«Октябрьское небо» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Октябрьское небо»

Октябрьское небо
Поделиться Поделиться

«Октябрьское небо», студия Universal Pictures, режиссёр Джо Джонстон

— Слушайте радиосигнал, передаваемый спутником. Слушайте сигнал, который навеки отделил старое от нового.

4 октября 1957 года весь мир, затаив дыхание, смотрел в небо. В этот день Советский Союз запустил на орбиту Земли первый в истории человечества искусственный спутник. Жители маленького шахтёрского городка Колвуд в Западной Вирджинии тоже увидели, как маленькая яркая точка движется среди звёзд. Кто-то испугался, что теперь спутник будет следить за всем миром. Кто-то посмотрел, и вернулся к своим обычным делам. А жизнь старшеклассника по имени Хомер Хикэм в эту самую минуту изменилась навсегда. Хомер — герой кинофильма «Октябрьское небо», фрагмент из которого мы с вами сейчас услышали.

Картину снял американский режиссёр Джо Джонстон. Она вышла на экраны в 1999 году и завоевала множество наград, среди которых — премия Ассоциации кинокритиков США за лучший семейный фильм. Лента также вошла в список величайших фильмов всех времён по версии Американского Института кино. А главное, пришлась по душе миллионам зрителей. Причём, настолько, что до сих пор в тех местах, где шли съёмки «Октябрьского неба», проходит одноимённый фестиваль, посвящённый фильму. Чем же так глубоко трогает эта картина — в сущности, очень простая по сюжету, да и с технической точки зрения снятая без особых изысков? Мне кажется, прежде всего — именно той самой простотой, в которой, если присмотреться, есть и тонкость, и глубина, и мудрость.

Запуск советского спутника вдохновляет главного героя картины, Хомера Хикэма, на собственные опыты в ракетостроении. Прежде не особенно сильный в физике и математике, Хомер начинает упорно изучать эти предметы в школе, а заодно штудировать научную литературу. Ему помогают друзья. Вместе им удаётся сконструировать несколько моделей ракет и даже провести вполне успешные любительские запуски. Конечно, пока эти ракеты взлетают совсем невысоко, но всё ещё впереди, — уверен Хомер. А вот отец мальчика этой уверенности, кажется, совсем не разделяет. Он — шахтёр, как и все другие мужчины в их крошечном городке. И даже не допускает мысли о том, что его сын захочет выбрать в жизни другой путь. Итак, с одной стороны — поиски себя, надежда на лучшее. С другой — старый, как мир, конфликт отцов и детей. Объединив в фильме «Октябрьское небо» эти непростые темы, режиссёр Джо Джонстон снял мудрое кино о вере в чудо, о семейных ценностях, о том, что даже самым близким людям порой приходится проделать долгий и трудный путь навстречу друг другу.

Актёрам удалось потрясающе передать тончайшие эмоциональные и душевные грани своих героев. Невозможно, например, не почувствовать, что при всех разногласиях, порою весьма острых, отец и сын любят друг друга. Так, в одном из эпизодов Хомер вроде бы дерзит отцу, а в итоге получается, что говорит, как тот ему дорог.

— Мы с тобой не во всём похожи. Вернее, мы совсем разные. Но я уверен, я родился не зря. И не потому, что я лучше, а потому что я такой же. Я такой же упрямый, такой же жёсткий. И я во всём хочу походить на тебя.

Роль Хомера исполнил актёр Джейк Джилленхол. Это была его первая серьёзная актёрская работа, и он до сих пор считает её одной из самых глубоких. Говоря о картине, Джилленхол однажды заметил, что она невероятно воодушевляет и в то же время заставляет задуматься о серьёзных вещах. «Когда вы смотрите этот фильм, то испытываете не только эмоциональные, но и духовные переживания», — говорил актёр.

Очень важно отметить, что главный герой и его удивительная, почти чудесная история — не фантазия сценаристов, а реальность. Фильм «Октябрьское небо» снят по книге мемуаров сотрудника американского космического агентства НАСА Хомера Хикэма. Он стал консультантом картины и ежедневно присутствовал на съёмочной площадке, наблюдая за тем, чтобы всё было достоверно. Может быть, поэтому в картине так ярко передана атмосфера 50-х годов. И, как будто в соответствии с эпохой, фильм снят в тёплой, спокойной и умиротворяющей цветовой гамме. В нём только один тёмный штрих — угольная шахта. Как признавался режиссёр фильма Джо Джонстон, она послужила своего рода метафорой, подчёркивающей смысл картины: даже у того, кто оказался глубоко под землёй, всегда есть возможность подняться в небо.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем