Политические столкновения — которые иногда приводят к уличному насилию — ставят христианина в условия конфликта лояльностей.
Конфликт лояльностей - это неприятная ситуация, в которую может попасть, например, иммигрант. Он переехал в другую страну, оброс там дружбами, связями, обязательствами, и вот между его новой и старой родиной возникает конфликт, который вынуждает его разрываться между новыми и старыми преданностями. Христиане часто оказываются в таком положении, потому что мы - люди с двойным подданством. Мы принадлежим Царству Божию, наш Царь, Судия и Законодатель - Господь наш Иисус Христос. Наши сограждане - другие члены Церкви, которые вместе с нами исповедуют драгоценную и спасительную веру в Господа. Наши законы - Святое Евангелие. В то же время, мы живем в тех или иных гражданских обществах, нередко охваченных конфликтами как между собою, так и внутри себя. Каждая из сторон в конфликте претендует на нашу преданность и настойчиво требует, чтобы мы поклялись ей в верности.
Это вновь и вновь ставит христианина перед выбором - какая преданность и какая идентичность для меня важнее? Кому я принадлежу - Господу или тем или иным политическим вождям? Кто мне, прежде всего, свои - братья по вере или товарищи по борьбе? Чему я буду повиноваться - движению той или иной толпы или заповедям Божиим?
Конечно, такой конфликт может и не возникнуть - христианин может занимать ту или иную политическую позицию, исходя из своих соображений о том, что лучше всего соответствует общему благу. Божественное Откровение ничего не говорит о политической позиции, которую нам следует занимать. Но есть то, что Откровение говорит - «не убий». И не предавайся ненависти — это ввергает тебя в вечную гибель.
Самые страшные раны - это раны, которые люди наносят своим душам. Ненависть лишает разума очень быстро. Свои преступления всегда оправдываются реальными или предполагаемыми преступлениями врагов, зверство - ссылками на зверства противника. Однако христианин, который верит в бессмертную душу, которую можно спасти или погубить, смотрит на вещи совершенно иначе. Если "они" своими грехами губят свои души, значит ли это, что я должен погубить свою? Если "они" нарушают заповеди Божии, значит ли это, что я должен их нарушать? Если "они" предаются ненависти и насилию, значит ли это, что и я должен им предаться? Должен ли я вообще участвовать в этом забеге в ад наперегонки? И, главное, кому должен?
Нам не сказано, что блаженны те, кто предается злобе и ненависти под тем или иным знаменем - нам сказано, что блаженны миротворцы. И ситуация ожесточенного конфликта дает нам возможность проявить свой выбор — быть христианами.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых