Однажды в воскресенье мы со старшими сыновьями делали уроки. Четверть была в самом разгаре, а сил на выполнение домашнего задания уже почти не было. Дело с уроками шло тяжело, и задачи плохо поддавались решению... А потом братья и вовсе взбунтовались.
— Мама, я не хочу делать математику! — возмущался один из них.
— Я не понимаю, что такое этот... как его? Центнер! И вообще я устал... — жаловался другой брат.
В комнату зашёл супруг и сказал:
— Всё. Уроки отменяются! Есть кое-что поважнее. Одевайтесь! Мы едем в Троице Сергиеву лавру!
Я даже немного опешила. Что может быть важнее уроков? Когда же их делать? Но послушалась и пошла одевать детей.
По дороге муж рассказывал нам о святом преподобном Сергии Радонежском, о том, что ему молятся о помощи в учении. Рассказывал о том, как зарождалась жемчужина русского монашества, один из красивейших монастырей России и всего мира — Троице-Сергиева лавра.
Первым делом мы зашли в Троицкий собор монастыря и поклонились святым мощам преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. У раки с мощами стоял священник. Он пел тропарь, посвящённый святому. Тропарь — значит гимн, прославляющее песнопение. Давайте попробуем разобраться в тексте тропаря, посвящённого преподобному Сергию Радонежскому, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Вот как звучит первая часть: «С юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, / и более всего возжелал от мирской суеты уклониться, / мужественно в пустыню вселился, / и чада послушания — смирения плоды в ней возрастил». По-церковнославянски первая часть тропаря звучит так: «От ю́ности восприя́л еси́ Христа́ в души́ твое́й, преподо́бне/ и па́че всего́ вожделе́л еси́ мирска́го мяте́жа уклони́тися:/ му́жески в пусты́ню всели́лся еси́,/ и ча́да послуша́ния в ней, плоды́ смире́ния, возрасти́л еси́».
Давайте послушаем первый фрагмент:
Вторая часть песнопения звучит так: «Потому, став Троицы селением, / чудесами твоими ты просветил всех, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подаёшь обильно. / Отче наш Сергий, моли Христа Бога да спасёт души наши». Вот как этот отрывок звучит на церковнославянском языке: «Тем, быв Тро́ице вселе́ние,/ чудесы́ твои́ми всех просвети́л еси́, приходя́щих к тебе́ ве́рою,/ и исцеле́ния всем подая́ оби́льно.// О́тче наш Се́ргие, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша».
Послушаем вторую часть:
Мы всей семьёй погуляли по Лавре, зашли в трапезную и выпили по стаканчику ароматного травяного чая. Потом мои счастливые дети побежали кормить голубей на площади перед монастырём. А мне совсем не хотелось уезжать из этого тихого, спокойного места, где царит Божья благодать.
Мы приехали домой, когда уже стемнело. «А давайте каждый день вместо уроков ездить в Лавру!» — радостно воскликнул Вова, снимая куртку. И мы дружно рассмеялись.
Предлагаю вместе послушать тропарь Сергию Радонежскому полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов