
Музыка, которая сейчас прозвучала, наверняка многим показалась очень знакомой. Она, действительно, невероятно известная. Это музыкальная тема из американского фильма «Огни большого города», настоящего шедевра немого кино. Картина легендарного комика и режиссёра Чарли Чаплина, снятая в 1931 году, вошла в Золотой фонд мирового кинематографа. Чаплин не только режиссировал картину: он был автором сценария и сыграл в нём главную роль. Музыку для киноленты Чаплин тоже написал сам. Она звучит постоянно и как бы дополняет образы персонажей. Поэтому кинокритики называют музыкальную тему «Огней большого города» говорящей.
Любопытно, что создание немого фильма в эпоху, когда звуковое кино уже существовало, стало сознательным выбором Чаплина. И это был не каприз художника. Во время просмотра отчётливо понимаешь, почему режиссёр поступил именно так. Он рассчитывал не просто рассказать историю. Чаплин хотел, чтобы герои в его ленте разговаривали... сердцем! Об этом феномене чаплиновской картины интересно высказался радиоведущий Владимир Аверин, обсуждая фильм «Огни большого города» в беседе с кинокритиком Григорием Либергалом.
Вот опять же, сегодняшнее впечатление, я пересматривал, вот если бы эту последнюю фразу: «Теперь вы видите? Теперь я вижу». Вот это. Если бы мне кто-нибудь сказал в ухо, даже очень талантливо, даже как угодно интонируя, это было бы менее убедительно, это было бы менее по сердцу, чем когда ты видишь только глаза и буквы, которые ты сам можешь для себя озвучивать.
Какую же историю видим мы на экране? Главный герой — Маленький Бродяга — классический чаплиновский персонаж, городской нищий, однажды встречает на улице слепую девушку-цветочницу и на единственную мелкую монетку покупает у неё цветок. Забавные обстоятельства складываются так, что девушка принимает нищего за миллионера. Бродяге, который с первого взгляда полюбил слепую цветочницу, приходится изо всех сил поддерживать эту иллюзию. Он пытается заботиться о девушке, хотя сам ходит в рваной одежде, голодает. Однажды в газете Бродяга находит объявление о европейском враче, который оперирует слепых и может вернуть девушке зрение. Герой задаётся целью собрать необходимую сумму на операцию. На что только он не идёт ради этого: выходит на боксёрский ринг, хотя совершенно не умеет драться; нанимается уличным уборщиком, терпя насмешки и пренебрежительное отношение. А Цветочница ничего об этом не знает и продолжает думать, что ей помогает добрый миллионер. Кстати, настоящий миллионер в фильме тоже появляется. В титрах он неспроста назван «эксцентричным». Богач даёт Бродяге деньги на операцию, но это, увы, ещё не хэппи-энд. Сюжетные повороты в фильме настолько неожиданны и разнообразны, что до самого финала картина держит нас в напряжении. И, конечно, Чаплин был бы не Чаплином, если буквально каждый эпизод не вызывал у зрителя взрыв смеха — доброго, светлого и во многом исцеляющего.
Очень хочется подробно поговорить о поразительном, до мурашек по коже трогательном и глубоком финале картины, когда прозревшая девушка и Бродяга снова встречаются. Но не будем раскрывать детали: зрители должны увидеть всё своими глазами. А ещё — сердцем, как это сделали герои немого, но говорящего лучше всяких слов фильма Чарли Чаплина «Огни большого города».
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема