«Основы духовно-нравственной культуры в школе». Игумен Герман (Скрыпник) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Основы духовно-нравственной культуры в школе». Игумен Герман (Скрыпник)

* Поделиться

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.

В восемь вечера у нас в гостях настоятель Покровского храма в Луганской Народной Республике, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ровеньковской епархии игумен Герман Скрыпник.

Мы говорили с нашим гостем о его опыте преподавания в школе и о том, как образование связано с духовно-нравственным воспитанием.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона моя коллега Кира Лаврентьева —

К. Лаврентьева

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Я — Константин Мацан. Сегодня мы будем говорить об образовании. Эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей, всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. Сегодня у нас в гостях игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Ровеньковской епархии Луганской народной республики и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ровеньковской епархии. Добрый вечер.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Ну вот разговор об образовании. Вы учитель, помимо того, что священник, учитель с большим опытом. И до сих пор преподаёте, причём в светской школе, не в церковной. Это очень интересный разворот, мы об этом поговорим. Но я, как вы понимаете, не могу не начать разговор с такого вопроса. Сейчас, когда боевые действия идут в непосредственной близости от вас, вообще до образования? Силы остаются на то, что чтобы этим заниматься?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Милостью Божией мы как бы находимся, уже можно сказать, наша епархия, в тылу. Есть, конечно, свои особенности, понятно, военное положение, и ограничения особые — комендантский час и так далее. Иногда бывают прилёты, но всё-таки это уже не линия соприкосновения, можно сказать, что это такой тыл. У нас в 2014 году всё закончилось, когда линия фронта отошла далеко от нас. Поэтому с этим, слава Богу...

К. Мацан

— Мой вопрос, может быть, даже не столько про именно связь с боевыми действиями, а про то, что ситуация тяжёлая давно в этом регионе. И вот из Москвы может показаться так, что психология должна быть такой: сейчас вот как бы закончится, и тогда мы будем заниматься развитием образования, хорошими программами и так далее. А пока сейчас надо переждать, пересидеть. А другая картина, которая рисуется, когда на вас смотришь, что нет, жизнь не остановилась, в этом смысле, мы работаем, занимаемся будущим детей, и сейчас так же, как и раньше, может быть, даже более усиленно. Ведь вы же не просто преподаёте, вы же... ну, всегда человек развивает, мыслит планами, творит. И время, казалось бы, все мысли в другую сторону обращает, что вот сейчас как-то всё устаканится, и тогда будем заниматься мирным строительством. Или нет?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Нет, нам не дают такой возможности. Вы знаете, я родился в Луганске, всю жизнь прожил в Луганске. Никуда не выезжая, уже четвёртое гражданство получил. Хорошо, конечно, что я вернулся к началу. Это был СССР, это был украинский паспорт, это паспорт Луганской народной республики, а сейчас паспорт российский. И я вот уезжал к вам на радио, и как-то двух девочек-сестричек спросил, одна во втором классе, другая в четвёртом, после трапезы, после службы сказал, что я еду в столицу нашей родины. А потом спросил их: «А вы знаете, какая столица нашей родины?» — и они не знают, какая столица нашей родины. Мне легче, потому что я родился в СССР, туда же примерно и вернулся. Но сложность в том, что китайцы говорят, что не дай Боже жить в эпоху перемен. Поэтому, конечно, все нормативные акты, вплоть до языка, который сначала преподавал на украинском, потом на русском, это, конечно, не все выдерживают. Не столько боевые действия, а сколько эти бесконечные перемены. Это очень сложно, повторюсь, и многие просто даже не выдерживают и сходят с дистанции. Потому что перестроиться, и четыре раза, а если человек уже в возрасте, педагог, это очень сложно.

К. Мацан

— Вы на русском сейчас преподаёте?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Сейчас, конечно, на русском.

К. Мацан

— А вот до Луганской народной республики на украинском преподавали?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да. Причём, если мы говорим о направлении духовно-нравственном, то при Украине это было факультативно. Можно было с 90-х годов преподавать, в принципе. Это называлось «Христианская этика». При уже лнр у нас была взята такая политика, если кто-то заинтересуется, советую почитать объяснение символики Луганской народной республики. Она очень интересная, даже я был немножко удивлён. Допустим, восьмиконечная звезда вверху над колосьями жёлтая — это описывается прям официально — является Вифлеемской звездой, которая привела... Но очень интересная трактовка пятиконечной звезды: в том числе пятиконечная звезда символизирует пять чувств Иисуса Христа и являет Его человеческую природу.

К. Мацан

— Ничего себе! Богословы писали.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Это в официальном описании. Было такое взято направление в 2014 году. Что мы могли сделать? Разруха, вот всё... а вот здесь мы могли себя проявить. И поэтому первый год был год духовности. В 4, 5 классах ввели «Основы православной культуры». Причём особенность такая, что здесь, допустим, у нас в России, ОРКСЭ, так как разные регионы регионы могут выбрать свой модуль какой-то, один из пяти: ислам, буддизм, основные религии России и так далее. А у нас, из-за того, что в основном все православными себя идентифицируют, и властью, так сказать, нашего правительства выбрана была такая политика, что у нас во всех классах преподавали основы православной культуры. И я вот знаком был с нашим луганским имамом, и его сын учился в школе, где преподавали основы православной культуры. И ему, в принципе, это нравилось. И его отец, имам, говорит, что он живёт в этой культуре, поэтому должен знать эту культуру, раз живёт в окружении в основном православных людей. У нас было много экспериментальных школ, где не только в 4-х и 5 классах ввели основы православной культуры. Кстати, учебник первый, который мы напечатали в Луганской народной республике, это был учебник по основам православной культуры. У нас несколько учебных заведений, в том числе и моё учебное заведение Свердловский лицей номер один, это было на тот день 1113 детей. Мы взяли такой эксперимент: мы ввели в одном из классов с 1-й по 11-й. И я написал как раз диссертацию на эту тему, закончил аспирантуру в Педагогическом университете луганском, «Формирование готовности учителей преподавания духовно-нравственного просвещения в школах».
И вторая часть диссертации была основана как раз вот на этом эксперименте. И оказалось, что те классы, в которых мы выбрали предмет «Основы православной культуры», расширили его, доведя до выпускного, оказались лучшие показатели по всем остальным предметам. Вот это было очень удивительно для нас для всех и неожиданно. Потому что мы ввели дополнительный предмет как бы гуманитарный, скажем так. А у нас лицей — там специализация. И это светское учебное заведение, одно из самых лучших, где детей стараются пристроить, так сказать, зная о качестве... у нас много поступает и в МГУ, и хорошие показатели, хорошее образование. И очень внимательно следят, таблица есть в школе. И оказалось, что, может быть, создался какой-то микроклимат внутри класса, и он позволил сделать показатель не только по этому направлению гуманитарному, но и по всем остальным предметам точным в том числе. Такая вот особенность. Результат этого эксперимента неожиданный для всех. Но, к сожалению, в данном случае, я думаю, в какой-то степени, может быть, как переходный период, к сожалению, мы входим в парадигму, так сказать, российского образования и стандартов. Она рассчитана на особенность, что многонациональная страна и многоконфессиональная. И поэтому, конечно, для нас, честно говоря, это немножко даже шаг назад. Потому что по привычке, конечно, у нас ещё очень многие выбирают ОПК, но есть места, где уже выбирают основы светской этики и т. д., и т. п. Да даже с учебником. Вот у нас в федеральном перечне учебников только один — Васильевой. У нас в республике этого учебника нет ни одного, даже у учителей.

К. Мацан

— Видите. У всей России есть, чему поучиться у вас.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Согласен. Только хочет ли она учиться? В данном случае я вижу, к сожалению, пока шаг назад, я бы сказал. У нас и садики были экспериментальные. В Педагогическом университете — у нас один Педагогический университет в Луганске — был открыт Центр духовно-нравственного просвещения имени Нестора Летописца. И, кстати, мы выиграли — вы знаете, «За нравственный подвиг учителя» — у нас участвовал именно этот центр при университете. И он особым призом награждён. Приехал руководитель, директор в Москву получить эту награду высокую. Это, конечно, очень приятно, что оценили наши труды — хотя бы со стороны Церкви. К нам приезжал руководитель Синодального отдела владыка Евгений, встречался с министерством.

К. Мацан

— Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да. С его помощью, слава Богу, мы наконец-то подписали соглашение с Министерством образования. Как бы, конечно, потихонечку всё двигается, но трудновато. И в какой-то степени, повторюсь, как бы шаг, наверное, назад — из-за особенностей нормативных баз, так сказать, и так далее.

К. Мацан

— Но вот те ваши экспериментальные программы — вы говорили про детский садик, где, очевидно, реализовывалась программа духовно-нравственного воспитания. Вот понятно, чтобы об этом рассказать, надо об этом рассказывать серьёзно, подробно, в деталях. Такой возможности у нас сейчас нет, и формат не тот. Но вот, может быть, в самых общих чертах: каков ваш подход? Что нужно делать или, может быть, каких ошибок не совершать, чтобы вот это духовно-нравственное воспитание реализовывалось и было эффективным, было таким вот неказённым, неформальным? Я спрашиваю, потому что у нас же часто, и не без основания, так немножечко мы кривимся, когда говорим «духовно-нравственное воспитание», что-то в этом есть такое назидательное, дидактичное, скучное и морализаторское. Вот, очевидно, ваш опыт показывает, что можно по-другому это делать. Как?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Я думаю, всегда это должно быть индивидуально. У нас используются разные программы: и Аллы Валентиновны Бородиной — Царство ей Небесное. Я лично использовал, она более мягкая, так сказать, более культурологическая. И Шевченко, которая больше так похожа на Закон Божий. И даже кадетский корпус, про который я вспоминал, написал свою собственную программу, и наши Министерство образования её зарегистрировало. Мы написали специальные методические пособия. Я методистом проработал тоже несколько лет при Управлении образования. И думаю, что подход должен быть индивидуальный. Везде атмосфера в каждой школе своя и в садике. Есть поселковые, есть городские, есть маленькие совсем школы с маленьким наполнением классов, есть большие школы, лицеи, гимназии. Лучше всего, мне кажется, не всех под одну гребёнку, а всё-таки индивидуальный подход — это самый лучший показывает результат. Если коллектив, допустим, педагогический уловил, у них согласие между собой есть, тогда это будет приносить какой-то плод. Если смотреть по восприятию детей, то начальные классы, конечно, всегда с большим интересом, энтузиазмом задают вопросы, участвуют, им это очень интересно. Когда переходят в среднюю школу, им уже сложнее, потому что та действительность, их окружающая, эта семейная, может быть, жизнь, так сказать, настраивает их уже на другие ценности, скажем так. И вот это уже происходит такой конфликт некий, тут очень сложно. Я сейчас в 5-6 классах, это довольно сложно. Если я иду в 4-й, в начальный, то это, конечно, для меня отдых, потому что они ещё очень сильно интересуются этим вопросом. Для них этот урок, как какое-то волшебство иногда. У меня даже был такой случай как-то в начальной школе. Я хожу всегда в священнической одежде. Сначала это было непривычно многим. И как-то: «Мама, смотри, это наш школьный бог пошёл!» Меня потом директор долго так и называл: «Где наш школьный бог?» Мама тоже такая: «Нет, это вот представитель как бы Церкви на земле, это не Бог». Так он в следующий раз ещё лучше встретил — встал на ступеньках, увидел меня, руку поднял: «Приветствуя тебя, представитель Неба на земле!»

К. Мацан

— Хорошо сказал мальчик, богословски точно.

К. Лаврентьева

— В гостях у «Светлого вечера» игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Ровеньковской епархии Луганской народной республики, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ровеньковской епархии. У микрофонов Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Знаете, я вспомнила, как один известный проповедник нездешний, американский рассказывал, как он ехал в облачении на эскалаторе в метро, и позади него стояла девочка с мамой. И она его зовёт, дёргает за подрясник, он поворачивается, она говорит: «Здравствуй, Господи». — «Здравствуй, девочка. Ты хорошо себя вела?» — «Да, Господи». И он говорит, что не надо его осуждать за то, что он так сделал, потому что мы каждый должны всё-таки нести образ Божий в мир. Ну, вот как-то так он ответил на это, с юмором, ясное дело. И вы мне напомнили эту историю сейчас.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Юмора в школе хватает очень много.

К. Лаврентьева

— Отец Герман, вы знаете, когда я слышу о преподавании какого-либо вообще, если честно, хоть какого-то такого околоцерковного образования в школах, я всегда думаю о том — и не я одна, понятно, все думают о том, кто будет преподавать. И во всех школьных чатах, кто обсуждает это всё, родительских, они, естественно, обсуждают, что если и преподавать основы православной культуры, то это должен быть человек, который очень вовлечён. То есть не просто какую-то сухую информацию, сухую выжимку давать — тогда мы вернёмся на сто лет назад, во времена дореволюционные, последние годы, когда это всё будет просто сухо, по делу. Я понимаю, что это было не везде, но была проблема, когда у нас священники действительно уже как-то заскучали. И в семинариях как-то это было сто лет назад, ещё в дореволюционные времена. И в семинариях как-то это всё было порой очень грустно. И очень страшно к этому вернуться. Хочется, чтобы как-то всё горело, как-то огонёк поддерживался веры и в священниках, и в христианах, которые ходят в храм, и их прибавлялось. Но, в общем, ладно, это такие мои размышления. И, отец Герман, для меня большое счастье, что можно как матери, у которой тоже ребёнок слушает этот предмет в школе, всё-таки спросить у вас: а что вы делаете, когда видите в детях откровенный цинизм? Вообще бывает такое? Человек, например, из неверующий семьи. Ему вообще всё, что вы сейчас говорите, это вот просто, грубо говоря, мимо, по барабану, говоря молодёжным языком. Вот вы что-то будете делать с ним, если вы видите, что пока просто не в коня корм?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Ну, знаете, наверняка «не холоден ты и не горяч». Страшнее всего холодность. И по поводу того, кто будет преподавать. Мне тяжело было работать с воинствующими атеистами и с верующими фанатиками — вот эти две крайности. Должен человек быть специалистом. Зачастую так получается, что священники часто знают суть предмета, но не знают особенности возрастной педагогики, как бы этот момент. А учитель зачастую как бы этой методикой владеет, но не в курсе, так сказать, содержимого этого предмета. Это такая вот небольшая проблема, но всё это решается. Главное, чтобы, да, действительно человек хотел. На энтузиазме, наверное, всё и держится. А про второй случай, про который вы спросили, что не в коня корм. Знаете, бывает просто иногда поразительно... у меня были ученики с явно неславянскими именами и фамилиями, но они выигрывали викторину по основам православной культуры, показывая лучший результат, чем, так сказать, носители, по крайней мере внешне, православной культуры. Потому что обычно все дети крещёные в школе. Как они уже к этому относятся, их родители, но крестят обычно всё равно всех. И тут этот вопрос нужно разбить на две части. Первое — это знание. Это, наверное, самая большая проблема сейчас. Как Лесков писал, что Русь крещена, но не просвещена, так всё и осталось. У нас знаний никаких нет, и самое страшно, что этих знаний нет о православной культуре у людей, которые стоят как бы у руля этого всего. Хотя у нас есть уже нормативная база, уже и прописали, что же это такое — духовно-нравственные ценности, их уже конкретно перечислили. Но из-за атеистического прошлого мы очень сильно в этом плане невежествены. Это большая проблема — это знание.
И вторая, почему этот предмет не оценивается, что знание — это знание, но как это человек будет применять? Я слышал такую историю, что на пароходе священник ехал, с детьми в том числе, и там победители олимпиад по ОПК были. Ему предложили, поскольку он ещё и преподаватель, заняться детьми. И он устроил там какую-то олимпиаду. И вдруг один мальчик шикарно на всё отвечал, показывал знания гораздо выше остальных. И он спросил: «Откуда у тебя такие знания?» — «Мне папа сказал, что если закончу этот предмет на отлично, то он мне „Ягуар“ купит. Ну а вообще я православие ненавижу».

К. Лаврентьева

— Ничего себе!

Игум. Герман (Скрыпник)

— Знаете, у меня тоже такой был опыт, когда мне говорили: «Мы тебя, батюшка, любим, нам нравится к тебе ездить, нравится слушать, что ты говоришь, нравится то, как ты с нами поступаешь, как ты ведёшь, поведение. Вообще, христианство, по отношению чтоб ко мне его применяли, мне нравится. Но мне оно не подходит, потому что у людей уже другое мировоззрение», — явно не христианское, а даже противохристианское, то есть настроенное на потребление, на материальную выгоду и так далее. Это расходится с учением христианства. И получается, чтобы ко мне проявляли поступки, это я принимаю. Но сам я не собираюсь этого делать, потому что мне это не подходит. Это в какой-то степени у меня было даже иногда разочарование, а с другой стороны, ну, по крайней мере, удалось показать, что есть христианство — человек сделал свой выбор. Как вот на Кресте Господь всех разделил. Нижняя перекладина не зря же, так сказать, повернулась одним концом вниз, другим вверх. Он говорит: многим Я пришёл на падение. Тут ничего не сделаешь. Но человек, по крайней мере, сделал свой выбор. Я хотя бы предложил, так сказать. Но бывает и такой выбор.

К. Лаврентьева

— Будем надеяться, что он не окончательный.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Конечно, семена заложены, уже, по крайней мере, хотя бы есть знания. У очень многих этих знаний и понятий нет. Они смотрят на нас и совершенно не понимают, о чём речь. У них вот эти вот фейковые познания с атеистических времён остались, и они просто в этом предмете ничего не понимают и не разбираются. Если хотите — я удивляюсь, почему до сих пор не спросили, как удалось мне так сочетать.

К. Мацан

— Я как раз хочу спросить вас: вообще, в принципе, о вашем пути чуть-чуть рассказать. Потому что, с одной стороны, вы монах, священнослужитель. С другой стороны, большой педагогический опыт в светской школе. Всё-таки где вы работаете и в качестве кого?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Но здесь как раз история, которая ответит сразу на два вопроса. Я учился в обыкновенной советской школе, и мои родители были простые рабочие. И даже бабушки и дедушки были невоцерковлённые, как сейчас говорят. А уже прабабушки и прадедушки, конечно, все были люди верующие, даже одна была монахиня. И это показывает момент потери преемственности. Почему такое невежество сейчас у большинства людей? Потому что мы потеряли преемственность. В 90-е годы кто пришёл в Церковь, на себе это очень сильно ощутил — потеря преемственности. Мы такие делали ошибки, даже до смешного. Нашли Типикон, а там про трапезу сказано: и едим два варенья. И монахини: где второе варенье, почему только клубничное, где ещё одно? А имеется в виду, что два раза пищу варёную едим. На славянском: «едим два варенья». И если это в среде церковных такая беда...

К. Мацан

— Это по-матерински: одного мало варенья, надо два варенья к чайку поставить.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Представьте, что творилось тогда у людей вообще светских, если такое в монастыре. И поэтому как раз в эту эпоху я заканчивал школу, обыкновенную, советскую, в 10-м классе. И уже Перестройка. У нас директор школы вёл историю, к нам уже на «вы» обращался, уже усы пробивались такие юношеские, уже дух перемен. И к нам приходит на замену учительница начальных классов. И там что-то о Пушкине, конкретно о Дубровском, заговорили. И кто-то высказал своё мнение. А есть такая не ошибка, а соблазн в начальной школе подавлять своим авторитетом взрослого человека. Это естественно как бы. И вот она с таким же пришла, но пришла уже в выпускной класс. Естественно, получился небольшой конфликт. И мы стали возмущаться, что один из учеников своё мнение высказал по поводу этого произведения, и оно не совпало, так сказать, с «политикой партии». И вот неправильно, «два». Как это неправильно? — у человека своё мнение. Что это вообще такой за сюжет интересный? Это Маша сама позвала Володю, ну и эсэмэска там где-то в дупле застряла — у нас всегда со связью проблемы. Но это её инициатива. И, значит, возвращается назад, выдали насильно замуж за этого пьяницу, у них ни совместной ночи, ни детей. Этот рискует своей жизнью, выполняет её просьбу: «Маша, ты свободна!» Она такая: «Поздно», — продинамила его, понимаешь ли. И всё такое — вообще, что мы изучаем? «Ты не понимаешь, Скрыпник, это были они религиозные, забитые и невежественные». Я говорю: «Подождите, Марья Ивановна, а вы по-французски говорите? А на фортепиано играете? Нет? Так это вы невежественные». Она: «К директору!»
И здесь Олег Михайлович поступил непедагогично. Я теперь понимаю, почему — 90-е годы. Он говорит без свидетелей: «Ну, выгоню я её, а где я другого возьму?» И здесь моё детство закончилось. Знаете, бывают такие вехи, когда понимаешь, что ты переступаешь в другую жизнь. Я уже не ребёнок — со мной вдруг реально стали говорить как со взрослым. Но он отгадал каким-то чутьём. Я говорю: я пойду. Я с этим вопросом, конечно, пришёл в институт в том числе. Но там мне тоже ничего не ответили. То есть основной ответ был такой, что это религиозное табу, традиция, культура. Я говорю: «Подождите, человек ради какой-то традиции — сейчас вон сколько венчается и разводится — ставит всю свою жизнь на кон. В чём же суть тогда этой традиции?» А в чём суть этой традиции так никто и не рассказал. Вот сейчас Пётр и Феврония — то же самое, та же история. Сейчас мне дети то же самое говорят: «А как это? Она воспользовалась просто моментом — какая хитрая. Как это так?»

К. Мацан

— Меня тоже всегда занимал этот вопрос. И что вы отвечаете?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Во-первых, конечно, обычно девушки на стороне Февронии: любовь. Я говорю: «Подождите, вот представьте: „Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)“ не было. Вы знаете, что он какой-то старый, болеет какой-то проказой. Вы бы реально вышли замуж? И если она была корыстная и умная, она же понимала, что её свои, так сказать, односельчане будут завидовать, а бояре не примут. Она же умная — там же об этом тоже очень много. И она бы тогда не отказалась от денег. Она бы взяла деньги, так сказать, и выбрала себе суженого-ряженого, подкаблучника. А здесь она вопрошает на самом деле, вопрос поставила такой: могу ли я, не будучи женой, его лечить? То есть она воспринимает это, как и Маша, это что — мой крест?» Потому что в православном мировоззрении того времени это не надо было объяснять, естественно, ни при Ермолае-Еразме, авторе Петра и Февронии, ни при Пушкине. Не надо было объяснять, люди, которые жили в этой эпохе, понимали, о чём речь. Оказывается, брак и дети — это не самоцель, а средство к приобретению качества единственного, которое человеку понадобится после смерти. Потому что если очень коротко сказать, что нас ждёт после смерти — мне жалко, что этой притчи нет в Евангелии, но она передаёт весь дух, как мне кажется. Наверняка многие её слышали, но я повторюсь. Значит, один мужик попросил: Господи, покажи мне, какой рай, какой ад. Ему показывают комнату, в принципе, всё одинаково: все едят — это тоже понятно, я люблю повеселиться, особенно поесть. Но в одной комнате все грустные, а в другой все радостные. А меню то же — те же омары, которые я никогда не ел. Мужик спрашивает: а в чём же разница? Ему в ответ: присмотрись, что у них в руках. А у них такие, как в суши-барах дают, палочки, только очень длинные. И они взять всё могут, но донести до рта не могут, поэтому страдают. А во второй комнате догадались — они кормят друг друга. Вот это по сути, вкратце всё мировоззрение христианина, что цель всех этих хороших поступков не в самих поступках. Хоть ты бабушку перевёл 15 раз, хотя она не хотела и ей надо было в другую сторону. Или какое-то плохое дело сделал, и тебя за это судят. Нет — что случилось с твоим сердцем, когда ты это делал, что с ним произошло?
И тогда всё становится на свои места. Тогда ты понимаешь, что такое возрастная психология, когда для детей враг номер один часто родители. Потому что я хочу чипсы — борщ. Я хочу посидеть за компьютером — уроки делай. И тут ничего невозможно сделать. Ты ему не объяснишь, у него другая психология, он тебя не понимает. И удержаться здесь может только на любви, а если её нет... Я какое-то время преподавал в интернате. И там были ужасные случаи. Например, один учитель года отказался от усыновлённой девочки, потому что она стала развращать, с её слов, её родную дочку. Каким способом? Носить старую одежду и говорить, что их там плохо кормят. И когда удалось поговорить — очень кратко, — то она как учитель, понимаете, применила и в семье такую же, так сказать, методологию. Я говорю: а сколько раз на день ты её тактильно обнимала? Она говорит: вот у неё свободная комната, пространство, всё есть. Но она её не обнимала. А ребёнок это чувствовал, и он просто начал искать любовь — ту, к которой он привык, давя на жалость. То есть вот суррогат этой любви. Физически ребёнок просто умирает. И если человек прошёл этот этап, возраст возрастной психологии, начинается второе безобразие. Когда тут физиология мужчины и женщины. Мы, так сказать, мальчики с Марса, а девочки с Венеры. И мы психологически просто не понимаем друг друга. Мы по-другому ощущаем жизнь, мы по-другому проявляем эмоцию. Женщине нужно выговориться, мужчине промолчать и так далее. Мы разные. И вопрос: за что? Почему нам жить надо вместе? А по уму мы разные. Я считаю, что все эти отклонения: мужчина с мужчиной — да так просто легче, они же друг друга понимают. Здесь даже дело не в разврате каком-то, а в мозгах. Легче — потому что друг друга понимаем, а женщины мужчин не понимают. И опять это можно только удержаться, если есть любовь — в христианском понимании этого слова.

К. Мацан

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. У нас сегодня в гостях игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Ровеньковской епархии Луганской народной республики. Не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, у нас в гостях игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Ровеньковской епархии Луганской народной республики, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ровеньковской епархии. У микрофонов Константин Мацан и Кира Лаврентьева.

К. Мацан

— Отец Герман, вы начали рассказывать о своём пути. Вот вы рассказали о том, как подростком начали пытаться понять, в чём же традиция. Видимо, это вас потом в учительство привело. Как это происходило?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Нет, там я тоже не получил ответа. Потому что, повторюсь, атеистическая же у нас была пропаганда.

К. Мацан

— И куда вы пошли?

Игум. Герман (Скрыпник)

— И тогда пришлось искать в других местах.

К. Мацан

— В первоисточниках.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да, то есть уже в Церкви. Конечно, натолкнула и литература, и история. Когда начинаешь подходить уже более по-взрослому и обращаешься к первоисточнику, то совсем узнаёшь другие вещи, что, оказывается, всё, чему нас учили в школе, по крайней мере рассказывали о Церкви, это неправда, это фейк, скажем так. И даже сейчас недавно, когда я ехал перерегистрировать приход — в очередной раз повторюсь, как трудно жить в эпоху перемен — уже в Минюсте российском по новому законодательству. Я сдал документы, зашёл кофе попить, и баристка, девушка молодая, говорит: «А можно вопрос задать?» Я всегда хожу в подряснике, притягиваю всегда всех бомжей, пьяниц, цыган и, иногда бывает, баристов. И она спрашивает: «Мой молодой человек говорит, что в христианстве вы все рабы, а в язычестве мы — сыны Бога».

К. Мацан

— Какой интересный вопрос у бариста.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да, это не редкий вопрос.

К. Мацан

— Круто, что человек такой вопрос задаёт, это не банальный вопрос.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Я говорю: «Слушай, ты же где-то училась, наверное...» Она сказала, что училась в медицинском сначала, потом перешла в сельхоз, но всё равно в университете. Я говорю: «Обратись к первоисточнику, интернет есть — открывай, смотри. В Евангелии написано: вы уже Мои чада — вы не рабы, а чада».

К. Лаврентьева

— «Я не называю вас рабами, я называю вас друзьями».

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да, совершенно верно. Ты к первоисточнику обратись. Уже, казалось бы, 21-й год, а у неё такие вот понятия. Мы говорим зачастую о себе, что мы рабы Божьи, имея в виду, что мы работаем Богу в этом плане. Но Сам Господь называет нас детьми, то есть это неправильно. А второй у неё такой вопрос: куда Бог смотрит, если Он есть, почему война? И вот прекрасно этот учебник Васильевой — как раз накануне была тема в четвёртом классе, мы её разбирали, там иллюстрации очень красивые. Я прям несколько раз ещё переспрашивал: «Детки, а что будет, если у человека забрать его свободную волю и заставить всех жить правильно и хорошо?» Они на раз отвечают: так мы же будем, как марионетки. То есть в кого мы превратимся? И вот маленький человек знает, потому что у него есть ОПК, а вот уже более старшие... Для нас это кажется очень элементарными вопросами.
Но такие же забубоны у людей, которые стоят, получив ещё то образование, и они сейчас стоят и решают, и они просто не понимают, потому что у них, к сожалению, нет знаний о истинном православии. У них всё на уровне... Вот, знаете, их послушаешь... Даже вот радио: мой земляк написал прекрасную песню, по которой узнаёшь определённое радио, с детства мне знакомое, не буду его рекламировать. И я его иногда слушаю, включаю, потому что ещё с СССР помню этот мотив, который написала Матусовский, мой земляк, для этой песни. И там ведущий, допустим, целый час рассказывает биографию какого-нибудь известного музыканта американского, у которого сегодня день рождения. И где-то только в конце программы говорит, что сегодня ещё именины у каких-нибудь Параскев, и в этот день обычно смотрят на небо. То есть вот такой уровень преподавания. И все на нас действительно смотрят: ага, значит, Сретение — это зима встретилась с весною. Воздвижение — змеи куда-то залезли. Как будто мы юные натуралисты и собираемся в церкви перед переменой погоды.

К. Лаврентьева

— Ну да, это же языческие ещё все...

Игум. Герман (Скрыпник)

— До сих пор всё это осталось. Он не рассказал жития святого в этот день, а вот просто какую-то примету. И это до сих пор. Зато у него хватает эфирного времени рассказывать о каком-то чужестранце, которого мало кто знает.

К. Мацан

— Дорогие друзья, слушайте «Православный календарь» на Радио ВЕРА — не пожалеете.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Поэтому вот это главная беда — что многие люди, стоящие у власти в образовании в том числе, просто не понимают, о чём идёт речь. У них ещё понятия те — атеистические, фейковые. К. Мацан

— Мне интересно вернуться к вашей биографии, потому что это ответ на вопрос о том, как человек в сане, монах является одновременно преподавателем в светском учебном заведении. Игум. Герман (Скрыпник)

— Тут очень просто. Я стал священником в 90-е годы, когда храмы были разрушены. И у нас было, по-моему, три учебных заведения на весь бывший СССР, все остальные закрыли. И у нас, по-моему, в епархии было 50 храмов, а через месяц буквально — около пятисот. И священников не хватало катастрофически просто. И брали всех, так сказать, подряд, с образованием и без образования, потому что говорили: нет священника, мы приход не откроем, — уполномоченный. Я как раз эту эпоху ещё застал, когда, получив указ, я должен был прийти ещё в определённую службу. И там меня ребята в погонах очень долго уговаривали, предлагая блага всякие, видя моё второе образование, что вот...

К. Мацан

— Какое у вас образование?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Педагогическое и богословское. Но тогда нужны были священники, и надо было восстанавливать храмы. И как бы всё это отошло на второй план. Нужно было тут трудиться, крестить, отпевать, венчать. Были случаи, что по десять погребений в день, по 60 крещений в день— за субботу. То есть помните 90-е годы? Этот всплеск тоже неожиданный. Казалось бы, столько усилий приложено для того, чтобы православие, так сказать, уничтожить. И вдруг такой интерес и у молодых людей, открытие таких монастырей в эпоху разрухи, когда перелом, материальные трудности. И тут действительно, я считаю, было чудо. Потом немножко стихло, построили худо-бедно храмы, отремонтировали, отпели, покрестили, повенчали основную массу. Всё уже устаканилось, семинарии появились, училище всякие духовные. И тут второй вопрос стал, что нужно уже Церкви, так сказать, работать — возможность есть. Раньше почему её называли часто «молчащая»? Потому что запрещали всё. А теперь как бы зелёный свет. Но тоже, знаете, в тюрьмы сначала, в интернаты — нет чтобы сразу в пединститут, чтоб там готовить кадры. У нас же до сих пор предмет ОДНКНР, ОПК есть ,ОРКСЭ, а специальности в пединституте нет такой. Вот интересно: государство с нами сейчас себя ведёт, знаете, как?Когда не хочешь взять девушку замуж, а вот гражданский брак — вроде как мы вместе, но штамп не ставим. Вроде как у нас есть предметы ОДНКНР, ОПК, но специальности такой нет.

К. Мацан

— Давайте поясним.

Игум. Герман (Скрыпник)

— ОДНКНР — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». ОРКСЭ — «Основы религиозной культуры и светской этики».

К. Мацан

— Вот, да. Потому что вы так легко терминами профессиональными пользуетесь, а аббревиатуры могут быть не всем понятны.

Игум. Герман (Скрыпник)

— И тогда уже посмотрели, какое у меня второе образование — и просто послушание: сегодня храмы строить, завтра в школе преподавать. Монахам тут проще, тут проблем нет: что сказали, то и делаешь. Мы же, как военные — куда приказали, туда и идём. Так что никакого секрета нет. Но мы же знаем, что всё по Промыслу Божьему. И пришлось этот длинный путь совершить. И теперь ты понимаешь и литературу классическую — она же вся корнями выходит из Евангелия. А эту книгу даже не изучают. В том числе и Толстого изучают, а Евангелие тоненькое, на которое опирались все классики, без которого нельзя понять ничего — взять того же Дубровского — невозможно понять, почему она так поступила, если ты не обратился к первоисточнику и не знаешь учения христианского. О чём речь? Ничего ты не поймёшь ни в Достоевском, ни в Пушкине. Они это не объясняли, потому что в те времена было всё понятно и так — люди понимали, о чём идёт речь. А современный человек не понимает, потому что не имеет элементарных даже знаний об этом. Или же, к сожалению, имеет искажённое, что ещё труднее, потому что легче с чистого листа начинать. А у многих наших соотечественников, к сожалению, искажённые понятия о вере. Лучше, может быть, я иногда думаю, чтобы их вообще не было — как с чистого листа лучше бы начинали.

К. Мацан

— Вы преподаёте в светской школе?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да, «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это в четвёртом классе ОПК модуль кто выбрал. Потому что в ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики) в третьем классе выбирают родители в конце года, какой модуль они возьмут — один из пяти. Там есть и «Светская этика», которая нивелирует полностью этот предмет, на мой взгляд. И есть «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы культур народов России». Вот один из предметов, по выбору родителей или их законных представителей, вводится. ОДНКНР только в этом году обязателен в 5-6 классе. С ним тоже очень всё непросто. По содержанию подразумевалось, что он как бы продолжит идею ОРКСЭ, но очень он такой нивелированный, больше, знаете, как ОБЖ, тоже большие сложности. И сейчас буквально накануне я услышал, что уже появляются такие тенденции, чтобы его убрать — какую-то часть в историю, какие-то перенести в другие, разбросать как бы все эти темы. И, конечно, это очень печально, и мне кажется, это шаг назад очень большой.

К. Лаврентьева

— В гостях у «Светлого вечера» игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Ровненьковской епархии Луганской народной республики, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ровеньковской епархии. У микрофонов Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Отец Герман, у меня к вам такой вопрос: понятно, что Луганск и это место, в котором вы служите, в котором вы родились, это, ясное дело для всех сейчас, территории непростая, мы с этого начинали разговор. И вопрос самоопределения для себя школьников там, возможно, тоже стоит, может быть, немножко по-другому. Вот удаётся ли вам поговорить со старшими школьниками об их планах на будущее? Кем в основном они хотят быть, какие у них мысли о жизни? Потому что, наверное, сознание там, как мне кажется, у детей на приграничных территориях, это всё-таки такое, знаете, сознание более взрослого человека, по сравнению с сознанием ребёнка, который находится в более-менее благополучных условиях. Права ли я, так ли это? Можно ли назвать их реально более взрослыми — ваших десятиклассников? Более какими-то зрелыми, с более понятными целями, без вот каких-то метаний между десятью профессиями, или вообще не пойду учиться, пойду себя искать. Вот блогером буду, на «Ютубе» буду канал вести или ещё что-нибудь. Вот такие какие-то наивные очень представления о жизни присутствуют, или всё же нет такого?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Дети всегда остаются детьми во все времена. Если человек вспоминает свою жизнь, то детские годы всегда самые лучшие, даже если это и война, и чтобы ни случилось, но в воспоминаниях это всегда будет светлое время. Потому что дети всегда остаются детьми, чтобы их ни окружало, в какую бы ситуацию они ни попадали. Это всегда будет лучшее время для нас. Но на самом деле, конечно, дезориентированы очень сильно. Мы с этого начинали разговор — четыре паспорта я сменил, никуда не выезжая. Детям преподавали на одном языке, потом на другом. Я про столицу нашей родины уже говорил. А в начале этого учебного года у нас были выборы, не учились, но детей надо было чем-то занимать. И у меня есть такая экскурсия, всегда она плановая. Ко мне приехало около шестисот, наверное, детей. Как раз вводился предмет ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Я как бы тоже подготавливал их к этому, объяснял, что, смотрите, наша страна многонациональная, многоконфессиональная. Храм у меня один в честь Александра Невского. Рассказал по фрескам — для них это как комиксы в рисунках, раньше не могли читать, поэтому вот придумали житийные иконы, где эти клеймы, по сути, истоки первых комиксов — они всегда были духовно-нравственного направления сначала.
Раньше проблема была в том, что читать не могли, а сейчас не хотят читать. И опять комиксы в тренде, поэтому, в принципе, им понятно. Значит, фрески с житием Александра Невского, где на примере показал, что причина порабощения татаро-монголами — это разрозненность, нежелание стать под один флаг, подчиниться другому. Тут все начинали лидерство, я первый — вот эти все проблемы, к чему они привели. И в конце уже спрашиваю: а теперь скажите, что у нас общего — вот у людей с разной верой, с разной национальностью? И никто не ответил слово «отечество» — дезориентированы очень сильно, это очень трудно. Нам, взрослым, легче, а им поменять четыре страны за короткий период — это очень сложно, конечно. Это работать, работать и работать. Нам проще, взрослым, я вернулся в столицу нашей родины. А для них то столица Киев, потом Луганск, теперь Москва. Это сложно, вот здесь работать и работать. И как раз бы этот предмет и вовремя, но, к сожалению, проблем очень много. Вы как-то вначале спросили, как педагоги, как люди, которые живут, как они это всё перенесли, взрослые?
Я говорил, что тяжело, что перемены, но с другой стороны, люди... вы знаете, у нас даже был такой период переломный, когда не платили зарплату учителям полгода точно. И они всё равно ходили работать. Был даже случай, когда я завучем работал, учительница упала в обморок, но она всё равно приходила. Поэтому, конечно, люди там закалённые. И сейчас, когда ввели новый предмет, я обратился к руководству, к «Клевер Лаборатории». Нам предоставили такую возможность — у нас уже 30 учителей с начала года прошли курсы по ОДНКНР. Спасибо, конечно, этой платформе, где учителя могли перестроиться, подготовиться к этому предмету. Очень живые, настоящие курсы, живьём, так сказать, нам преподавали конкретно не в записи, вот Легойда конкретно, можно было вопрос задать во время, так сказать, обучения. Это, конечно, дорогого стоит. И у нас многие откликнулись с большой теплотой на эти курсы. Это огромная помощь. И, повторюсь, сразу 30 человек — мы будем, несмотря на то, что и связь где-то плохая, мы потом ещё в записи пересмотрим. Тот, кто хочет и желает, конечно, с энтузиазмом... народ у нас закалённый, порожняк не гонит, как говорят. Поэтому стараемся для детей. Но детям — это другое дело, им тяжелее. Потому что каждый раз меняется программа, каждый раз язык меняется. Поэтому, конечно, очень трудно в этом плане. А так они, как и все, как и везде, если есть доступ к интернету, в принципе, все, в любой глубинке, в деревне, в столице, он найдёт то, что ему интересно. И это наш тоже минус и наша беда. И как с этим справиться, понятия не имею. Потому что, конечно, та жизнь в гаджетах полностью ребёнка засасывает и нивелирует все наши усилия и стремления, потому что жизнь вся в основном там. Вот это вот проблема. И это не зависит, где этот ребёнок, хоть в Сибири, хоть в Крыму — если есть доступ к интернету, все они будут одинаковы.

К. Лаврентьева

— Ну и как вы думаете справляться с этим? Забирать телефон? Не заберёшь ведь.

Игум. Герман (Скрыпник)

— Не заберёшь. Знаете, тут много зависит ещё от семьи. Иногда проблемы не сколько от детей, сколько от их родителей бывают, которые уже были воспитаны в 90-е годы, в двухтысячные — это совсем другие люди. После 1917 года этот паровоз резко не остановился. Если сначала были люди верующие, потом жили в культуре верующей, а теперь уже и культура ушла, и это очень сильно ощутимо. Если он слышит дома, как матом разговаривают, и с каждого контента уже, пожалуйста, никто не запикивает, то для него это тоже становится нормой. Я слышу в школе, так сказать, и эту нецензурную лексику. И у меня нет сильных претензий к детям, потому что они это слышат и у себя дома, они это слушают и в интернете. И, собственно говоря, что от них требовать, если у них такое окружение? Но из своего духовного опыта я понимаю, что запретить и оградить человека, посадить его в какую-то такую колбу — это же не выход. Нужно дать прививку, как говорят. То есть если основное воспитание есть. До революции даже детский садик — нет, пока маленькие, а потом, наоборот, даже если дворянин, то ему, чтобы он понимал, как народ живёт, вот в такие училища отправляли. Если в семье вот это есть основное и дают, как прививку, чтобы он понял, что это плохо. Не оградить полностью, а дать прививку, что это плохо, тогда ещё можно что-то сделать. Но одним обучением, или возложив всю обязанность на школу, конечно, с этим не справиться. Потому что, если человек приходит домой, а там совсем другие приоритеты и мировоззрение, естественно, семья будет иметь больше авторитет, чем то, что говорят в школе. И, чего греха таить, говорят-то в школе одно, а ведут-то зачастую тоже не лучшим образом.

К. Мацан

— Что вы как пастырь и педагог скажете ребёнку, подростку, если услышите в своём присутствии ненормативную лексику от него?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Как-то Бог миловал. Если такое случалось, то меня как бы не видели, не замечали.

К. Мацан

— Ну, конечно, не вам в лицо. Я всё время возвращаюсь просто мыслями к одному эпизоду. У нас уже заканчивается программа, но вопрос важный. Я услышал, например, как детишки, парни такого среднешкольного возраста, которые только что были в алтаре, только что в стихарях ходили, потом играют на площадке рядом с храмом и говорят непечатными словами. Я прекрасно опять же понимаю, что настоятель храма знает об этой проблеме больше меня и работает над ней, работает, в отличие от меня, просто который о ней говорит. Я тут никому глаза не открою. Но мне интересен ваш опыт, потому что то, что вы как педагог опытный и пастырь можете сказать, посоветовать или как-то отреагировать, может быть, окажется полезным кому-то из родителей, которые нас слушают, которые с этим столкнутся. Если совсем просто этот вопрос сформулировать: как объяснить ребёнку, попытаться хотя бы, какой аргумент предложить, показывающий, что это не полезно — использовать такие слова?

Игум. Герман (Скрыпник)

— Да, вопрос сложный. Мне ещё довелось слушать в советской армии два года сержантом. Вот, понимаете, мужской коллектив, да ещё и должность начальника. И так получилось, что я ещё тогда не был церковным человеком, но я не ругался матом и добивался уважения сослуживцев другим способом. И вы знаете, то, что я не ругался тогда — не по религиозным убеждениям. Как бы это объяснить? С тобой ведут ровно так, насколько ты позволяешь, чтобы с тобой вели. Это очень тонкая грань, я даже не знаю, как её тут передать, но это все всегда чувствуют — вот где можно перейти, как с человеком можно себя вести. Смотрите, зачастую многие христианство считают как бы, простите за грубость, там лохами, они там везде смиряются. Но, посмотрите, Христа бьют, а Он спрашивает: если Я сказал что-то плохое, то скажи, а если нет, почему ты Меня бьёшь? То есть Он сохранил достоинство даже в той ситуации, когда Его унижали и издевались. И, наверное, если у человека есть этот стержень, это достоинство, то ему не надо объяснять, почему это плохо, он сам не будет ругаться. Но если ему показать, как достичь уважения к тебе другим способом в любой ситуации, даже когда тебе — вот на примере Христа, — то он сможет избежать этой беды. И его будут вокруг все уважать, он не будет, так сказать, тем словом, о котором я уже говорил. Простите, школа вносит свои особенности в мой лексикон.

К. Мацан

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я напомню, что у нас в гостях был игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Ровеньковской епархии Луганской народной республики, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ровеньковской епархии. Я напоминаю, что эти программы мы записываем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучшие, самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его можно на сайте clever-lab.pro. А мы, Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан, прощаемся с вами. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА.

К. Лаврентьева

— Всего хорошего.

Игум. Герман (Скрыпник)

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем