
Серафим и Георгий Знаменские
Изображение: https://clck.ru/358ymt
Неподалёку от Москвы находится старинное село Зелёная Слобода. Оно знаменито на весь мир — здесь родились великие спортсмены братья Знаменские. Дом их отца — священника Иоанна стоит до сих пор. В Советском Союзе умалчивалось, что бегуны Знаменские происходят из семьи священнослужителя, но братья знали и гордились тем, что династия священников их рода насчитывает 109 лет.
Ивана Знаменского и Анфису Успенскую свело несчастье. Анфисе было 19 лет, когда умер её отец — настоятель храма из Зелёной Слободы. Семья батюшки осталась без кормильца, а прихожане без священника. Исправлять положение прислали выпускника московской духовной семинарии Ивана Знаменского. Увидев Анфису, он понял, что никуда отсюда не уедет.
Девушка была хороша собой, умна и образована. Она окончила епархиальное училище, знала французский язык и играла на рояле так, что послушать её сбегалось всё село. Иван Васильевич переехал в Зелёную Слободу, обвенчался с Анфисой и стал настоятелем храма. В семье родилось десять детей. Все они умели пахать, сеять, косить. А, кроме того, под руководством мамы учились музыке. Анфиса Ивановна даже устраивала домашние экзамены. Как правило, аплодисментов удостаивался сын Серафим. Ребёнком он служил дьячком в церкви, прекрасно пел и сочинял музыку. Однажды, когда Серафим сыграл своё произведение брату Георгию, тот сказал: «Дерзай и станешь Шопеном!» Стать Шопеном Серафиму не пришлось. Хотя славы у него, как и у Георгия, впоследствии будет не меньше.
По семейной традиции дочери Иоанна Знаменского поступали учиться в Мариинское училище, а сыновья в московское Донское духовное училище. Получить образование успели все, кроме Георгия и Серафима. Им помешала революция. Братья вернулись домой. Вскоре там появился и возвратившийся с первой Мировой войны старший брат Сергей. Он увидел Горьку и Симку — так в семье называли Георгия и Серафима — и не узнал их, до того они похудели. Сергей был спортсменом, до войны занимался акробатикой. Он решил закалять братьев. Начали они с простых упражнений и пробежек по двору. Скоро во дворе стало тесно. Братья выбежали на улицу. Потом за околицу. Бег сменялся купанием в реке, даже в зимнюю пору.
О том, что спорт станет их жизнью, Георгий и Серафим не думали. Они работали на заводе «Серп и молот» и продолжали бегать. Им нравилось чувствовать себя здоровыми и сильными. Тем более, что уроки Сергея не прошли даром. Однажды они спасли Георгию жизнь. Он тогда служил на Черноморском флоте. И шлюпка, в которой находилось пять человек, перевернулась. Выплыть не смог никто, кроме Георгия.
На профессиональной беговой дорожке Знаменские оказались, когда Серафиму было уже 27 лет, а Георгию 30. Их первые победы на всесоюзных соревнованиях стали настоящей сенсацией. «Они не умеют ходить — только бегают!», «Да они прирождённые стайеры!» — восхищались тренеры. Братьев носили на руках. Отправляли на соревнования за границу. Им простили даже происхождение. Власти забыли о том, как в 20-ых годах арестовали отца бегунов. Его допрашивали и требовали одного — отречения от Бога. Иоанн Васильевич отказался. Священника держали в тюрьме девять месяцев. Потом отпустили. Он вернулся в свой храм и служил в нём ещё долгие годы.
Знаменские выступали на спортивной арене всего восемь лет. Но за это время успели стать легендой, «русским чудом», как окрестили их французские журналисты. Те же французы пошли на неслыханный шаг, учредив в своей стране специальный приз имени братьев Знаменских.
В Советском Союзе им — многократным чемпионам — щедро раздавали награды. Братьям благоволил и Сталин, знавший, что на Знаменских, как на классовых врагов написан не один донос. Вождь как-то спросил у Серафима и Георгия, не хотят ли они, чтобы он наказал их врагов. Братья отказались. Тогда Сталин произнёс историческую фразу: «Побольше бы таких „поповских детей“ и поменьше „пролетариев“, которые пишут мне письма».
После этого Знаменских не трогали. Они поступили в медицинский институт. Дипломы получили перед самой войной. С неё Серафим не вернулся. Георгий пережил его на четыре года. Но имена братьев Знаменских, воспитанных в семье православного священника, мир помнит до сих пор.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.