«Огни большого города» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Огни большого города»

* Поделиться
Кадр из кинофильма «Огни большого города»

Музыка, которая сейчас прозвучала, наверняка многим показалась очень знакомой. Она, действительно, невероятно известная. Это музыкальная тема из американского фильма «Огни большого города», настоящего шедевра немого кино. Картина легендарного комика и режиссёра Чарли Чаплина, снятая в 1931 году, вошла в Золотой фонд мирового кинематографа. Чаплин не только режиссировал картину: он был автором сценария и сыграл в нём главную роль. Музыку для киноленты Чаплин тоже написал сам. Она звучит постоянно и как бы дополняет образы персонажей. Поэтому кинокритики называют музыкальную тему «Огней большого города» говорящей.

Любопытно, что создание немого фильма в эпоху, когда звуковое кино уже существовало, стало сознательным выбором Чаплина. И это был не каприз художника. Во время просмотра отчётливо понимаешь, почему режиссёр поступил именно так. Он рассчитывал не просто рассказать историю. Чаплин хотел, чтобы герои в его ленте разговаривали... сердцем! Об этом феномене чаплиновской картины интересно высказался радиоведущий Владимир Аверин, обсуждая фильм «Огни большого города» в беседе с кинокритиком Григорием Либергалом.

Вот опять же, сегодняшнее впечатление, я пересматривал, вот если бы эту последнюю фразу: «Теперь вы видите? Теперь я вижу». Вот это. Если бы мне кто-нибудь сказал в ухо, даже очень талантливо, даже как угодно интонируя, это было бы менее убедительно, это было бы менее по сердцу, чем когда ты видишь только глаза и буквы, которые ты сам можешь для себя озвучивать.

Какую же историю видим мы на экране? Главный герой — Маленький Бродяга — классический чаплиновский персонаж, городской нищий, однажды встречает на улице слепую девушку-цветочницу и на единственную мелкую монетку покупает у неё цветок. Забавные обстоятельства складываются так, что девушка принимает нищего за миллионера. Бродяге, который с первого взгляда полюбил слепую цветочницу, приходится изо всех сил поддерживать эту иллюзию. Он пытается заботиться о девушке, хотя сам ходит в рваной одежде, голодает. Однажды в газете Бродяга находит объявление о европейском враче, который оперирует слепых и может вернуть девушке зрение. Герой задаётся целью собрать необходимую сумму на операцию. На что только он не идёт ради этого: выходит на боксёрский ринг, хотя совершенно не умеет драться; нанимается уличным уборщиком, терпя насмешки и пренебрежительное отношение. А Цветочница ничего об этом не знает и продолжает думать, что ей помогает добрый миллионер. Кстати, настоящий миллионер в фильме тоже появляется. В титрах он неспроста назван «эксцентричным». Богач даёт Бродяге деньги на операцию, но это, увы, ещё не хэппи-энд. Сюжетные повороты в фильме настолько неожиданны и разнообразны, что до самого финала картина держит нас в напряжении. И, конечно, Чаплин был бы не Чаплином, если буквально каждый эпизод не вызывал у зрителя взрыв смеха — доброго, светлого и во многом исцеляющего.

Очень хочется подробно поговорить о поразительном, до мурашек по коже трогательном и глубоком финале картины, когда прозревшая девушка и Бродяга снова встречаются. Но не будем раскрывать детали: зрители должны увидеть всё своими глазами. А ещё — сердцем, как это сделали герои немого, но говорящего лучше всяких слов фильма Чарли Чаплина «Огни большого города».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем