
Свято-Введенский Оптинский мужской монастырь близ города Козельска Калужской области — одна их древних русских монашеских обителей. Она возникла на рубеже 14-15 веков, и вот уже более пятисот лет туда съезжаются люди со всей России и из-за её пределов. Даже поговорка такая сложилась: «в Оптину — за опытом». О духовном опыте, который столетиями приобретали паломники в древней обители, рассказывает книга, которая называется «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь».
Весьма интересно узнать историю места, на котором возникла святая обитель. Поселение вятичей, вхождение в Черниговское княжество, разорение Козельска ханом Батыем в 13-м столетии и поджог города литовцами в начале 17-го века — годы Смутного времени — обо всём этом мы прочитаем на страницах книги. И, конечно, узнаем версию возникновения монастыря, которая на сегодняшний день считается одной из самых достоверных. По преданиям, основал обитель... разбойник по имени Опта. Грабитель, наводящий страх на всю округу, однажды сам ужаснулся своей неправедной жизни, раскаялся и удалился от мира, приняв монашеский постриг. На месте, где он поселился, впоследствии и поднялся Оптинский Свято-Введенский монастырь.
А вот как, по свидетельству протоиерея Сергия Четверикова, автора жизнеописания преподобного оптинского старца Амвросия, выглядела Оптина Пустынь в 19-м веке. «Белые монастырские здания и стены, голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на зеленом фоне сосен и елей. Откуда бы ни приближался путник, Оптина пустынь производит одинаково сильное, глубокое и умиротворяющее душу впечатление», — читаем мы в книге об Оптиной пустыни.
Из неё мы узнаем, как был устроен монашеский быт в обители, как в ней проходили Богослужения и праздники. Как в 18 веке, при императоре Петре Первом, монастырь был временно закрыт, но вновь возродился, став средоточием русской православной духовности. Истинной драгоценностью Оптиной пустыни стали её старцы — преподобные Лев, Макарий, Моисей, Амвросий, Варсонофий, Нектарий. Биографии этих и других оптинских старцев и жемчужины их духовной мудрости — наставления, тоже ждут нас на страницах книги.
Оптина Пустынь в Советское время — отдельная, и весьма непростая глава истории монастыря и книги, ему посвящённой. Обезглавленные храмы, гонения и репрессии против монахов — казалось, не останется на земле и следа от древней обители. Но в 80-е годы ХХ века началось возрождение монастыря. Об этом, и о том, как живёт Оптина сегодня, тоже расскажет книга «Оптина пустынь. История места и святынь. Наставления старцев. Современная жизнь». Читая её, словно проживаешь жизнь вместе с монастырём — сердцем русского старчества, куда, как и много веков назад, по-прежнему устремляются паломники.
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема