
С какого-то момента после смерти отца, я стал довольно отчётливо воспринимать свою жизнь как продолжение его жизни.
Как-то ехал в метро и читал книгу Лидии Запариной «Последняя заутреня». Лидия Сергеевна заслуживает отдельного разговора — крестная моего отца, папа называл её самым христианским человеком из всех, кого он встречал. Она была христианской писательницей, автором «непридуманных рассказов» — историй из жизни, которые произошли с ней или с теми, кого она знала лично. По четвергам она устраивала у себя вечера, приходили священники, художники, писатели, врачи. Среди гостей и её друзей были известные московские батюшки: Дмитрий Дудко, Дмитрий Смирнов, Михаил Осколков...
После рассказов в книге шли письма Лидии Сергеевны к дочери священника Александра Ветелева — Ольге. И в одном из них, от 21 июня 1972 года, я вдруг неожиданно нашёл упоминание о своём отце, Валерии Левятове. Лидия Сергеевна писала: «На вокзал примчался запыхавшийся Валерий Левятов. Когда я с ними прощалась на платформе, то заметила, как удивленно смотрели пассажиры на наше сердечное прощание».
Я себе ярко представил июньский вечер семьдесят второго, Ленинградский вокзал и запыхавшегося молодого отца. Ему тридцать два. Моей сестре три, среднему брату всего год, старшему пять, а я через пять лет только появлюсь на свет.
Лидию Сергеевну провожают в её любимую Пюхтицу — женский монастырь в Эстонии. Один из провожающих, названный в письме Геной, — будущий настоятель храма Богоявления на «Площади Революции» — протоиерей Геннадий Нефедов.
И мне кажется, что это я, запыхавшись, прибежал на вокзал. Рад, что успел, жму руку Гене, обнимаю крестную. Мы громко говорим и сердечно прощаемся.
Все мы — Адам. Один человек, одно существо, все мы связаны. Больно одному — больно всем. Апостол Павел пишет, что мы члены одного Тела. Во всяком случае, в церкви. Это легче всего прочувствовать со своими близкими и любимыми. Наши родители, дети, супруги... А святые во всех видели Христа, всех принимали, грешных — не грешных, как самого себя.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема