«Онлайн-платформа „Поможем“». Диакон Игорь Куликов, Наталья Кульева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Онлайн-платформа „Поможем“». Диакон Игорь Куликов, Наталья Кульева

* Поделиться

У нас в студии были руководитель онлайн-платформы «Поможем» диакон Игорь Куликов и директор по развитию платформы Наталья Кульева.

Наши гости рассказали о том, как появился проект помощи всем, кто попал в беду и нуждается в поддержке, как он связан с Церковью, и каким образом благодаря этой платформе можно либо обратиться за помощью, либо её оказать.

Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.


Т. Ларсен.

— Здравствуйте друзья, это «Делатели» на Радио ВЕРА. Я — Тутта Ларсен.

В. Рулинский

— Я — Василий Рулинский. У нас в гостях два представителя замечательной онлайн-платформы «Поможем», которая недавно появилась у нас в стране. Диакон Игорь Куликов — руководитель платформы.

Диак. Игорь Куликов

— Добрый день

В. Рулинский

— И Наталья Кульева — директор по развитию платформы.

Н. Кульева

— Здравствуйте.

Т. Ларсен

— Добрый день.

В. Рулинский

— Онлайн-платформа «Поможем» на сайте https://mirom.help. Это проект Синодального отдела по благотворительности, и он, можно сказать, вот только что появился. Зачем он?

Т. Ларсен

— Да, есть же вроде большой портал службы «Милосердие», есть какие-то другие ресурсы. Почему понадобилось создавать отдельную платформу и в чём её уникальность и эффективность?

Диак. Игорь Куликов

— Да, необходимость создания такой платформы на самом деле назрела достаточно давно. Вот сколько мы работаем в Синодальном отделе по благотворительности, столько мы взаимодействуем с нашими совершенно разными церковными социальными инициативами, проектами, центрами. Собственно, в этом и есть, наверное, основная задача нашего отдела по благотворительности — поддерживать с ними связь, помогать им развиваться, стимулировать создание новых таких центров по всей стране и за её пределами, везде, где есть епархии Русской Православной Церкви. И за последние годы таких вот социальных инициатив стало действительно очень много. Это, мне кажется, ну плод того, что больше 30 лет уже Церковь имеет свободу, развивается в Церкви приходская жизнь. И на базе живых приходов, где есть приходские общины, там рождаются, говоря таким светским языком, социальные проекты — просто дела милосердия на самом деле. Где есть неравнодушные люди, где есть батюшка, который готов это поддерживать, там люди видят, что есть потребность в их помощи совершенно разной и там, собственно, рождаются вот такие инициативы. Где-то это бывают крупные какие-то центры — в Воронежской области, в Псковской области, в Самаре есть, например, такие богадельни, то есть дома для престарелых одиноких людей, инвалидов, которые вмещают до 90 человек одновременно, и где ведётся круглосуточный уход за ними.

В. Рулинский

— Именно это делает Церковь?

Диак. Игорь Куликов

— Конечно, я говорю только про церковные проекты, именно про проекты, родившиеся на приходах, иногда при епархиях, которые делаются церковными людьми, разумеется. И делаются не просто, а с основной мотивацией служить людям и Богу, исполнять заповедь о милосердии. Есть много разных добровольческих служб, и крупных, и малых. Есть такие добровольческие службы, как в Екатеринбурге, например, которые включают несколько сотен человек, и у них на патронаже тоже огромное количество людей нуждающихся по всему городу. Но есть и совсем маленькие такие социальные инициативы, при каких-нибудь сельских приходах, например, где есть батюшка, есть несколько неравнодушных людей. И по большому счёту они, наверное, знают практически всех, кто живёт вокруг них, — пару десятков домов, может быть, где есть сотни человек — знают все их нужды и всегда готовы прийти на помощь, если вдруг что-то случилось.

В. Рулинский

— Там помощь, кстати, нужна, мне кажется, даже чаще, может быть, чем в большом каком-то населённом пункте. Потому что там именно безработица, там именно низкие пенсии, нет дров у бабушек — вот такая история частая.

Диак. Игорь Куликов

— Да, конечно. Самые социально незащищённые люди, как мы говорим, как правило, и живут в таких самых небольших, бедненьких населённых пунктах. На самом деле в больших городах тоже помощь очень нужна. Об этом мы тоже, может быть, попозже ещё поговорим. И мне кажется, и такие приходские социальные инициативы, когда просто несколько неравнодушных прихожан готовы всегда прийти на помощь, готовы принести продукты, какие-то лекарства купить, просто поддержать, поухаживать за одиноким человеком — это тоже совершенно полноценный такой церковный социальный проект. Ну и мы, собственно, как Синодальный отдел поддерживаем с ними связь, обучаем, консультируем, помогаем им. И всё время видим, что, конечно, где есть неравнодушные люди, там в любом случае будет делаться дело, там в любом случае будут совершаться дела милосердия — есть на это средства, нет ли средств, всё равно главное, чтобы были люди. Но если есть какие-то дополнительные ресурсы, то эти неравнодушные люди всегда смогут сделать больше, смогут большему количеству людей помочь, смогут большее количество людей посетить, большее количество принять к себе, сделать это качественнее и эффективнее. Поэтому, собственно, мы всегда сталкиваемся с вопросом о том, что если бы были какие-то материальные средства дополнительно, то всегда можно было бы сделать лучше и больше.
Собственно, и как бы вот это и стало поводом о том, что мы задумались в какой-то момент, что нужно нам сделать какую-то такую единую нашу платформу церковную для поддержания наших таких церковных организаций. Вы вот сказали, Татьяна, о том, что есть другие платформы. Действительно, есть разные сайты, порталы, ресурсы, фонды, которые поддерживают социальные инициативы. Но, как правило, наш контингент: приходы, монастыри, епархии, НКО, может быть, именно церковные — они, как правило, не подпадают под вот такие другие светские ресурсы — по совершенно разным причинам. Некоторые ставят достаточно неприемлемые, с этической точки зрения, для церковных людей требования — что надо подписать какие-то вещи, под которыми церковный человек, церковная организация не может подписываться. Некоторые просто по своим правилам не могут сотрудничать с религиозными организациями. У некоторых слишком высокий такой ценз, в плане того, что они берут только сильные, крупные, зарекомендовавшие себя организации, которые много лет работают. И очень многие наши такие приходские инициативы под это не подпадают. При том, что работают они, возможно, не хуже, а потенциал, может быть, у них гораздо выше, наоборот, потому что как бы есть мотивация именно помочь людям. Вот, собственно, ради них и для них мы эту платформу и открыли, чтобы помогать им собирать средства на добрые дела, которые они делают по всей стране.

В. Рулинский

— Давайте напомним адрес платформы. Она у нас находится на сайте https://mirom.help и уже сейчас работает. И прямо сейчас уже можно сделать там пожертвование, выбрать тот проект, который по душе. Я так понимаю, что исторически это всё начиналось ещё несколько лет назад, когда появилась инициатива, по благословению Святейшего Патриарха появился вот такой общецерковный телефон, по которому каждый нуждающийся человек теперь может позвонить и попросить о помощи Церковь. Отец Игорь, ты этот телефон тоже организовал, можно сказать. Это тоже какое-то логическое продолжение — платформа как продолжение вот этой единой точки входа. Я могу сказать, что мы как-то были на одном заседании, по-моему, это в Совете Федерации было, и один очень высокопоставленный человек, вице-спикер Госдумы, обращаясь к Министерству труда Российской Федерации, говорит: «Минтруд, а почему вы до сих пор не сделали? Смотрите, Церковь сделала единую точку, единую службу одного окна, единый телефон, по которому можно звонить. А почему наша страна этого не сделала?» И отец Игорь там рядом сидел как раз и рассказывал про это. Отец Игорь, почему удалось опередить государство, и как это всё складывалось?

Диак. Игорь Куликов

— Почему удалось опередить, я не знаю. Но надо сказать, что первые несколько лет, что председателем отдела является владыка Пантелеимон, его назначили в 2010 году. Многие из сотрудников — я, Василий Васильевич пришёл тогда же в Синодальный отдел — первые несколько лет мы занимались в первую очередь, можно сказать так, наработкой методической базы. Мы приглашали специалистов в разных областях помощи людям: в области защиты материнства, помощи семьям по уходу, в сфере реабилитации зависимых. Мы писали методические пособия, проводили обучение, собирали информацию, кто чем занимается на местах. И в какой-то момент, а этот момент всем известен — это когда пришла эпидемия ковида в наш мир — как бы время поставило вопрос, что ли, ребром. Как раз была такая некоторая проверка на прочность всего огромного количества организаций церковных, приходов, просто проектов социальных, на то, как они действительно работают. В 2020 году, во время ковида, самым социально незащищённым людям было особенно тяжело как-то пережить этот период, что ли. Пожилые люди были на самоизоляции.
Мы тогда, по благословению Святейшего Патриарха, организовали горячую линию. Потому что если до этого человек мог выйти и дойти до ближайшего прихода или социальной службы, то тут очень многие люди боялись выходить, им было это не рекомендовано. И мы решили, что тогда мы должны дать им возможность обратиться за помощью, не выходя ниоткуда, то есть позвонив по телефону. Действительно, такого телефона единого, на который мог бы человек позвонить, в какую бы проблему, в какую беду он ни попал, что бы с ним ни случилось, не было. Ну и до сих пор, насколько я знаю, нет в нашей стране, кроме вот нашего телефона:

8-800-70-70-222. На него, чтобы у человека ни произошло, какая бы беда с ним ни случилась, всегда он может позвонить. Это бесплатно, круглосуточно, у нас 14 операторов работают, принимают эти звонки.

В. Рулинский.

— Из любой точки страны, да?

Диак. Игорь Куликов

— Да. Сейчас около 200 звонков в сутки мы обрабатываем, совершенно разных, и люди имеют возможность обратиться со своей бедой. И как только этот телефон заработал, очень многие звонили из небольших населённых пунктов, из городов, где порой, может быть, даже отделения почты нет, не говоря уж о каких-то социальных службах. А им кушать хочется, продукты нужны, ещё что-то случилось.

В. Рулинский

— А Wildberries и Ozon не в каждом населённом пункте, может быть, донесёт эту конкретную посылку или продуктовый набор.

Диак. Игорь Куликов

— Да. И даже чтобы они донесли, её должен кто-то заказать. И тогда мы стали вот таким единым, можно сказать, коммутатором, куда обращались люди со всей страны, а мы эти запросы адресовали именно вот этим нашим церковным организациям, с которыми мы до этого много лет работали, находящимся на местах, организациям или приходам. Понятно, что мы как Синодальный отдел, как официальная структура работаем в первую очередь через социальные отделы епархий. Только в нашей стране больше 200 епархий Русской Православной Церкви, в каждой из которой есть социальный отдел.

Т. Ларсен

— Отличная социальная сеть такая.

Диак. Игорь Куликов

— Да, такая настоящая социальная сеть, которая покрывает всё. А социальный отдел епархии как раз уже поддерживает отношения со всеми храмами, со всеми благочиниями — у него внутри такая маленькая сеть ещё есть. И вот приходит к нам просьба из какой-нибудь далёкой деревни какого-нибудь там Хабаровского края. Мы передаём её в социальный отдел Хабаровского края. Он связывается с тем благочинием, с тем храмом, и там батюшка или его прихожане идут к этой бабушке или к тому, кто обратился, смотрят, проверяют, конечно, потому что разных недобросовестных просителей достаточно много к нам приходит. И если помощь действительно нужна, то либо оказывают эту помощь, либо обращаются к нам за этой помощью. И тут ещё тогда встал вопрос о том, что, вот они к нам обращаются, и надо же им помочь. И на это нужны какие-то средства — что-то купить. И это тоже стало таким посылом к тому, что нужно нам вот эту платформу mirom.help создавать, чтобы помогать вот этим нашим рукам и глазам на месте, нашим батюшкам, прихожанам, социальным отделам, помогать тем людям, которые, там на месте к ним за помощью обращаются.

В. Рулинский

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с создателями платформы «Поможем» на сайте mirom.help — диаконом Игорем Куликовым и Натальей Кульевой. И я так понимаю, что когда появилась эта осознанная необходимость сбора средств, тогда уже какой-то лендинг такой появился на сайте mirom.help, но только вот именно на саму эту горячую линию. Сейчас всё-таки речь идёт о том, что платформа стала больше, чем горячая линия. Она как бы переросла горячую линию, стала таким инструментом для всех церковных социальных проектов. Это действительно очень интересно. Хотелось бы, наверное, узнать: а что за конкретные проекты уже сейчас?

Т. Ларсен

— А я вот тебе могу уже сказать. Я открыла как раз mirom.help. Здесь сразу поражает разброс формата.

Диак. Игорь Куликов

— Но их пока мало, поскольку мы только запустились.

Т. Ларсен

— Но тем не менее вот то, что первым делом выскакивает на сайте, это такие очень яркие маркеры того, насколько широк охват вообще этого служения: помощь одиноким людям в Мариуполе, помощь особого повара Димы с аутизмом, который в Саратове хочет кормить бедных.

В. Рулинский

— Да, благотворительная столовая там церковная открылась.

Т. Ларсен

— И помощь детям Арктики, которым нужны медикаменты, продуктовые наборы и канцелярские принадлежности в тундре.

В. Рулинский

— Это из Якутской епархии.

Т. Ларсен

— Поразительно. Мне ещё очень понравилось, как здесь написано, что «всё происходит прозрачно, публикуем отчёты о каждом сборе, надёжно, тщательно проверяем каждый проект; безвозмездно, не берём комиссию со сборов, везде, широкая география, всегда помогаем 2000 лет — мы же Церковь».

Диак. Игорь Куликов

— Да. Но действительно мы до этого проекта доросли. Изначально это был действительно тот сбор, который диктовала нам необходимость, что люди звонят, людям нужна помощь. Мы их отправляем, там на месте их проверяют, и нужны средства. Тогда мы создали действительно небольшой лендинг. И Наташа как раз-таки была тем человеком, которая вот этим сбором, этим лендингом занималась, который сейчас перерос в нашу такую большую платформу.

В. Рулинский

— Готовила отчётность, я помню.

Диак. Игорь Куликов

— Готовила там всё, на самом деле.

Т. Ларсен

— Расскажи, какая у тебя роль в этом проекте?

Н. Кульева

— Когда платформа включала в себя только сборы для нужд горячей линии, мы вели активную переписку с текущими жертвователями, чтобы доносить уже результаты каких-то завершённых сборов и рассказать о тех нуждах, которые формируются только-только остро. Потому что какие-то сборы нам удавалось закрывать с как бы аккумулированных уже средств, а на какие-то действительно нужно было собирать прям вживую и сразу. Потому что где-то сумма была достаточно весомая для нас, а где-то направление было такое... есть сезонное направление просьб, например, к зиме. Нам, городским жителям, например, совершенно не очевидно бывает, что у людей просто нет тепла в домах, нет дров, нечем отапливать, люди мёрзнут. И очень много таких сезонных просьб, когда нужны дрова, нужен уголь.

Диак. Игорь Куликов

— Ближе к лету люди, наоборот, начинают гореть, и стройматериалы им нужны.

Н. Кульева

— Да, был ряд просьб, когда мы восстанавливали сгоревшие дома, потому что элементарно семья могла разлучиться, потому что после пожара служба опеки забирала детей, потому что мама не могла обеспечить должное проживание. И это критично уже было даже не для того, чтобы люди жили в каких-то конкретно приемлемых условиях, а просто семья могла разлучиться. И такие случаи тоже были. И на первых порах была задача поддержать вот эти точечные наши адресные сборы, которые также приходили со всех епархий, со всех концов страны. И постепенно-постепенно, так как масштабы увеличиваются, мы начали реализовать уже идею большой площадки.

Диак. Игорь Куликов

— Ну да, поняли, что не только на конкретных людей, но хорошо бы поддерживать и сами сразу же организации, которые им помогают. У Наташи на самом деле очень важная была роль — она общалась именно с жертвователями. Потому что на самом деле задача всей нашей платформы, да и всей нашей деятельности, это не только помогать людям, это не только собирать средства, обеспечивать возможность другим работать. Это ведь ещё и привлекать неравнодушных людей к делам милосердия, привлекать добровольцев. Но не все могут быть добровольцами, в том числе привлекать и жертвователей. Но не просто так, чтобы они пожертвовали и забыли, но чтобы они были включены в служение милосердия, чтобы они понимали, на что они пожертвовали, чтобы они видели результат того, куда пошли их средства, чтобы они знали о том, в чём они приняли участие. Мне кажется, это очень важно. Вот это сопричастие к этому одному большому делу, к делам милосердия, оно важно в том числе для тех людей, которые жертвуют. И это тоже наша такая задача — с ними поддерживать контакт. Не для того, чтобы они снова вернулись и снова пожертвовали, а просто для того, чтобы чувствовали свою такую сопричастность.

В. Рулинский

— Отец Игорь, и для этого тоже.

Т. Ларсен

— Я не побоюсь, может быть, это пафосно прозвучит, но это какая-то важная часть в деле спасения души, наверное.

Диак. Игорь Куликов

— Конечно. Я вообще уверен, что даже если человек совершенно нецерковный и вообще не задумывается о спасении души, но делает это из каких-то других мотивов — неважно, каких — но такая сопричастность к служению милосердия, к добрым делам обязательно оставит на душе человека след, обязательно. И когда нибудь, я уверен, это ему поможет в жизни.

В. Рулинский

— Я вот хочу, в связи с этим... Наталья сейчас тоже хочет что-то сказать. Я хотел просто как раз по поводу твоего тезиса сейчас отреагировать. На душе остаётся, действительно, след, и даже люди, которые к Церкви, казалось бы, совершенно относятся, может быть, изначально с каким-то предубеждением, приходят, вовлекаются в добрые дела. Недавно мне Наташа рассказывала, что три волонтёра из Высшей школы экономики поехали в Мариуполь помогать именно от Русской Православной Церкви в нашем медико-социальном центре, где как раз тоже у нас один из сборов на платформе можно будет тоже поддержать — на mirom.help. Наташа, расскажи про эту историю.

Н. Кульева

— Это действительно так, правда, что платформа в том числе предназначена для того, чтобы соединить людей, которые нуждаются в помощи, с людьми, которые так или иначе эту помощь готовы оказывать. Мы с вами на самом деле, наверное, являемся свидетелями того, что время наше, и ковидное, и сейчас, помимо каких-то сложностей, дало нам толчок проявить себя деятельно как-то. И очень много людей действительно проявляют себя, церковных, нецерковных — помогали в ковид, помогают сейчас. И люди ищут то, где они себя могут проявить, стараются. И для многих Церковь является таким кредитом доверия. И проекты, которые на нашей платформе отображаются, они априори для кого-то будут являться теми проектами, которые проще, легче продержать. И если говорить про Мариуполь, если говорить про тот опыт, который сейчас у нас есть, связанный с помощью мирным жителям. Тоже мы с Васей говорили. Волонтёры, которые помогают здесь, в Москве, людям, беженцам, которые приехали, волонтёры, которые отправляются в свой отпуск, оставляя здесь свои дома, привычную, хорошую, удобную работу, и на какие-то накопленные выходные едут в разрушенный Мариуполь, в Донецк, в котором не очень спокойно, это люди, которые живут сейчас рядом с нами. И они всё это делают. Это отдельное, очень удивительное такое открытие.

В. Рулинский

— Я хотел бы в связи с этим ещё вспомнить про тот опыт, который ты сама имела. Наташа — это такой человек, которую я называю мамой Медико-социального центра Мариупольского. Потому что она полтора месяца провела, создавая этот центр, прямо под открытым небом в разрушенном Мариуполе, как она только что сказала. И это было, можно сказать, в самые холодные месяцы, потому что это был декабрь, и накануне Нового года, и Новый год. Расскажи, что это было. И я так понимаю, что у всех радиослушателей — я предваряю твой рассказ — есть возможность поддержать тоже этот центр, эту работу на сайте mirom.help. Наташа, расскажи, как это было, и как это есть сейчас.

Н. Кульева

— В декабре, когда я оказалась в Мариуполе, это действительно был замерзающий город. И те неудобства бытовые, которые мы претерпевали, позволили нам хоть отчасти прикоснуться к тем неудобствам, к тем трудностям, которые в гораздо большем объёме местные жители претерпевали уже долгое-долгое время. История эта имеет небольшое начало, когда наши добровольцы в больницах, которые помогали там уже долгое-долгое время, начали свидетельствовать о том, что люди, выписываясь, часто возвращаются в совершенно разрушенное жильё. И прожить им зиму будет составлять реальную сложность и реальную угрозу для жизни. И вот тогда была задача развернуть работу, направленную на то, чтобы поддержать самые незащищённые какие-то слои в городе, чтобы просто помочь людям перезимовать. Потому что не было горячей воды, у кого-то крыши как текли, так и текут. Город очень сильно разрушен. И тогда в город приехал мобильный госпиталь больницы святителя Алексия.

В. Рулинский

— Надо пояснить, что это церковная больница, то есть Русской Православной Церкви — наш дружественный такой же проект.

Н. Кульева

— Приехал госпиталь со врачами, и вокруг вот этого мобильного госпиталя — это большая такая фура, переоборудованная в смотровые кабинеты — вокруг этого госпиталя на улице был разбит социальный палаточный лагерь. В нём были оборудованы помывочные такие.

Диак. Игорь Куликов

— Потому что там большие проблемы с водой горячей. Были случаи, не часто, но приходили люди, которые до этого последний раз мылись ещё несколько месяцев назад в море, когда оно было тёплое. Сейчас, слава Богу, насколько я знаю, там вроде полегче, но вот тогда, в самом начале, это было остро.

Н. Кульева

— Это прачечный комплекс, такой банный, когда люди могли хоть как-то... это вопрос достоинства на самом деле — то, что мы как бы не можем прочувствовать и оценить иногда порой, когда ты не можешь в бытовом смысле за собой поухаживать. И это настолько выбивало из колеи, не давало вот этих жизненных сил хотя бы продержаться — вот такие простые вещи. Ну, и гуманитарный склад, гуманитарный центр. И мы начали формировать группы добровольцев, которые выезжали в помощь врачам в организации приёма врачебного. И дальше всё шире и шире мы уже начали адресно выполнять те или иные просьбы. Ну, то есть, с одной стороны, практически весь город может считаться подопечными и нуждаться в социальной помощи. Но наша задача там была точечно найти тех, кому помочь никто, кроме нас, не сможет.

В. Рулинский

— Я так понимаю, что до сих пор этот центр работает, мобильный госпиталь принимает пациентов. Для того, чтобы это всё продолжалось, можно тоже поддержать эту работу на сайте mirom.help. Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с создателями онлайн-платформы «Поможем» на сайте mirom.help: диаконом Игорем Куликовым и директором по развитию платформы Натальей Кульевой. Мы вернёмся после короткой паузы.

Т. Ларсен

— Вы слушаете проект «Делатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.

В. Рулинский

— И я — Василий Рулинский. У нас в гостях руководители онлайн-платформы «Поможем» Синодального отдела по благотворительности. Расположена эта платформа на сайте mirom.help. Диакон Игорь Куликов и Наталья Кульева. Наташа, вот в первой части программы ты рассказала о том, как создавался под открытым небом этот Медико-социальный центр церковный в Мариуполе. Ты вот хрупкая девушка из Москвы, можно сказать, такая. В общем, вряд ли у тебя был опыт создания подобных центров в практически условиях военных таких. Вообще, как ты с этим справилась? Тебе было тяжело?

Диак. Игорь Куликов

— Так Наташа ещё самое главное не рассказала. Она же весь декабрь готовилась к открытию. Открытие было назначено на начало года. Наташа, это же самое интересная — как там Новый год встречали, расскажи. В ночь перед открытием.

Н. Кульева

— Если просто говорить, то к такому опыту, наверное, никто никого не сможет никогда подготовить. Но была задача поставлена, и у нас много сотрудников, много добровольцев, которые включились активно, с душой в этот вопрос. И, с Божьей помощью, мы потихоньку в этом холоде разворачивали лагерь. Так получилось, что это уже был канун Нового года. И мы тогда жили в приходском ещё доме, в храме Владимирском на левом берегу Мариуполя. И мы знали, что владыка Пантелеимон планирует визит в Мариуполь, в том числе связанный с открытием лагеря.

Диак. Игорь Куликов

— По-моему, вас где-то дней за пять оповестили.

Н. Кульева

— Да, мы знали, что это как бы должно случиться, но какой-то конкретики всё время не было.

В. Рулинский

— А это на самом деле в стиле владыки, чтобы как-то всё было неожиданно.

Н. Кульева

— А работы было много, задач много. У нас тогда две волонтёрские группы ухода приезжали поздно из больницы. У нас огромное количество задач, промозглые такие стояли тёмные вечера, света мало. И вот 31-го числа добровольцы все потихонечку как-то собирались в приходском доме. Мы особенно ничего не планировали что-то делать, потому что как бы между собой. И тут звонок и нам говорят около девяти вечера, что сейчас где-то через час владыка приедет.

В. Рулинский

— 31 декабря такой подарок на Новый год.

Н. Кульева

— Да, 31 декабря приедет владыка.

Т. Ларсен

— По-моему, ещё Алексей Юрьевич, главврач больницы...

Н. Кульева

— Да, они вместе. И мы начали судорожно готовить рыбу, какой-то накрывать стол, потому что мы действительно до конца не ожидали, что придётся разделить это время с владыкой. И это был удивительный Новый год. Мы успели перед перед самим праздником проехаться в лагерь, уже у нас были первые подопечные. У нас был дедушка с пневмонией, которого мы из разрушенного дома забрали, он жил с нашими добровольцами. Врачи как раз посмотрели его и ещё там одну подопечную. То есть владыка посмотрел лагерь, посмотрел, поздравил этих людей. И вот мы встречали Новый год в Мариуполе в этом приходском доме. И на самом деле это было что-то невероятное, потому что никто этого не планировал, никто этого не ждал, это был какой-то отдельный подарок. И вместе собрать это несоответствие — владыку в разрушенном Мариуполе, но это была какая-то надежда, это была радость, это придавало как бы силы и уверенности в то, что если владыка с нами, мы точно справимся дальше. Слава Богу, так и получилось. Порядка 2000 человек ежемесячно обращаются сейчас.

Диак. Игорь Куликов

— То есть уже за пять месяцев работы центра, наверное, около 10000 человек действительно обратились, получили какую-то помощь. Надо сказать, что за пять месяцев, конечно, Мариуполь достаточно сильно изменился в лучшую сторону. Сейчас там и фонтаны заработали, даже трамваи уже где-то ходят. Конечно, атмосфера изменилась, я общаюсь с добровольцами, которые оттуда приезжают, и просто вижу, что отзывы всё приятнее и приятнее из месяца в месяц. Атмосфера, конечно, меняется, слава Богу. И я думаю, что отчасти, а может быть даже во многом, она меняется благодаря тому, что есть в Мариуполе такой центр, о котором знают многие люди, и которые знают, что всегда можно прийти и помогут. Вообще, в целом когда люди понимают, что со всей страны приезжают, помогают им как-то восстанавливать какую-то такую жизнь в городе, помогать людям, это просто меняет атмосферу во всём городе.
Надо сказать, что в марте у нас добавилось в Мариуполе ещё одно направление. Мы запустили такую постоянно действующую ремонтную бригаду, которая помогает восстанавливать дома социально незащищённым людям, жителям. Именно частные дома, потому что многоэтажки сейчас активно ремонтируются правительством, большими компаниями, и с этим там как бы вопрос решён. А частные дома — для тех, кто не знает, что огромная часть жителей Мариуполя жили именно в частных домах. Кто смог, уехал, у кого были возможности, родственники, ещё что-то, кто-то восстанавливает потихонечку сам. Город выделил всем пострадавшим стройматериал, но строить-то некому. И вот наша ремонтная бригада, через которую прошло уже почти 200 человек со всей страны, только волонтёров. Там есть один наш координатор, наш сотрудник, а остальные — волонтёры. 200 человек со всех городов, уже 62 региона нашей страны, из 62 регионов, даже из Дальнего Востока, из Калининграда были, отовсюду, мне кажется, уже были, такая география очень широкая. Вот приезжают, чтобы поучаствовать, помочь людям восстановить.
Там в первую очередь, конечно, нужны кровельщики, которые крыши делают, плотники, кто окна пластиковые умеет вставлять. Вот пользуясь случаем, кстати, если вдруг нас кто-то слышит: добровольцы ещё очень и очень нужны, потому что фронт работы огромный. Чем больше у нас будет таких мужчин, которые могут, умеют латать крыши, вставлять окна, двери, к кого есть руки и желание помочь, тем больше домов мы сможем сделать. Сейчас мы сделали 50 домов, то есть полностью как бы дом готов к тому, чтобы в нём могли нормально жить.

В. Рулинский

— По какому номеру можно записаться?

Диак. Игорь Куликов

— Если слышите, если слышат нас жёны таких наших будущих добровольцев-строителей, звоните на наш номер: 8-800-70-70-222. Наши операторы запишут. Дорогу из Москвы в Мариуполь и обратно мы обеспечиваем, питание, проживание тоже берём на себя. С вас только вот добраться до Москвы. Ну, в каких-то случаях мы тоже с этим можем помочь, в крайнем случае. И неделю свободного времени, чтобы помочь людям восстановить их дома.

В. Рулинский

— Я так понимаю, про жену не случайно ты рассказал, потому что одна из жён необычного нашего добровольца-строителя как раз и услышала такую информацию. Это было в Великом Новгороде, по-моему, или в Москве.

Диак. Игорь Куликов

— Да, они переехали в Москву, но жили достаточно долго в Великом Новгороде. Да, нашего добровольца-строителя, самого необычного, как Вася сказал, зовут Бенуа Цафак. Он камерунец, такой настоящий камерунец. Приехал в какой-то момент в Россию, нашёл супругу. Супруга, надо сказать, у него такая высокая, светлая, блондинка. Они друг друга нашли, полюбили, поженились, повенчались, они церковные люди, жили в Великом Новгороде, переехали в Москву.

В. Рулинский

— В православной церкви венчались, то есть он православный человек.

Диак. Игорь Куликов

— Да, он православный русский камерунец. И действительно, его жена услышала и говорит, что надо ехать помогать. И надо сказать, конечно, вот эта бригада, когда он ехал, ремонтная, где был такой камерунец, это было очень колоритно.

В. Рулинский

— И они на Пасху даже там были как раз.

Диак. Игорь Куликов

— Да, Пасху, они там встречали. И это тоже для местных жителей, конечно, такое: уже не только из России, но из Камеруна едут и помогают. На самом деле это не единственный случай. Я почему говорю про жён: уже несколько таких наших добровольцев-ремонтников туда поехали, у которых как раз жёны услышали, где-то прочитали и говорят: слушай, давай помогай.

В. Рулинский

— Ещё раз повтори телефон.

Диак. Игорь Куликов

— 8-800-70-70-222 — это и есть наша горячая линия, на которую могут позвонить и все нуждающиеся, кому нужна помощь и, собственно, записаться, в том числе в добровольцы-строители. Можно записаться в добровольцы в наш медико-социальный центр, где тоже как бы есть чем заняться. И на нашей платформе «Поможем», на сайте mirom.help мы ведём отдельный сбор на наши мариупольские проекты. Если есть возможность и желание поддержать, но не сможете туда приехать лично, хотя это была бы самая лучшая поддержка, то можете немножечко пожертвовать на нашем сайте. И эти средства обязательно пойдут на дело, на помощь.

В. Рулинский

— В том числе там на сайте есть возможность поддержать казанских волонтёров, которые выезжают в Мариуполь. Это удивительная история, потому что получается, что в Церкви появилась такая возможность собрать крупнейшие церковные социальные проекты и организации со всей Церкви для того, чтобы вот там, где нужно, там, где особенно острая нужда, действительно менялись вот эти прям группы волонтёров, сотрудников. У нас и Бишкек, получается, сейчас уже был, Екатеринбург постоянно привозит туда.

Н. Кульева

— Екатеринбург, Бишкек, Воронеж.

В. Рулинский

— Да, и сейчас уже Казань присоединилась, не говоря уже про Москву, понятно. То есть это действительно такое, можно сказать, общецерковное дело. И уже сложно, наверное, найти ту организацию, которая бы про это не знала — в Церкви. Но если вдруг кто-то не знает и хочет присоединиться, то, конечно, это можно ещё сделать. И для меня, конечно, удивительно видеть конкретные плоды вот этого доброго делания, которое вокруг Христа, вокруг такого милосердного служения.

Т. Ларсен

— А расскажите всё-таки более прикладно, что ли, как вот работает этот механизм подключения к платформе? Например, я живу в каком-то небольшом городе. Вот у нас есть приход, мы там придумали деревенскую библиотеку, а ещё помогаем старикам с закупкой продуктов и дров. И вот я тоже хочу стать частью проекта. Как мне к вам присоединиться?

Диак. Игорь Куликов

— Зайти на нашу платформу, на сайт mirom.help. Там есть раздел «Открыть сбор». Заполнить информацию коротенькую. Наш сотрудник, который отвечает за связь именно с теми, кто подаёт запросы, свяжется, рассмотрим. Главное, чтобы это был действительно именно социальный проект. То есть библиотека — это замечательно, никто не спорит, и воскресная школа, и много чего другого, и восстановление храма — это всё хорошо, но это не социальные проекты. А мы именно про помощь людям, попавшим в беду, не важно, в какую, не важно, в каком направлении, но именно социальная помощь.

В. Рулинский

— И, конечно, не только православным, я так понимаю, а всем, кто попал в беду.

Диак. Игорь Куликов

— Нет, помощь абсолютно всем. Главное, чтобы она организовывалась Церковью. То есть открыть сбор может только наша церковная организация, которая как-то либо при приходе, либо связана, либо сам приход, монастырь, епархия, любая организация, которая действует по благословению священноначалия и организаторами и участниками которой являются церковные, православные, верующие люди. Если это социальная какая-то инициатива, милосердная инициатива, тогда дальше мы уже связываемся, обсуждаем. Понятно, что у всех разный уровень. И отчасти задачей нашей платформы является и обучать. Обучать тех, которые ещё, может быть, чуть не дотягивают, как бы не знают, как правильно организовать процесс, как правильно потратить деньги, как правильно отчитаться. Ведь у нас всё очень прозрачно, мы за каждый сбор, за каждую копейку отчитываемся перед нашими жертвователями, и финансово, и аналитически, и фотографии, чтобы люди видели, что их средства действительно идут туда, куда они их жертвовали. А это предполагает некоторую ответственность не только с нашей стороны, но и со стороны тех, кто открывает сборы, кому мы эти средства передаём. Надо сказать, что средства мы в полной мере передаём, все собранные, то есть никакую комиссию мы не берём.

В. Рулинский

— Это очень важно.

Диак. Игорь Куликов

— Да, это важно, потому что в основном, конечно, краудфандинговые платформы существуют за счёт какого-то процента. Мы изначально от этого ушли, сто процентов собранных денег мы передаём именно вот на те проекты, на которые собирали.

В. Рулинский

— А как же тогда содержать саму платформу?

Диак. Игорь Куликов

— На это мы уже сами как-то ищем средства, пишем гранты, подключаем благотворителей. И есть у нас там отдельный сбор, мы его в низ самый, чтобы не затмить другие сборы, этим самым его там открыли. Если кто желающий хочет поддержать саму платформу, её деятельность, то на это тоже можно пожертвовать. Это действительно очень важно, потому что некоторые люди видят это и не очень понимают. Ведь это же надо, чтобы кто-то писал статьи, чтобы кто-то вёл бухгалтерию, отчётность составлял, всё это публиковал, делал рассылки, поддерживал сайт, оплачивал хостинг. Ещё много можно перечислять — это целый такой объём достаточно большой работы, которую сейчас Синодальный отдел полностью берёт и будет брать, естественно, на себя. Но если кто-то хочет это поддержать, мы, конечно, всегда только рады. Это очень важно и нужно. Чем больше будет таких людей, готовых поддержать, тем меньше шансов, что платформа будет нуждаться, так скажем, в каком-то в материальном своём содержании.

В. Рулинский

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим о создании онлайн-платформы добрых дел, которую создал Синодальный отдел по благотворительности. Она расположена на сайте mirom.help. Мы говорим с руководителями этой платформы — диаконом Игорем Куликовым и Наталья Кульевой. Как я понимаю, отец Игорь, на платформе также есть возможность поддержать работу той горячей линии, про которую мы говорили сегодня. И у меня ощущение, что ты вот сейчас живёшь, можно сказать, в таком режиме нон-стоп, в плане того, что как это всё осуществляется. Я немножко просто вижу, поскольку тоже работаю в том же Синодальном отделе по благотворительности, и вижу, как, можно сказать, разрываешься ты. И мне хотелось бы всё-таки узнать, наверное, много историй не успеем рассказать, но хотя бы какие-то истории, которые тебе особенно там запомнились. Я понимаю, что через тебя проходит их очень много. Которые тебе особенно запомнились — можешь поделиться с такими?
Диак. Игорь Куликов

— Конечно, с самыми разными историями люди обращаются. Была, например, бабушка одна из Тувы, её зовут Нина, которая попала в такую очень тяжёлую жизненную ситуацию. У неё убили сына, невестку и двух внуков там, в Туве. Произошло там достаточно резонансное событие. Осталась одна внучка, которой не было в тот момент дома. Они не смогли дальше жить в этом доме, отдали его на баланс города, попросили другой. Потому что невозможно было там им находиться чисто психологически. Их поселили в какой-то временный дом. А потом, поскольку он был аварийный, его начали сносить. Эта ситуация забылась уже там, сменилось руководство давно, которое им что-то обещало. И, грубо говоря, её с внучкой выселяли в никуда. Собственно, она обратилась к нам. И мы тогда начали этот вопрос решать всеми возможными способами. Попробовали обратиться к тем, кто там имеет какую-то административную власть, написали все письма. Это возымело некоторый эффект, им дали какую-то отсрочку, но всё равно встал вопрос о том, где её селить. И в какой-то момент наш отец Димитрий, руководитель Социального отдела Кызыльской епархии в Туве, тоже такое деятельное участие в этом деле принял, самое деятельное, которое только можно. Когда приехали тракторы сносить этот дом, где она жила, он просто стал перед ними и говорит: «Не пущу! Пока не дадите, где ей жить. Проезжайте по мне!»

В. Рулинский

— Эта история облетела многие Telegram-каналы, мы обратили внимание как раз на неё.

Диак. Игорь Куликов

— Да, мы со своей стороны постарались подключить внимание всяких Telegram-каналов — это тоже возымело эффект. И, собственно, ей, слава Богу, нашли жильё.

В. Рулинский

— Буквально через несколько дней почему-то администрация региона включилась более активно.

Диак. Игорь Куликов

— Да. И после этого как раз из нашего сбора на горячую линию мы помогли в том числе отцу Димитрию в том, чтобы как бы материально в новой квартире ей немножко обжиться. Отец Димитрий, надо сказать, тоже сам активно включился, нашёл холодильник и какую-то ещё бытовую технику. Ну вот это просто такая достаточно серьёзная история. Как правило, вот эти 200 звонков в сутки бывают проще. Кому-то нужны продукты, кому-то надо прийти и помочь с детьми. Кому-то нужно попасть домой: он куда-то поехал на заработки, его там обманули и ему надо вернуться — это сплошь и рядом. Хотя яркие истории тоже часто бывают. Наташа тоже с этими историями как раз работает. Может быть, она какую-нибудь интересную расскажет?

Н. Кульева

— Я вспоминаю с таким теплом и интересом семью многодетную, которую мы отправляли...

Диак. Игорь Куликов

— В Новый Уренгой — по их желанию.

Т. Ларсен

— В смысле? Они хотели переехать туда жить?
Диак. Игорь Куликов

— Они были из Нарьян-Мара.
Н. Кульева

— Да, они изначально были люди северные, с опытом, но вот разные у них были перипетии. В какой-то момент они обосновались семьёй здесь уже, в Московском регионе.

Диак. Игорь Куликов

— Ну да, у них были обстоятельства, потому что это были десятые, по-моему, роды. И им сказали, что в Нарьян-Маре не ручаются, что всё будет хорошо. Езжайте, говорят, в Москву, там в роддомах всё будет хорошо — даже сказали, куда. И им пришлось переехать, они родили одного, а потом ещё одного. И поэтому задержались здесь.

В. Рулинский

— И в этой ситуации они обратились к нам.

Диак. Игорь Куликов

— В какой-то момент, да.

Н. Кульева

— У них проблема в том, что горел их дом тоже, у них были сложности. Они потом не могли устроить детей, потому что там с документами были вопросы. И в итоге люди помогли, и они могли вернуться в большой, хороший дом, где рядом школа.

Диак. Игорь Куликов

— Да, добрые люди им отдали свой дом, но в Новом Уренгое.

Н. Кульева

— Да, но в Новом Уренгое. Семья готова была ехать. Но вот это количество людей надо было как-то довезти.

Диак. Игорь Куликов

— У них одних чемоданов было, по-моему, 15 или 17. А ещё детей 10 или 11, я уже точно не помню. Но в таком количестве это уже не так важно, потому что — как доставить всю эту ораву из Москвы в Новый Уренгой?

В. Рулинский

— И действительно, получается, что государство по каким-то формальным признакам не должно ничего оплачивать этой семье. А куда обращаться-то, в общем? Толком-то и некуда, помимо Церкви.

Диак. Игорь Куликов

— Они много куда пробовали обратиться. И с какими-то продуктами, ещё какими-то мелочами им помогали. Но с транспортировкой в Новый Уренгой никто помощь действительно не мог оказать. И это была целая спецоперация, надо сказать: как купить им билеты, посадить их, проводить их с этим огромным багажом. Они же не в самой Москве были, а в Подмосковье. Это мы у Марфо-Мариинской обители милосердия просили целый автобус, чтобы семью эту перевезти. Нанимали специальную компанию, потому что, опять же, мы добровольца одного нашли, но что такое один доброволец и двое родителей, когда у тебя такая орава детишек? Хотя старшие есть, но всё равно. В общем, платили компании, от которой несколько грузчиков приходили и эти вещи, брали, загружали это всё в поезд. Целый отсек в поезде, два этих, по-моему, блока плацкартных они заняли. И дали им средства, чтобы они три дня с половиной в пути могли питаться, потому что там же кушать в поезде надо. А там уже на месте их встретили, поселили. И они до сих пор высылают мне иногда фотографии, как у них там минус 55, но они очень радуются. Это такой климат для них привычный, так скажем.

Н. Кульева

— Очень позитивные, такая семья радостная.

Т. Ларсен

— Каждый раз, наверное, когда ты реализуешь помощь людям в таких историях, потом приходишь домой, залезаешь в свою горячую ванну с чашкой чай и думаешь, что а мне-то ещё ничего живётся.

В. Рулинский

— К слову о чашке чая. Вот Наташа именно тот человек, которого я буквально заставлял как-то перебороть свой взгляд на поход в кофейню, когда она вернулась из Мариуполя. Она полтора месяца там провела и не могла как-то прийти в себя и вернуться к московской жизни.

Н. Кульева

— О некоторых вещах нужно всё-таки помнить. Сколько мы энергии ни отдаём, серьёзность некоторых вещей, которые сейчас вокруг нас происходят, они таковы, что ты начинаешь очень остро видеть разницу того, что мы имеем, что важно из того, что мы имеем, а что не очень важно, где больше правды, а где больше какой-то как бы мишуры. И в этом смысле, да, практически все мариупольские добровольцы — я называю это таким синдромом, мы много размышляли по этому поводу, почему так случается — хотят вернуться и помогать дальше. И это такой магнит, такой резонанс. Казалось бы, зачем, почему? Наши уходники, которых мы так называем...

В. Рулинский

— Добровольцы по уходу, которые выезжают туда ухаживать за тяжело больными в больницы интенсивного лечения.

Н. Кульева

— Лежачие подопечные, у многих гангрены. Это тяжело выглядит, нужно менять памперсы. А люди хотят возвращаться, чтобы делиться. Потому что когда ты прикасаешься к горю, когда ты видишь, сколько всего можно сделать, невозможно оставаться равнодушным, невозможно ничего не делать после этого.

Диак. Игорь Куликов

— Ну и там жизнь, конечно, чувствуется, такой настоящий фронт, что ли, жизни. Если здесь мы где-то как-то находимся в каком-то анабиозе, что ли, комфортном, то там настоящая жизнь, концентрация этой жизни. И поэтому, конечно, каждый неравнодушный человек, кто хочет как-то помогать — мы тоже готовы принимать в качестве добровольца. Ну, а если кто-то не может поехать, то всегда можно помочь на нашей платформе mirom.help тем, кто туда ездит и кто там помогает.

В. Рулинский

— Мы как-то в одной из предыдущих передач как раз говорили про вот это ощущение настоящей жизни, чего-то настоящего, которое там встречает человека. И недавно я узнал про то, как — по-моему, это в Донецке — наши волонтёры православные выезжают туда, и их заставляют спать ночью, потому что те семь дней, когда они проводят там, они понимают, что эти семь дней когда-то закончатся, они уедут, вернуться. А вот эти страдания, эта боль, то, в чём нуждаются люди прямо сейчас там в больничных палатах, это то, что прям вопиет, к тому, чтобы они начали помогать и не останавливались. Их куратор пытается прям заставлять отдыхать, потому что они могут так, конечно, неправильно рассчитать свои силы. Но это просто такое описание того чувства, которое там людей как-то накрывает. Я хочу сказать, что помимо Мариуполя, помимо Донецка, есть ещё важное направление служения. Оно, может быть, не такое героическое, но не менее важное.
У нас есть центр круглосуточного ухода. Во всей Русской Православной Церкви их около 50. И один из них, одно из таких самых лучших учреждений такого рода, это Свято-Спиридоньевская богадельня. Она находится в Москве, это проект службы «Милосердие». И там сёстры милосердия с утра до вечера, круглосуточно, это полностью церковное учреждение, ухаживают за тяжелобольными людьми, одинокими, пожилыми людьми, бабушками. И там сейчас острый кадровый дефицит, скажем так. Очень нужны люди, очень нужны руки, очень нужны те люди, которые готовы были бы включиться и стать сёстрами по уходу и по двенадцать часов в день выходить на смену трудиться. Там действительно прям вот проблема сейчас возникла. И я бы хотел воспользоваться этим моментом, чтобы призвать тех, у кого есть такое желание. Это действительно невероятно спасительное, богоугодное дело — трудиться вот именно в таких условиях. Может быть, в этом не будет чего-то такого супер героического, как в Мариуполе, зато это вот прямое исполнение заповеди Спасителя. Если у вас есть желание присоединиться и стать сотрудником, это оплачиваемая работа, зарплаты, может быть, не такие высокие, но всё-таки зарплата предполагается, то можно записаться по номеру: 8-800-70-70-222.

Т. Ларсен

— Ну и надо сказать, что если вы ещё не готовы настолько глубоко погрузиться в дела милосердия своим личным действием, то всегда можно зайти на сайт mirom.help и поучаствовать просто материально. Это самое понятное, самое такое очевидное и не особо требующее усилий от вас действие. А ещё проще поставить рекуррентный платёж. Это так называется?

В. Рулинский

— Это было бы идеально, да.

Т. Ларсен

— Тогда вообще всё само будет за тебя происходить.

В. Рулинский

— А Наташа будет присылать прекрасные отчёты о том, куда пошли ваши деньги.

Т. Ларсен

— Внезапно, знаете, в какой-нибудь серый, пасмурный день вдруг тебе придёт сообщение о том, что ты, оказывается, хороший, добрый человек. Ты кому-то помог. И настроение улучшится.

Диак. Игорь Куликов

— Кстати, вот Вася сказал про богадельню. Надо сказать, что эта наша Свято-Спиридоньевская богадельня является своего рода такой эталонной богадельней, в которую мы привозим как раз всех тех, кто в регионах, от Калининграда до Камчатки, хочет открывать похожие проекты. В частности сёстры милосердия из Хабаровска были в нашей богадельне и в Хабаровске тоже открыли богадельню, такой же дом престарелых. Точно так же, как наша богадельня когда-то начиналась с квартиры, он тоже сейчас базируется на квартире. Они арендуют квартиру, там живёт несколько бабушек, и сёстры, по той аналогии, что они видели у нас, так же ухаживают, так же помогают им полноценно жить и чувствовать себя окружёнными заботой. И сейчас им выделили наконец-то здание отдельное, и они хотят расшириться. Потому что в квартире всегда нет возможности больше человек принять, нет возможности больше сестёр, добровольцев, там всё очень стеснённо, плюс соседи. Им дали здание, и они как раз заканчивают там ремонт.
И один из сборов на нашей платформе «Поможем» на сайте mirom.help это как раз сбор на то, чтобы богадельня в Хабаровске наконец-то обрела своё новое здание и могла принимать гораздо больше бабушек одиноких и людей с инвалидностью. Потому что сёстры у них есть, готовы. Я надеюсь, что с помощью наших радиослушателей тоже мы сможем скоро эту богадельню в таком новом её виде запустить.

В. Рулинский

— Спасибо большое. Это было очень здорово — поговорить с вами о таких ярких историях и увидеть прямое исполнение слов Спасителя о любви к ближним. Спасибо вам за то, что вы делаете. С нами были: руководитель и директор по развитию онлайн-платформы «Поможем» на сайте mirom.help диакон Игорь Куликов и Наталья Кульева. Я — Василий Рулинский. До новых встреч.

Диак. Игорь Куликов

— Спасибо.

Н. Кульева

— Спасибо вам большое.

Т. Ларсен

— Я — Тутта Ларсен. Это были «Делатели» на «Вере».

В. Рулинский

— До свидания.

Диак. Игорь Куликов

— До свидания.

Н. Кульева

— До свидания.


Все выпуски программы Делатели

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем