
Самая первая молитва в моей жизни была молитва «Отче наш». Я не помню, как и при каких обстоятельствах я с ней познакомилась, сколько мне было лет. Но помню как запечаталось в сознании слово «Отче», такое ещё тогда незнакомое, созвучное со словами «отец», «отчество»... Своего отца в детстве я видела редко. Он был военным и очень часто уезжал в командировки. Родители были для меня, как, наверное, и для каждого на свете ребёнка, всем миром. Они давали мне пищу, успокаивали меня, если было больно или страшно, защищали от опасностей. Я всегда чувствовала их поддержку и любовь. Этих двух ангелов-хранителей, маму и папу, дал мне Господь. Наш Небесный Отец. Безусловно любящий нас, ищущий нас, если теряемся, дающий всё, что необходимо для жизни. Именно Он дал нам молитву «Отче наш». Об этом рассказывают два апостола-евангелиста, Лука и Матфей. Вот как о молитве написано в Евангелии от Матфея: «И сказал Христос: Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да прии́дет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Давайте поразмышляем над текстом этой молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть на церковнославянском языке звучит так: «Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́...» В этих строчках молитвы выражена её суть: Господь — не просто Владыка всего мира и строгий Судья. Он — наш родной Отец, тот, кто любит каждого из нас как единственного ребёнка. Давайте послушаем, как звучит первая часть молитвы.
Во второй части молитвословия заключены просьбы, самые простые и естественные: чтобы Господь давал нам пищу и всё нужное для жизни, защищал от зла, прощал наши грехи. Вот как звучит второй фрагмент молитвы на церковнославянском языке: «Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь (то есть на сегодня); и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим. И не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго». Послушаем второй фрагмент молитвы.
Молитвословие «Отче наш» часто звучит во время богослужений. Важный момент исполнения молитвы — на Литургии перед Причастием. Её поют всем приходом, соборно, торжественно. А слова простые и незатейливые. Будто ребёнок обращается к маме или папе. Искренне, с открытым сердцем, с абсолютной верой в то, что они услышат его и помогут, что они очень любят его.
Давайте послушаем молитву «Отче наш» полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема