Свято-Введенский Оптинский мужской монастырь близ города Козельска Калужской области — одна их древних русских монашеских обителей. Она возникла на рубеже 14-15 веков, и вот уже более пятисот лет туда съезжаются люди со всей России и из-за её пределов. Даже поговорка такая сложилась: «в Оптину — за опытом». О духовном опыте, который столетиями приобретали паломники в древней обители, рассказывает книга, которая называется «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь».
Весьма интересно узнать историю места, на котором возникла святая обитель. Поселение вятичей, вхождение в Черниговское княжество, разорение Козельска ханом Батыем в 13-м столетии и поджог города литовцами в начале 17-го века — годы Смутного времени — обо всём этом мы прочитаем на страницах книги. И, конечно, узнаем версию возникновения монастыря, которая на сегодняшний день считается одной из самых достоверных. По преданиям, основал обитель... разбойник по имени Опта. Грабитель, наводящий страх на всю округу, однажды сам ужаснулся своей неправедной жизни, раскаялся и удалился от мира, приняв монашеский постриг. На месте, где он поселился, впоследствии и поднялся Оптинский Свято-Введенский монастырь.
А вот как, по свидетельству протоиерея Сергия Четверикова, автора жизнеописания преподобного оптинского старца Амвросия, выглядела Оптина Пустынь в 19-м веке. «Белые монастырские здания и стены, голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на зеленом фоне сосен и елей. Откуда бы ни приближался путник, Оптина пустынь производит одинаково сильное, глубокое и умиротворяющее душу впечатление», — читаем мы в книге об Оптиной пустыни.
Из неё мы узнаем, как был устроен монашеский быт в обители, как в ней проходили Богослужения и праздники. Как в 18 веке, при императоре Петре Первом, монастырь был временно закрыт, но вновь возродился, став средоточием русской православной духовности. Истинной драгоценностью Оптиной пустыни стали её старцы — преподобные Лев, Макарий, Моисей, Амвросий, Варсонофий, Нектарий. Биографии этих и других оптинских старцев и жемчужины их духовной мудрости — наставления, тоже ждут нас на страницах книги.
Оптина Пустынь в Советское время — отдельная, и весьма непростая глава истории монастыря и книги, ему посвящённой. Обезглавленные храмы, гонения и репрессии против монахов — казалось, не останется на земле и следа от древней обители. Но в 80-е годы ХХ века началось возрождение монастыря. Об этом, и о том, как живёт Оптина сегодня, тоже расскажет книга «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь». Читая её, словно проживаешь жизнь вместе с монастырём — сердцем русского старчества, куда, как и много веков назад, по-прежнему устремляются паломники.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







