
Евгений Сулес, автор программы "Частное мнение"
Суд уже начался. Когда я встречаю человека своего возраста, который изучил четырнадцать языков, а я ни одного, или который написал три романа, а я ни одного, или построил дом... Испытываю чувство, набившее оскомину ещё в юности: «...мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эта цитата из романа «Как закалялась сталь» читалась юродивым голосом на дебютном альбоме группы «Алиса» «Энергия». Нам было тогда смешно. Сейчас нет. Сейчас я испытываю от этих мыслей гнетущее чувство. Будто я сижу в каком-то унылом и затхлом месте. И сидеть мне здесь долго.
Это сейчас, когда ещё есть время. Мало, но есть. А что я почувствую, когда увижу, что зарыл в землю не временную, а вечную жизнь? Мог стать святым, и не стал. Мог быть спасён, и не спасся. Мне протягивали руку, но я за неё не схватился. Не удержал. И это не просто неудовлетворенные потребности и амбиции тлеющего внешнего человека: проиграл соревнования и поехал домой. Нет. Это сам дом. Вечный мой дом, который я по своей по злой воле потерял, отрёкся от него.
Я стал ходить в церковь ещё мальчиком, подростком. И вот я взрослый седеющий мужчина, уже десять лет в Дантовом «сумрачном лесу». Тридцать лет в церкви. Но не стал лучше. Во многих аспектах даже хуже. А ведь была возможность, в церкви всё для этого есть. Исповедь, Таинства, литургия, священники, от которых веет благодатью...
Страшно об этом думать. Суд уже начался.
Но есть и надежда. Сами мы не можем стать лучше. Чем дольше живёшь, тем больше понимаешь, что на самом деде сам не можешь ничего. Но Христос может. В этом и надежда. Спасение не по заслугам, а по благодати. На Тебя, Господи, уповаю! Сам я не справился.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема