
Фото: Piqsels
Однажды в воскресенье мы со старшими сыновьями делали уроки. Четверть была в самом разгаре, а сил на выполнение домашнего задания уже почти не было. Дело с уроками шло тяжело, и задачи плохо поддавались решению... А потом братья и вовсе взбунтовались.
— Мама, я не хочу делать математику! — возмущался один из них.
— Я не понимаю, что такое этот... как его? Центнер! И вообще я устал... — жаловался другой брат.
В комнату зашёл супруг и сказал:
— Всё. Уроки отменяются! Есть кое-что поважнее. Одевайтесь! Мы едем в Троице Сергиеву лавру!
Я даже немного опешила. Что может быть важнее уроков? Когда же их делать? Но послушалась и пошла одевать детей.
По дороге муж рассказывал нам о святом преподобном Сергии Радонежском, о том, что ему молятся о помощи в учении. Рассказывал о том, как зарождалась жемчужина русского монашества, один из красивейших монастырей России и всего мира — Троице-Сергиева лавра.
Первым делом мы зашли в Троицкий собор монастыря и поклонились святым мощам преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. У раки с мощами стоял священник. Он пел тропарь, посвящённый святому. Тропарь — значит гимн, прославляющее песнопение. Давайте попробуем разобраться в тексте тропаря, посвящённого преподобному Сергию Радонежскому, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Вот как звучит первая часть: «С юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, / и более всего возжелал от мирской суеты уклониться, / мужественно в пустыню вселился, / и чада послушания — смирения плоды в ней возрастил». По-церковнославянски первая часть тропаря звучит так: «От ю́ности восприя́л еси́ Христа́ в души́ твое́й, преподо́бне/ и па́че всего́ вожделе́л еси́ мирска́го мяте́жа уклони́тися:/ му́жески в пусты́ню всели́лся еси́,/ и ча́да послуша́ния в ней, плоды́ смире́ния, возрасти́л еси́».
Давайте послушаем первый фрагмент:
Вторая часть песнопения звучит так: «Потому, став Троицы селением, / чудесами твоими ты просветил всех, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подаёшь обильно. / Отче наш Сергий, моли Христа Бога да спасёт души наши». Вот как этот отрывок звучит на церковнославянском языке: «Тем, быв Тро́ице вселе́ние,/ чудесы́ твои́ми всех просвети́л еси́, приходя́щих к тебе́ ве́рою,/ и исцеле́ния всем подая́ оби́льно.// О́тче наш Се́ргие, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша».
Послушаем вторую часть:
Мы всей семьёй погуляли по Лавре, зашли в трапезную и выпили по стаканчику ароматного травяного чая. Потом мои счастливые дети побежали кормить голубей на площади перед монастырём. А мне совсем не хотелось уезжать из этого тихого, спокойного места, где царит Божья благодать.
Мы приехали домой, когда уже стемнело. «А давайте каждый день вместо уроков ездить в Лавру!» — радостно воскликнул Вова, снимая куртку. И мы дружно рассмеялись.
Предлагаю вместе послушать тропарь Сергию Радонежскому полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема