
Свято-Введенский Оптинский мужской монастырь близ города Козельска Калужской области — одна их древних русских монашеских обителей. Она возникла на рубеже 14-15 веков, и вот уже более пятисот лет туда съезжаются люди со всей России и из-за её пределов. Даже поговорка такая сложилась: «в Оптину — за опытом». О духовном опыте, который столетиями приобретали паломники в древней обители, рассказывает книга, которая называется «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь».
Весьма интересно узнать историю места, на котором возникла святая обитель. Поселение вятичей, вхождение в Черниговское княжество, разорение Козельска ханом Батыем в 13-м столетии и поджог города литовцами в начале 17-го века — годы Смутного времени — обо всём этом мы прочитаем на страницах книги. И, конечно, узнаем версию возникновения монастыря, которая на сегодняшний день считается одной из самых достоверных. По преданиям, основал обитель... разбойник по имени Опта. Грабитель, наводящий страх на всю округу, однажды сам ужаснулся своей неправедной жизни, раскаялся и удалился от мира, приняв монашеский постриг. На месте, где он поселился, впоследствии и поднялся Оптинский Свято-Введенский монастырь.
А вот как, по свидетельству протоиерея Сергия Четверикова, автора жизнеописания преподобного оптинского старца Амвросия, выглядела Оптина Пустынь в 19-м веке. «Белые монастырские здания и стены, голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на зеленом фоне сосен и елей. Откуда бы ни приближался путник, Оптина пустынь производит одинаково сильное, глубокое и умиротворяющее душу впечатление», — читаем мы в книге об Оптиной пустыни.
Из неё мы узнаем, как был устроен монашеский быт в обители, как в ней проходили Богослужения и праздники. Как в 18 веке, при императоре Петре Первом, монастырь был временно закрыт, но вновь возродился, став средоточием русской православной духовности. Истинной драгоценностью Оптиной пустыни стали её старцы — преподобные Лев, Макарий, Моисей, Амвросий, Варсонофий, Нектарий. Биографии этих и других оптинских старцев и жемчужины их духовной мудрости — наставления, тоже ждут нас на страницах книги.
Оптина Пустынь в Советское время — отдельная, и весьма непростая глава истории монастыря и книги, ему посвящённой. Обезглавленные храмы, гонения и репрессии против монахов — казалось, не останется на земле и следа от древней обители. Но в 80-е годы ХХ века началось возрождение монастыря. Об этом, и о том, как живёт Оптина сегодня, тоже расскажет книга «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь». Читая её, словно проживаешь жизнь вместе с монастырём — сердцем русского старчества, куда, как и много веков назад, по-прежнему устремляются паломники.
Все выпуски программы Литературный навигатор
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О важности труда биографов

Сегодня 16 мая. День биографа.
О важности труда биографов — протоиерей Игорь Филяновский.
Жанр биографии остается одним из самых востребованных в мировой литературе. Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Он автор «Сравнительных жизнеописаний», уникального произведения о ярких исторических фигурах своего времени. В средние века в Европе, и особенно в Византии, расцвел жанр церковной агиографии. Это биографии христианских святых, которые рассказывали историю жизни человека и давали оценку его подвига в свете духовных свершений на пути служения Господу Иисусу Христу и Его Церкви. В новое время жанр биографии выдающихся личностей расширил свой литературный канон и мог быть представлен как историко-философскими исследованиями, так и билиторизированными рассказами о жизни героев. В русской культуре бережно хранят память о первом издателе и биографе Пушкина Анненкове, о биографе Льва Толстого Бирюкове. В XX веке многие крупные писатели издавали биографии выдающихся людей разных эпох. Ромен Роллан и Цвейг, Андрей Моруа и Ирвинг Стоун. А в нашей литературе в этом жанре работали Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Сергей Дурылин. Была основана целая литературная серия «Жизнь замечательных людей», которая существует и поныне. Ведь жизнеописания выдающихся личностей всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для новых исследований.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О жизни и творчестве Ольги Берггольц

Сегодня 16 мая. В этот день в 1910 году родилась поэтесса Ольга Берггольц.
О её жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Знаменитая фраза принадлежит ей, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц. Она называла себя представительницей запоздавшего поколения. Если бы она родилась лет на 15 раньше, была бы в числе лучших поэтов Серебряного века. Но на её жизнь пришлись революция, гражданская война, репрессии, блокадный Ленинград. Смерть, страдания и самопожертвования — эти темы стали стержневыми в её ленинградской поэме. Её нежный голос из радио каждый день давал сил жителям бороться за жизнь. Сквозь голод и холод пробивалась воля к жизни. Однажды, идя по улице, Ольга Фёдоровна упала без сил, споткнувшись о тело умершего человека и уже не могла встать из-за голода. Вдруг, по громкоговорителю, она услышала свой собственный бодрый голос. «Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Тогда она встала и смогла идти дальше. В 1942 году блокада — это образ Голгофы. Заколоченных крест-накрест окнах домов видится крест человеческих страданий. «Вот женщина стоит с доской в объятьях; угрюмо сомкнуты её уста, доска в гвоздях — как будто часть распятья, большой обломок русского креста». Вот женщина стоит с доской в объятиях, угрюмо сомкнуты её уста. Доска в гвоздях, как будто часть распятия. Большой обломок русского креста. Последняя просьба умирающей поэтессы состояла в том, чтобы над ней прозвучала молитва «Ныне отпущаеши».
Все выпуски программы Актуальная тема