Как легко перепутать покаяние с самобичеванием… Как легко решить, что каяться — это бить себя в грудь и повторять: «Я плохой, я хуже всех»… И как легко решить, что ради этого в молитвах из молитвослова так много покаянных мотивов.
Вот например — из молитвы святого Василия Великого, которую читают, готовясь к Причастию: «Приими убо и мене, Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блудного».
Наверное, у каждого бывают моменты, когда готов эти слова из самой глубины сердце обратить к себе: и признать себя и блудником, и разбойником, и обманщиком и далее по списку. И всё это — искренне. Но ведь так остро человек чувствует не всегда. И странно было бы ждать от себя, что чувство это будет само приходить, словно по расписанию, ровно в тот момент, когда начинаешь молиться.
Но что же тогда делать? Надо ли во время молитвы упорно убеждать себя в том, какой ты плохой и грешный, если вот прямо сейчас твое покаянное чувство, конечно, есть — но не той силы…
От одного священника я слышал, что все эти слова о блудниках и разбойниках даны в молитвах, чтобы показать, что Божья любовь покрывает и превосходит даже это — даже самые страшные ошибки человека. И никакое падение не может быть больше Божьего прощения. И речь не о том, будто можно, грубо говоря, грешить и не переживать. Речь о том, что Бог — принципиально больше человека. И ничто человеческое, в том числе и грехи, не может Бога в чем бы то ни было ограничить. В том числе, ограничить возможность любить и прощать.
В этом священническом мнении, помимо трезвого взгляда на покаянные мотивы, есть, как мне кажется, еще один важный аспект. То, что митрополит Антоний Сурожский однажды называл «устремленностью к Богу». И говорил, что в этом — сущность нашей молитвы. Обращу внимание: устремленность именно к Богу, а не к себе самому. Парадоксально, но даже благочестивое самоунижение и признание того, насколько ты грешен и плох, может оказаться формой эгоцентризма. Формой повышенного внимания к себе самому как к человеку. Формой зацикленности на человеческом в ущерб видению божественного. В конце концов, если в центре жизни видишь себя, а не Бога, то какая разница, видишь ли ты себя грешного или праведного. Ведь все равно — себя…
И в этом смысле сравнить себя с блудником и разбойником — это, как мне кажется, попытка увидеть за этими образами не только собственную очевидную греховность, но еще — тут же, неотделимо — всеохватность божественной любви. Иными словами, сконцентрироваться не на себе. А на Боге.
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.