этот живой религиозный опыт, опыт веры, который связан с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ и является самым сильным для нас доказательством того, что Бог существует. Угодники Его существуют, которые молятся за нас.
Если бы не было бы этой обратной связи, то разве бы мы с вами здесь стояли? Разве был бы воздвигнут этот величественный храм? Да Господи, чего только не было в истории! Каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров! А многих память погибе с шумом.
А имя святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника, в том числе и заступника о нашей земле и о нашем народе. И вот дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подробностях предстоящей всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве пройдёт Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 25 мая состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан.
Рассказывают, что в дореволюционных дворянских семьях обязательной частью воспитания детей было посещение больниц, приютов для бедных, чтобы оказывать помощь тем, кому тяжелее. И, наверное, нет препятствий к тому, чтобы и сегодня эту традицию возрождать.
Какое значение для глубокого, здорового семейного общения взрослых и детей или даже супругов между собой имеют совместные добрые дела, дела милосердия, участие в социальных проектах, проще говоря, общая помощь тем твоим ближним, которым тяжелее, чем тебе. Об этом мы поговорим уже завтра.
В рамках Всероссийской недели «7Яфест» в воскресенье, 25 мая, состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия. Кто нуждается в нашей помощи и как творить добро с радостью?». Эта встреча пройдет в Москве, в Токмаковом переулке, в музее императора Николая II. В ней примут участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Ксения Алферова, актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, и другие замечательные гости. Модератором встречи выступит Роман Торгашин, директор Радио ВЕРА. Всех приглашаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема