
Фото: PxHere
Есть в мире места, дорогие сердцу православного христианина. Особое положение в этом смысле занимает Святая Земля. Иначе и быть не может. Ведь именно здесь две тысячи лет назад жил и проповедовал Господь Иисус Христос. На Святую Землю, большая часть которой подконтрольна сегодня государству Израиль, стремится попасть огромное количество православных христиан. И практически все паломники, прибыв туда, хотят увидеть место, где Спаситель принял крещение в реке Иордан от рук пророка Иоанна Предтечи. Многие хотят также окунуться в воды знаменитой реки.
Оказывается, сделать это не так-то просто. Вернее, окунуться и поплавать в Иордане — это, в общем-то, не проблема. А вот сделать это именно там, где было совершено крещение Иисуса Христа, до недавнего времени было просто невозможно. Традиционно местом крещения Христа было принято считать участок западного, то есть израильского, берега Иордана в окрестностях Каср-эль-Яхуд (в переводе с арабского языка — «иудейский дворец»). Однако после шестидневной войны 1967 года доступ к этому месту был закрыт, так как оно стало отрезком границы между Израилем и Иорданией, а еще и местом проживания мятежных палестинцев.
В 1981 году Израиль предложил христианским паломникам иное место для омовения в Иордане. Так был построен комплекс «Ярденит». Эта территория не является историческим местом крещения, зато обеспечивает свободный доступ к реке. Именно туда теперь съезжаются многочисленные паломники.
В 1996 году на Иордане произошел настоящий фурор. В результате археологических раскопок на восточном берегу реки было обнаружено подлинное место крещения Спасителя, которое находится на территории Иордании в поселке Вади-эль-Харар (в переводе с арабского языка — «журчащая вода»). Правда, Иордан там теперь не протекает — еще в пятом веке река поменяла свое русло. Но недалеко от этого места, рядом с новым руслом, была в скором времени оборудована купальня, в которую беспрепятственно можно попасть.
Здесь паломники могут пройти обряд крещения в водах святой реки. Нужно понимать, что это не таинство крещения, благодаря которому человек становится христианином, а именно обряд. В чем-то он похож на то омовение, которое совершал над иудеями Иоанн Креститель. Люди приходили к нему, каялись в своих грехах, а потом окунались в воды Иордана в знак покаяния и омовения от греховной нечистоты.
Сегодня таким же образом в Иордане совершается обряд омовения или крещения, совмещенный с таинством исповеди. Над человеком, желающим покаяться в грехах, священник прочитывает особые молитвы. Затем этот человек трижды окунается в Иордане, после чего священник помазывает его освященным маслом. Считается, что человек после этого получает от Бога прощение грехов. На память паломнику выдается специальное свидетельство за подписью священника, совершившего обряд.
Иордан сегодня уже не та полноводная река, какой он был во времена Христа. Из-за системы водозабора он сильно обмельчал и заилился. Тем не менее, православные христиане по-прежнему считают Иордан особой рекой, а воды ее целебными и благодатными.
Все выпуски программы Вселенная православия
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
 
                                    
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



