В давние времена у одного крестьянина жили осёл и два быка — старый и молодой.
Крестьянин сеял ячмень и пшеницу, и особенно трудно ему и его быкам приходилось весной, когда надо было пахать каменистое поле.
А вот ослу, наоборот, по весне жилось особенно вольготно. Зачастую его на весь день одного оставляли в хлеву, где он ленился, жирели ел за троих. Но вскоре ему и этого показалось мало, и осёл придумал коварный план, как отобрать корм у простодушного быка.
Вернулись как-то вечером голодные и уставшие быки в хлев, а осёл подошёл к старому быку, изобразил сочувствие и говорит:
— Здорово, друг. Всё пашешь? Вижу, трудно тебе приходится, годы-то о себе дают знать. Но я могу тебя научить, как избавиться от работы на поле.
— Скорее научи, — обрадовался старый бык.
— Когда придёт хозяин и положит перед тобой охапку свежей травы, ты возьми и отвернись от неё, — стал учить его осёл. — И всю ночь к еде не притрагивайся, лучше мне отдай. А завтра утром не вставай и лежи, голову повесив. Хозяин подумает, что ты заболел, и оставит тебя в покое.
Старый бык так и сделал. Хозяин пришёл в хлев, положил животным корм, но старый бык от него отвернулся и даже не притронулся.
— Вот уж, как говорится, в неудачном месте застала меня врасплох буря, — расстроился крестьянин. — Как же мне не повезло! В самый разгар пахоты бык захворал.
А когда хозяин ушёл, осёл с жадностью, причмокивая набросился на траву, предназначенную для его товарища.
Наутро старый был совсем слёг. Покрутился крестьянин возле него, повздыхал, да и говорит:
— Ничего не поделаешь: придётся впрячь к молодому быку осла. Весной на пахоте каждый день дорог.
Так осёл сам себя загнал в ярмо. Ох, и длинным ему показался тот день! Сначала он кое-как ещё поспевал за молодым быком, но быстро выдохся и стал отставать. А крестьянин знай себе осла кнутом поторапливать. Еле-еле тот от усталости вечером добрался до хлева.
— Что это ты, друг, такой невесёлый? — спрашивает его старый бык.
— Услышал, что хозяин от одного быка избавиться хочет, раз от тебя всё равно толку нет, — говорит осёл. — Но я научу, что надо делать. Сегодня ты ешь, пей вволю. А завтра, когда хозяин придёт в хлев, глазами играй, ногами переступай, словно тебе не терпится на работу бежать.
Наутро крестьянин пришёл в хлев, увидел поздоровевшего быка, обрадовался:
— Старый-то бык, гляжу, поправился! Я сам виноват — нельзя его так сильно работой нагружать.
Запряг крестьянин обоих быков и спокойно поехал в поле.
А осёл с тех пор заметно поумнел. Понял он, что кто плут, для того и сделан кнут.
(по мотивам туркменской народной сказки)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.