Недавно я еще раз наткнулся на вопрос «зачем мне вера в Бога? Что она меняет?». Меняет она, конечно, все, но беда в том, что сам вопрос поставлен с головы на ноги. Бог — это не тот, о ком мы спрашиваем зачем Он. Это Тот, кто спрашивает у нас. Мы дадим Ему отчет за нашу жизнь.
Мы часто исходим из того, что в нашей жизни мы хозяева и никому не подотчетны; и если мы и обратимся к Богу, то потому, что это зачем-то понадобится нам, будет служить каким-то нашим целям и желаниям. Это ужасная ошибка, которая лежит в основании всех наших ошибок. Мы не сами себя создали, и не мы создали мир, в котором мы живем. Наша жизнь — это дар, все, что у нас есть — время, здоровье, таланты, способности — даровано нам Богом. Наступит момент, когда от нас потребуют отчета в том, как мы этим воспользовались.
Мы должны обратиться к Богу, потому что именно Он — законный Владыка нашей жизни. Именно Он поставил нас наместниками на земле, наделил нас властью принимать самостоятельные решения и менять реальность вокруг нас. И причина всех наших зол и бед — и личных, и общественных, и мировых — в том, что мы захотели быть не наместниками, а независимыми владыками.
Пока мы не признаем это, мы находимся в состоянии измены и мятежа против нашего законного Владыки — и законного Владыки всего мироздания. Поэтому вопрос стоит не «зачем мне». Вы же спрашиваете, живя в чужой квартире, «зачем мне хозяин квартиры». Если Вы на какое-то время вообразили, что квартира — Ваша, и сделали с ней что-то, что не понравится ее хозяину, Вам стоит подумать о том, как помириться с ним.
Но наша проблема — серьезнее, чем проблема недобросовестного арендатора. Бог — единственный источник жизни, любви, радости, любого блага, которое только может быть. Уходя от Него, мы уходим «во тьму внешнюю».
Так что вопрос стоит не о том, «зачем мне Бог», а о том, «как мне примириться с Богом, восстановить с Ним правильные отношения». Бог дает нам такою возможность через Иисуса Христа, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых.
Все, чем мы согрешили, все, что мы сделали худого, все нарушенные нами обязательства — за все это Христос понес осуждение вместо нас, когда Он умер на Кресте.
Мы можем покаяться — признать в Нем нашего подлинного Владыку и передать нашу жизнь Ему — и уверовать, то есть возложить на Него нашу надежду вечной жизни. Через покаяние и веру мы обретаем примирение с Богом и вечную жизнь. Эта вечная жизнь начинает проявлять себя уже здесь, на земле, и жизнь всякого, кто искренне обратится ко Христу, глубоко меняется. Жизнь не становится раем — но она становится гораздо более осмысленной, наполненной, здоровой и счастливой. Но обратиться к Богу надо не потому, что наша жизнь станет лучше (хотя она станет) А потому, что наша жизнь по праву принадлежит Ему.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер