Весной 2009 года в поэтической рубрике журнала «Фома» я представил читателям несколько сочинений таких стихотворцев, имена которых, как говорится, «не на слуху». Тем не менее они давно и вдохновенно творят свою стихотворную музыку, питаемую мыслями о высших дарах и тайнах.
Были в той публикации и стихи жительницы древнего Мещовска, театральной художницы Ольги Шиловой. И это была едва ли не первая ее публикация.
С тех пор у Ольги вышло две книги. Первая, под названием «Нетерпёж» – была удостоена литературной премии; стихотворением, которое открывает вторую (она называется «Скит») я поделюсь сейчас с вами.
Когда нет в поле зрения бездомного кота
иль пса, дрожащего от зимней стужи,
бредущего неведомо куда, –когда весь мир до поля зренья сужен –
то радоваться можно иногда –
особенно под зимним капюшоном –и ёлке встречной в платье расклешённом,
и куполам, снежком припорошённым, –
спеша к вечерней службе в минус тридцать
за всех несчастных на земле молитьсяв единственно-любимый в мире храм –
где всё, что только входит в поле зренья:
и свечек чуть дрожащее горенье,
и – дымный – из кадильниц фимиам –
приносит неземное утешенье.Где кажется, что именно сейчас –
Он безраздельно милует всех нас!
И Ангел – световидно-белокрылый –
над каждым псом бездомным держит щит –
пока сорокократное звучит
из уст Церковных: «Господи, помилуй!»Ольга Шилова, стихи из сборника 2016 года – «Скит»
У книги есть эпиграф: «Скит – вес сердца, место, где взвешивается сердце. С древнеегипетского». …Заглянем и на заднюю сторону обложки. «Лирическое повествование о духовном приключении души верующей и сомневающейся, больно ударяющейся о рифы собственных страстей, но научившейся пролагать умный путь к обобщающему осмыслению драматического опыта».
А это уже оценочные слова о сборнике «Скит» – критика старшего поколения, Ирины Роднянской, – которая, собственно, и познакомила меня в свое время со стихами Ольги Шиловой, и которая поддерживает поэтессу по сегодня.
Да, лирический дневник Ольги прирастает новыми смыслами, темами и новой музыкой; она пишет всё уверенней, всё, как мне кажется, – ответственнее по отношению к собственному – несомненному – дару.
«…Ой, ты, Горний Иерусалим!
Скалолазы твои, скалолазки –
в одиночку, в молитвенной связке –
поднимаясь к пределам твоим, –
выкарабкиваемся в мольбе
из глубоких унылых ущелий,
и счастливых святых новоселий
мы друг другу желаем в тебе…»
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе