У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
В день памяти ветхозаветного пророка Малахии разговор шел о том, кто такие пророки, можно ли их встретить сегодня, и чем пророчество отличается от прогноза или предсказания.
Ведущий: Александр Ананьев
А. Ананьев:
— С Рождеством Христовым, дорогие друзья!
С Рождеством и наступившим Новым годом!
Какое-то время я снова и снова буду поздравлять с этим самым тёплым, самым светлым, самым радостным, самым детским, самым любимым праздником!
Меня зовут Александр Ананьев. Я, с позволения сказать, профессиональный неофит, и в новом году, как и в старом, продолжаю задавать свои вопросы неофита золотым людям, которые приходят к нам в гости в светлую студию Радио ВЕРА.
И у нас в гостях — неутомлённый праздниками, светлый, радостный... отдохнувший даже, в каком-то смысле, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, молодой священник, общение с которым доставляет удовольствие как неофиту, так и тем, кто слушает программу «Вопросы неофита»... да-да, мы читаем комментарии!... священник Михаил Словцов.
Дорогой отец Михаил, здравствуйте! С Рождеством!
О. Михаил:
— Добрый вечер! С Рождеством!
А. Ананьев:
— Как отметили?
О. Михаил:
— Прекрасно! В храме...
А. Ананьев:
— Удалось поймать, вот, это, вот... Рождественское чудо, Рождественское настроение?
Потому, что многие жалуются, что, вот, это настроение в минувшем году и в наступающем 2023 поймать очень непросто...
О. Михаил:
— А священнику ещё сложнее!
А. Ананьев:
— Да? А мне-то казалось... я же знаю, вот, это, вот... бесценное ощущение, когда ты принимаешь участие в Литургии не в самом храме, а в Алтаре! Дважды я проводил Литургию... так получалось — меня приглашали, я читал житие Марии Египетской, и потом, на Пасху, читал Евангелие на немецком... я худо-бедно по-немецки говорю... для меня это было счастье-счастье! Там же время течёт иначе! Ты выходишь оттуда совсем другой... ты выходишь оттуда сияющий! Там всё, как одно мгновение, пролетает!
О. Михаил:
— Нет... сама служба — она, конечно... Вот, как раз, на службе и чувствуешь Праздник!
А. Ананьев:
— Да!
О. Михаил:
— Вот, в тот момент, когда ты убежал с Исповеди и пришёл в Алтарь — вот, этот час Литургии — он для тебя, наверное, самый праздник и праздник!
А, потом, всё равно, для священников дни праздничные — как то Пасха, Страстная Седмица...
А. Ананьев:
— ... такое... испытание...
О. Михаил:
— ... да... Рождественский сочельник... Рождество... Богоявление — эти большие праздники, когда очень много людей приходит... зачастую, люди приходят, которые, вообще, первый раз за год пришли... или, вот... два раза в год приходят... и для священника это большая-большая нагрузка, и очень сильно... помимо того, что радуешься от встречи праздника, ещё и устаёшь, утомляешься от наплыва людей. Потому, что нас — немного, а людей — много.
А. Ананьев:
— Сегодня 16 января — день памяти малого, как его называют, пророка, последнего ветхозаветного пророка Малахии.
Начну вот с чего. Малые пророки и большие пророки — сколько тех, сколько других, и чем они отличаются?
О. Михаил:
— В Ветхом Завете в христианской традиции выделяют великих пророков — это четыре великих пророка: Исайя, Иеремия, Даниил и Езекииль, и двенадцать, так называемых, малых пророков — это Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария и Малахия. Вот, они все в конце, малые...
А. Ананьев:
— Их двенадцать — не случайно, или это так сложилось исторически?
О. Михаил:
— Я точного ответа на этот вопрос дать не могу. Я думаю, что так сложилось исторически... может быть, и неслучайно.
Различаются они по объёму написания. То есть, великие пророки — объём их пророчеств, книг — он намного больше, и пророчества намного существенней, объёмнее. Причём... вот, например, у нас пророк Даниил относится к великим пророкам, а в еврейской Библии, у евреев он относится к писаниям — то есть, он к пророкам не относится. Но у них, например, к пророкам относятся Судьи, Иисус Навин и другие ветхозаветные праведники, которые жили в период до пророчеств.
То есть, если мы возьмём, вот, этот, вот, период — это где-то VIII-IV века до нашей эры — вот, эти, вот, великие и малые пророки. Те, кто до них жили — они тоже считались пророками, но их книги мы считаем историческими — это книги Судей, книги Царств... Давид же тоже был пророком, но он отдельной... вот, как отдельно пророческий список...
А. Ананьев:
— Не входит в этот список малых и великих... да... да...
До нас дошли труды этого замечательного святого — это книга, она имеет 4 главы, в которых он излагает наставления народу и священникам. В этой книге содержатся слова обличения моральных и нравственных недостатков еврейского народа, а также угроза наказания Богом.
И здесь я сразу не могу не спросить. Угроза наказания Богом за отсутствие нравственности в жизни.
А) Сбылось ли это пророчество?
Б) И, вот, это, вот, наверное, самый главный вопрос: а Господь, разве, наказывает нас? Господь же — любит. А всё, что с нами происходит дурного — это следствие наших дурных поступков — не более того. Господь не наказывает, как мне, неофиту, кажется.
Давайте, начнём с этого главного вопроса — как Вы сами считаете? Наказывает ли Бог?
Знаете... я сразу вспоминаю, из своей студенческой молодости, как я ходил в походы, в частности, ещё и по каким-то... этим... старообрядческим деревням — в Нижегородской области, на Севере... там много старообрядческих деревень.
И я помню, как я проходил мимо какого-то двора — на мне был рюкзак, и я ещё смеялся, по-моему... и мы с друзьями шли... что-то смеялись... через деревню. И бабушка какая-то, выглянув из-за скрипящей калитки, посмотрела на меня с явным неодобрением, погрозила пальцем и сказала скрипящим голосом: «Ужо тебя Господь накажет!» — вот, так, вот.
И тогда меня это смутило... и мне показалось, что в этом есть какая-то правда, которую она знает, а я о которой не догадываюсь.
А сейчас я начинаю думать, что... ну, я, практически, уверен, что Бог нас не наказывает — мы сами себя наказываем. Мы сами себя толкаем в какой-то огонь, в какую-то муку, в какую-то грязь, в какое-то болото, а Бог всё пытается исправить это нам во благо. Разве, это не так?
О. Михаил:
— С одной стороны... вот... здесь, вообще, вот, эту книгу если посмотреть, то эта книга — она как полемика, как диспут построена.
А. Ананьев:
— Да.
О. Михаил:
— То есть, там...
А. Ананьев:
— Это, вот... как таковых, пророчеств... вот, такого-то числа будет — вот, такое... да?...
О. Михаил:
— Нет. Мы слишком примитивно воспринимаем само пророчество. То есть, здесь — имен, глас Бога. То есть, пророк... само слово... вот, Малахия этим интересен — само слово «Малахия», само имя, переводится, как «вестник» или «ангел мой». Есть другие способы перевода, и если производить это имя... там... от формы имени... то есть, Малахия — это краткая форма имени, а полная форма имени переводится как «Яхве — вестник мой».
То есть... вопросом задавались очень долго. Вообще, Малахия — это имя собственное, или имя нарицательное?
А. Ананьев:
— Должность...
О. Михаил:
— Да... или он, всё-таки... он, вообще... кем он был? Он — был, или это... то есть, такой человек с таким именем был, или это, всё-таки, анонимное какое-то пророчество, которое попало в свод книг Ветхого Завета? Потому, что у Захарии, в конце, тоже есть много пророчеств, которые... похожи... вот.
Соответственно, про наказание. В этой книге... судя по этой книге, вообще, не понятно особо, когда происходили эти пророчества, когда они говорились. И тут тоже есть разное... как бы... время пророчеств.
Сбылись они или не сбылись — неизвестно. Но здесь — явные предостережения некоторые показываются. И, вот, что интересно.
Мне, например... когда Вы задавали вопрос, я подумал: вот, есть же там одна из тем про то, что Бог говорит: «Вы Меня обкрадываете — тем, что десятину Мне не даёте». И говорит: «Дайте мне десятину, доверьтесь Мне, и Я исполню Своим благословением ваши поля».
Вот... наказание Бога — именно в отсутствии благословения. Можно так посмотреть на наказание. С одной стороны. То есть, как Вы говорите, придерживаясь Вашей точки зрения, наказание — это отсутствие благословения Бога. Когда Богу неприятны наши жертвы — эта тема тоже есть в... этом... когда мы нарушаем законы, Бог от нас отходит, и мы предоставляемся сами себе, и, тем самым, это уже, само по себе, наказание.
А с другой стороны, всё-таки, Господь же обещает — и в этой книге это тоже присутствует — тем, кто не повинуется Закону — что их будут праведные попирать ногами. И — что они сожгутся, как солома, что они будут истреблены. Здесь, всё-таки, такое тоже есть. Не нужно думать, что Бог не может наказывать.
Мы же говорим, что Бог — Отец, и Бог — любящий Отец. А у Соломона — читали? Нет? «Кто не наказывает своего сына, тот его не любит».
А. Ананьев:
— Я это, знаете, как воспринимаю? Я могу ошибаться. Но я воспринимаю это следующим образом.
Если ты не будешь относиться с должным вниманием, почтением, уважением и опытом к дороге, дорога тебя накажет. То есть, ты можешь влететь в аварию, ты можешь навредить другим людям, и ты можешь очень сильно навредить себе и своей семье. Но это не дорога тебя накажет — ты сам себя накажешь.
И здесь действует, как мне кажется, точно такой же закон. Ведь, если ты накосячишь, то именно твои ошибки и приведут тебя туда, где тебе очень не хочется оказаться. То же самое — и с Богом.
Господь — Он устраивает нашу жизнь максимально идеальным образом для нас для всех. А дальше мы сами решаем: грешим мы, не грешим мы, ошибаемся мы, не ошибаемся мы, ленимся, нет, жадничаем, нет... это уже наше решение. Господь — не наказывает. Вот, по моему разумению.
Хотя, то, что Вы сказали — наверное, оно... вот... всё-таки, действительно... что-то такое...
О. Михаил:
— Что-то похожее...
А. Ананьев:
— ... приближенное что-то к тому, о чём я рассуждаю.
А. Ананьев:
— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА.
Сегодня на вопросы неофита отвечает мой дорогой гость — клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священник Михаил Словцов.
В одном из источников прочитал, что пророк Малахия помогает от порчи. И это утверждается, практически... так... со стопроцентной вероятностью. Так это, или — нет?
О. Михаил:
— Меня побьют камнями, но... я, вот, на дух не переношу, вот, это: «Этот святой помогает от этого, а этот — от этого...»
Вчера женщина подошла, и говорит: «От Матроны взяла цветы, и не завариваю их, не пью отвар из них...» Я, такой: «А зачем его пить? Зачем, вообще, заваривать их?» Да, то есть, для меня не совсем понятно, зачем их брать, вообще... но... и, ведь, человек думает, что он этим как-то... прогневляет святого, Бога... он делает что-то не так!
Я говорю: «Ну, ладно...» Причём, она говорит: «Сегодня, вот, заварила!» — ну...
А. Ананьев:
— Это какое-то проявление языческого какого-то...
О. Михаил:
— Ну, это — магия!
А. Ананьев:
— Магизм...
О. Михаил:
— Это — магизм чистой воды! То есть, нужно сделать... и, к сожалению, у многих людей, именно, восприятие такое: нужно сделать так, так и так, и всё будет хорошо. Нужно пособоровать, причастить, поисповедовать... не знаю, там... заказать три молебна — этому святому, этому, и этому — и человек выздоровеет. То есть, нужно сделать определённые действия для того, чтобы достичь определённого результата. Это — магия. Люди забывают о том, что они входят в общение с Живым Богом, и всё, что они делают — это не указ Личности.
А. Ананьев:
— Не обряд и не ритуал.
О. Михаил:
— Да... а вступление в общение. Мы же, вот... даже Литургию, да... сегодня совершал Литургию — в начале Евхаристического канона возглас священника... «... и причастие Святаго Духа да будет со всем вами!» Вот, это слово «причастие» — оно переводится, как «общение». Общение Святого Духа. Когда мы соединяемся с Тем, с Кем мы общаемся. Вот, это, в корне... корень нашего неправильного отношения лежит в непонимании, вот, этих, вот, вещей. И, поэтому, появляются святые, которые помогают «в этих проблемах», или «в этих проблемах», или «в этих проблемах»...
Мне кажется, нужно обращаться за помощью к тем святым, которых ты любишь, и с которыми у тебя есть определённые отношения.
Вот, я у преподобного Сергия учился в Лавре — вот, по всем проблемам... с любой проблемой я обращаюсь к нему! И служу в его храме, как бы... То есть, здесь... ну... как-то так!
А. Ананьев:
— А порча, как таковая, это что такое?
О. Михаил:
— Ой, давайте, вообще, не будем про это говорить!
А. Ананьев:
— Ну, мне же интересно — я же неофит! Я, вот, прочитал... на... вроде, уважающем себя источнике в Интернете... хотя, я знаю, какой процент... догадываюсь, какой процент правды в Интернете...
О. Михаил:
— Да...
А. Ананьев:
— Да... ну, то есть...
О. Михаил:
— Ещё Ленин говорил: «Не верьте всему, что пишут в Интернете»!
А. Ананьев:
— Хорошо!
«Истинно вам говорю, 4 мая 1925 года Земля налетит на Небесную ось...» — Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце». Это — пророчество?
О. Михаил:
— А почему это должно быть пророчеством?
А. Ананьев:
— Оно говорит о будущем, говорит с уверенностью, и основывается на каких-то... ну... умозаключениях... фактах... почему-то человек так сказал.
И мы сейчас с Вами попытаемся разобраться, что такое пророчество, чем оно отличается от предсказания, чем оно отличается от прогноза, считается ли пророчеством пророчество, которое не сбылось, и как правильно понимать эти пророчества.
И ещё: отец Михаил, в конце программы я хочу узнать, встречали ли Вы пророков, и... ну, есть же, да, какие-то духоносные старцы, которые обладают даром предвидения... которые могут сказать тебе... там: «Туда не ходи... сюда ходи...»
Ой... у меня была прекрасная история! Простите, я никак не даю Вам ответить на вопрос — всё какими-то своими умозаключениями делюсь.
Была прекрасная история... не буду называть имён, имена все известные — что одного героя, что другого... но не могу не вспомнить эту историю.
Однажды, один известный адвокат — в ту пору он был сотрудником Прокуратуры, это были 90-е, и он разбирал дело какой-то крупной преступной группировки — услышал от своих друзей, что в одной обители, в одном монастыре, с ним очень хочет встретиться батюшка, довольно известный. Но он не знал этого батюшку, сам был человеком невоцерковлённым.
Но... надо — значит, надо. Он человек ответственный.
Он приходит в этот храм, и... он даже не знает, как этот батюшка выглядит, стоит посреди храма и пытается высмотреть кого-нибудь, кого можно было бы спросить.
И тут какой-то неизвестный священник выскакивает из Алтаря, проходит мимо, и, хлопая его по груди, то ли в шутку, то ли всерьёз таким странным голосом говорит: «Спасаю тебя от пули случайной», — и убегает. Этот, значит, наш герой поудивлялся, поудивлялся, ушёл из храма.
А на следующий день, он не садится в машину, куда садятся все остальные его коллеги из Прокуратуры. И эту машину расстреливают те самые бандиты, против которых они вели дела. А его, соответственно, спасает каким-то образом Господь.
И, конечно же, он, первым делом, к этому священнику, и — с тех пор, от него не отходит.
Вот, что это? И таких историй, на самом деле, очень много — их бесконечное количество! Это — пророчество? Это — предвидение? Это — прогноз? Явно, что это не умозаключения, которые ведут к тому, что «это вполне вероятно, так, что — будь осторожен». Нет! Человек явно видит, что что-то — будет, и он может это предотвратить.
Как Вы относитесь к такого рода явлениям?
О. Михаил:
— Подождите... мы о чём? Вначале были одни вопросы... теперь... ушли...
А. Ананьев:
— А у меня, видите, много вопросов, да...
О. Михаил:
— ... ушли в другую сторону... Мы, сначала, давайте, разберёмся с тем, кто такой — пророк.
А. Ананьев:
— Хорошо.
О. Михаил:
— То есть... если мы говорим в ветхозаветном смысле, то пророк — это человек, на котором Дух Божий, и который, от имени Бога, возвещает Его волю. Его... ну, да... можно сказать — возвещает Его волю.
А. Ананьев:
— Откуда он знает эту волю?
О. Михаил:
— Она дана ему от Бога.
А. Ананьев:
— Он её слышит?
О. Михаил:
— Он — провозвестник Божественной воли.
А. Ананьев:
— Он её слышит? Она ему снится? В буквальном смысле, технически — как это происходит?
О. Михаил:
— Видение... Даниилу видения были. Да, это может быть голос... то есть, это никак неважно. Здесь очень важно, знаете, что? То, что очень чётко ясно и понятно — о чём.
То есть... знаете, как иногда: «Ой, мне сон приснился...
А. Ананьев:
— Да-да-да-да-да...
О. Михаил:
— ... а там — вот, это. А я в соннике...» Не-не-не! А там, обычно, всё очень чётко.
А. Ананьев:
— «Во сне мне явился батюшка Серафим, и сказал...»
О. Михаил:
— Да, бывает... не Даниилу же сон снился, снился сон царю... а он к Даниилу пришёл, и Даниил ему чётко разложил, о чём этот сон. Если я не ошибаюсь, это, по-моему, было так. Давно очень я это читал...
И пророку... вот, мы сегодня будем вспоминать про пророка Иону, который во чреве кита... да... три дня и три ночи... там же тоже: «Сказал ему Господь: иди в Ниневию». Пророчество — это то, что всегда исходит от Бога. Не то, что человек по звёздам, по погоде, по кофейной гуще или ещё как-то узнал. То, что происходит, непосредственно, от Бога, и исходит от Бога, через Святой Дух, и то, что пророк возвещает людям — чаще всего, людям вообще. И пророки, чаще всего, они обличали свой народ. Почему Господь говорит: «Не бывает пророка без чести, разве в своём отечестве», — потому, что народ, чаще всего, своих единоплеменников, своих братьев, в качестве пророков не принимал. Одних убили, других мучили, кого-то и пилой деревянной перепилили между Алтарём и Жертвенником. Это, вот, пророчество. И этим оно отличается от всего остального.
От того, что... там... вот... предсказанного. Например, предположение о том, что... там... метеорит упадёт. Это — не сверхъестественная вещь. Это, вот...
А. Ананьев:
— Соединённые Штаты рассыпятся на штаты, и Техас присоединится к Мексике... да-да-да...
О. Михаил:
— Но это всё — гипотезы... это — аналитика. Когда человек, своим умом, доходит до какого-то... «знамения неба умеете различать, а происходящего не понимаете». То есть, если... там... красный закат... как... летом... мама всегда говорила, когда я маленький был: «Видишь, какой малиновый закат красивый? Завтра, значит, будет... там... тепло и солнечно...»
А. Ананьев:
— «Кукушонок упал крестиком — к дождю...»
О. Михаил:
— Ну... вот... да, есть какие-то определённые... это — не пророчество, это — не предсказание... это, скорее, предсказание... или прогноз... такое, вот...
А. Ананьев:
— Или — суеверие.
О. Михаил:
— А, может быть, суеверие. Но, здесь, с природой — скорее, какие-то закономерности люди выявили, и, согласно этим закономерностям... здесь нет чего-то сверхъестественного, и это не обязательно произойдёт. Вероятность есть какая-то.
Здесь же... если того же пророка Малахию возьмём, то здесь — вся книга не про то, что будет. Есть маленький момент, небольшой, который, как раз, в Евангелии и встречается, о том, что будет, но основной посыл книги — о том, что, вот, есть сейчас: «Вы — негодяи» и «Вы Меня забыли». «Если вы не обратитесь, и если вы не начнёте жить нормально, по Закону, не начнёте соблюдать Закон, то вам будет плохо». Вот, о чём пророчествовал, волю Бога изрекал пророк.
А. Ананьев:
— Угу... угу... я, вот, сейчас тоже смотрю — у меня перед глазами пророчество Малахии о всех папах римских — вплоть до Второго Пришествия. И, судя по тому, что я читаю, они... ну, вроде, как... довольно достоверно описывают и происходившее, и происходящее, и то, что будет происходить.
О. Михаил:
— Можно ссылочку...?
А. Ананьев:
— Да, конечно... ну, вот, я...
О. Михаил:
— Какая глава и какой стих...
А. Ананьев:
— Он, правда, очень поэтически всё описывает, но он довольно точно, вот... по крайней мере, аналитики тут, которые разбирают это пророчество, говорят, что это точно... и я пытаюсь понять, как это работает. Ведь, это — ветхозаветный пророк, тогда даже и пап римских не было, а он, каким-то образом, это всё увидел, усмотрел, даже умудрился сформулировать — вот... это какое-то невероятное чудо для меня... как это получилось...
О. Михаил:
— Я, если честно, вчера перечитывал книгу — и не заметил...
А. Ананьев:
— Не заметили...
О. Михаил:
— Иногда можно высосать из пальца.
А. Ананьев:
— Понятно... понятно...
О. Михаил:
— Нет... себя я там... ну... что-то такое, вот... обличение священников, вообще, там... «Так, — думаю, — да, надо как-то за собой повнимательнее смотреть, чтобы эти слова не были про тебя!»
А. Ананьев:
— Что, конкретно, Вас... ну... заставило напрячься и проанализировать себя? Из того, что написал Малахия.
О. Михаил:
— Ну...
А. Ананьев:
— Как, кстати, правильно: МалАхия или...
О. Михаил:
— Сам не знаю.
А. Ананьев:
— Хорошо...
О. Михаил:
— МалАхия, наверное... я, как-то, вот... мне хочется говорить — МалАхия. Не МалахИя. Некоторые говорят — МалахИя.
А. Ананьев:
— Так, что в поведении священников заставило Вас обратить внимание... вот... на написанное?
О. Михаил:
— Ну, вот, начало второй главы... вот, у меня, как раз, открыто: «Итак, для вас, священники, эта заповедь. Если вы не послушаетесь, если не примете к сердцу, чтобы воздать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятье, и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю. Потому, что вы не хотите приложить к тому сердце.
Вот, я отниму у вас плечо, и помёт раскидаю на лица ваши, помёт праздничных жертв ваших, и выбросит вас вместе с ним. И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф».
А. Ананьев:
— Красиво. Точно. Хлёстко.
О. Михаил:
— Поэтично.
А. Ананьев:
— Поэтично — да, но... и, безусловно... безусловно, соответствует... как бы... той реальности, которую... теоретически, можно увидеть.
Отец Михаил, что делает пророка — пророком? Давайте, вот... прям... подробно.
То есть, жил, жил человек, а потом — раз, и стал пророком. Это происходит — при жизни?... Я, просто, пытаюсь, всё время, перенести эту ситуацию в наши сегодняшние дни.
Такое впечатление, что, вот, в ветхозаветные времена — там было какое-то иное отношение к слову, к людям, к происходящему, к отношению. А сегодня выйдет человек, и скажет: «Друзья мои! Мне сегодня было видение. Явилась ко мне Пресвятая Богородица, сказала мне — вот, что. И я сие передаю вам, и, отныне, числюсь в пророках», — ну, это же бред! Такого же быть не может.
О. Михаил:
— Ну, да... я бы попросил у него справку из Кащенко сначала...
А. Ананьев:
— Абсолютно верно. То есть... хотя, да... по всем формальным признакам, то же самое происходило и с теми пророками.
Я пытаюсь понять, как неофит — а в чём разница?
О. Михаил:
— Ну, вообще, со времён... в настоящее время, к пророчествам относятся очень настороженно.
А. Ананьев:
— Почему?
О. Михаил:
— Об этом ещё апостол Павел писал. О том, что появилось очень много лжепророков, и вам, братья, нужно относиться к ним... не каждому верить. И, со временем, вот, это пророческое служение — а пророки были в Первой Церкви вместе с даром языков, после Пятидесятницы... были и другие... об этих... были дары определённые даны людям — кто-то пророчествовал, кто-то говорил на языках, кто-то изъяснял то, что говорили на языках... и, вот, эти пророки — они были путешественниками. Они странствовали по общинам и открывали тайны Божии... что-то, вот, пророчествовали для этих общин. Такие, проповедники.
И, со временем, появилось очень много людей, которые являлись как бы пророками, и, по сути, наносили вред первым христианским общинам. И у апостола Павла, и у первых святых отцов, в Дидахе, если я не ошибаюсь, тоже есть такие... начали вырабатывать определённые критерии для того, как проверять пророков — являются ли они истинными пророками, или нет. И апостол Павел, как раз, он рекомендует проверять. Не проверять даже, а — с осторожностью относиться к пророкам, и... с осторожностью к пророчествам этим относиться. Потому, что появились ереси и уклонения от истинной веры, от того, что проповедовал сам апостол.
А. Ананьев:
— Сейчас мы прервёмся ровно на минуту — у нас полезная информация на Радио ВЕРА, а через минуту продолжим наш непростой, но очень важный разговор о том, что такое пророчество, откуда оно берётся, кто такие пророки, и есть ли пророки в нашем отечестве... об этом — ровно через минуту.
Не переключайтесь!
А. Ананьев:
— Пророки и пророчества — есть ли они в своём отечестве? Об этом и многом другом мы говорим сегодня с клириком храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священником Михаилом Словцовым.
Я — Александр Ананьев.
И... есть у меня гипотеза, дорогой отец Михаил — предположение, что, вообще, любая история, связанная с этими пророчествами — это не совсем по Священному Писанию. Я, вот, так, осторожно скажу.
Дело в том, что сильна во мне уверенность, что ни один человек, живущий... более того, ни один Ангел, окружающий Бога, не знает — того, что будет, лишь только Господь...
Я понимаю, что в Евангелии от Матфея, в главе 24-ой, Спаситель говорит именно о часе и дне Страшного суда — что «о дне же том, и часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». А по-моему, это имеет отношение абсолютно ко всему. И каждый раз, когда мы пытаемся... ну, знаете, я ведь тоже пророк в своей семье, да? Я говорю: «Истинно говорю вам: через месяц гречка и туалетная бумага исчезнет, и надлежит нам запастись этим на два года вперёд», — бывают у меня такие приступы «пророчества». Тогда я иду в недорогой магазин по соседству, и закупаю недорогую гречку, туалетную бумагу, и, естественно, это всё пролетает мимо тазика, как бы. И этим я очень сильно грешу. Вместо того, чтобы, как истинный христианин, довериться Богу и сказать: «Господи, я не знаю, что будет, но всецело полагаюсь на Тебя — при любом раскладе!» — я пытаюсь как-то сам «пророчествовать», и как-то сам следовать этим своим смешным «пророчествам». Понимаете, о чём я говорю?
Ну, вот, на мой взгляд, человек не имеет никаких оснований предсказывать, говорить о том, что будет — потому, что, что будет, знает лишь один Господь.
Или же — пророки имеют на это право, и имеют на то все основания?
О. Михаил:
— Ну, вот... мы опять путаем пророчество с... даже не путаем, а... Вы говорите про пророчество всегда, как про что-то: «Вот — будет, вот, так...»
А. Ананьев:
— Да.
О. Михаил:
— То есть... я только воцерковился когда, читал Священное Писание... Новый Завет когда первый раз читал, я думал, что книга Апокалипсис — она же пророческая...
А. Ананьев:
— Да...
О. Михаил:
— ... и, вот... то, что... раньше я сказал, что пророчество всегда понятно... вот, эсхатологические пророчества — это книга пророка Даниила и Апокалипсис, яркие примеры — они вообще непонятны. Ну... даже, вот, людям, которые ещё неглубоко погрузились в церковную жизнь — лучше не читать, мозги взорвутся.
А. Ананьев:
— Они понятны... но понятны — разнообразно. Их можно понять...
О. Михаил:
— Их можно понять очень по-разному, и этим они опасны. Потому, что можно всё, что угодно... то есть, вот, как Вы говорите... там... даже, вот, у Малахии про пап римских, да? И — вплоть до настоящего времени, до конца времён там написано. То есть, подогнать... ну, что далеко ходить... чипы... ИНН недавно было... всё, что угодно подгоняли под это...
А. Ананьев:
— Прививки от ковида...
О. Михаил:
— ... да... всё, что угодно, под это подписывая, хотя... ну... людям просто надо открыть, и сначала понять, что до того момента, как начнётся, вот, эта, вот, вся история, произойдёт такое, что вы, как бы, пропустить не сможете. Ну, если внимательно читать.
И пророчество — это не то, что будет в будущем. Чаще всего, пророчество — это обличение того, что есть сейчас.
Вот, книга пророка Малахии — она про это. Про то, что сейчас вы завет с Богом нарушили, и Бог отворачивается от вас, потому, что вы делаете, вот, это, вот, это, вот, это — неправильно. И, вот, в этом — пророчество. То, что голос Бога... точнее, Бог говорит через человека о том, что Он думает о происходящем. И таким голосом Бога в христианской традиции, и до последнего времени, были блаженные, юродивые...
А. Ананьев:
— Почему?
О. Михаил:
— Потому, что они были... вот, с одной стороны, они были не от мира сего — вот, если ж посмотреть, как они жили, как они себя вели, то... ну... очень странно...
А. Ананьев:
— Безумие — это слабое достоинство...
О. Михаил:
— Да. Но именно в своём мнимом, как мы говорим, безумии... то есть, мы считаем, что они не были безумны в прямом смысле этого слова — то есть, они были мнимо безумны. Они вели себя, как безумные, но, через своё «безумие», они открывали людям волю Бога. Через немощь... ну... понятно? Нет?
А. Ананьев:
— Не очень...
О. Михаил:
— «В немощи сила Моя совершается», — апостол Павел об этом говорит... сейчас точно цитату... что-то вылетела она из головы. Но, вот, именно, про то, что в немощи человеческой — то есть, через немощного человека, который... как бы... ненормальный, не такой, как все, Господь действует.
А. Ананьев:
— У него искажена «линза», и он способен видеть всё не так, как мы — иначе, и делать из этого какие-то свои выводы...
О. Михаил:
— Нет, ну, всё-таки, если мы говорим о том, что они юродивые, то они притворялись ненормальными, безумными.
А. Ананьев:
— Слышал недавно фразу: «Батюшка, благословите на юродство!» Это для меня было удивительным — оказывается, на это тоже можно получить благословение и записаться в юродивые? Вы когда-нибудь благословляли на юродство?
О. Михаил:
— Нет! Ко мне не подходили с такими вопросами!
А. Ананьев:
— Это один из замечательных священников рассказывал... вроде, как реальная история. Заламывая руки, подошла какая-то экзальтированная особа к священнику: «Благословите на юродство!» «А чего тебя благословлять? — говорит, — Ты и так дура». Простите меня, милые дамы, за столь скверный язык в светлой студии Радио ВЕРА, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.
О. Михаил:
— Нет, бывают, бывают случаи, когда люди... ну... юродивые по жизни. Бывает юродство, Христа ради, и бывает юродство, себя ради. Вот... это разное... и я думаю, что благословение на юродство, Христа ради — его получать не нужно, оно как-то само приходит человеку от Бога.
А. Ананьев:
— Понятно.
Вы сами когда-нибудь встречали... ну, я не буду спрашивать, встречали ли Вы пророков... тем более, ветхозаветных... это было бы глупостью... но встречали ли Вы проявления такого рода явлений, когда, бесспорно и очевидно, перед Вами оказывался человек, способный на пророчество? Говорят, что старцы... к сожалению, я, за неполных пять лет своей жизни в Церкви, ни разу не общался с тем, кого принято называть «старцем», которые живут в обителях...
О. Михаил:
— Я тоже... а...
А. Ананьев:
— Мне очень хочется, но я ещё ни разу не встречал...
О. Михаил:
— Один раз...
А. Ананьев:
— Мне кажется, что, если бы я встретил, посмотрел бы ему в глаза, я бы... я, практически, в этом уверен... моя жизнь бы сильно изменилась. Как старец Зосима у Достоевского — он же чудотворец... и, опять же, обладал даром предвидения. Он знал... ну, по крайней мере, то, как он ушёл из жизни — специально для того, чтобы немножко вразумить... ну, не немножко, а конкретно вразумить Алёшу, насчёт его убеждений относительно святости старца Зосимы — это же... это же невероятно! Это, как раз, и есть чуть ли не проявление пророчества! Хотя, с другой стороны, это просто мудрость человеческая.
Так, Вы встречали, или нет, что-то подобное?
О. Михаил:
— Ну, вот, так, чтобы человек сказал то, что будет... нет.
Когда... встречал такое, что... человек, как будто бы, знал... ну, видел тебя... насквозь. Такое — встречал. И здесь можно говорить и о том, что человек, именно, живёт жизнью духа, а можно говорить о том, что...
Вот, совсем недавно, я общался с опытностью... да? То есть... вот, недавно... пример такой — пророчества... не пророчества...
Я общался с очень опытным... тридцать лет, по-моему, человек работает детским психологом. Я общался по поводу одного юноши, и, вкратце, начал рассказывать историю — что происходит, и почему нужно помочь этому ребёнку, и чем нужно помочь. И я не успел, как бы, даже дорассказать и ввести в курс дела, а человек мне начал, наперёд, рассказывать всё, что я хочу сказать. И всё, что нужно сделать — что я думал, что, наверное, вот, это может помочь. И мы, как бы, сошлись во мнении — не нужно было долго рассказывать и вводить человека в курс дела — он всё уже знал. Это может быть — опытность.
Люди приходят иногда... вот, даже я, неопытный, молодой, всё... иногда человек приходит, и ты уже понимаешь, с какой проблемой он к тебе пришёл — ты просто на него смотришь. И, бывает, человек приходит к тебе, и ты понимаешь, что он пришёл... ну, так, вот... заставили. Или, знаете, как крёстные перед крестинами — им надо поисповедоваться, причаститься... и, вот, бывает, человек приходит — у него есть проблема, а он иногда боится о ней говорить... но, вот, у него есть проблема, он приходит, и ты даже догадываешься, какая у него проблема.
А. Ананьев:
— Ну... не просто догадываешься — профессионал это видит сразу.
О. Михаил:
— Вот... и ты... то есть, это — пророчество? И я, получается, пророк? Ну, нет.
А. Ананьев:
— Ага...
О. Михаил:
— Или, вот... батюшка, который насквозь видел. Ну, может быть... наверное, от Бога ему дан дар рассудительности, ведения какого-то... но это, всё-таки, от Бога дано, и это не работает, как... как автомат. То есть, приходишь...
А. Ананьев:
— На американских ярмарках: монетку бросаешь — и там какое-то...
О. Михаил:
— ... да-да... и тебе пророчество сразу...
А. Ананьев:
— ... кукла такая, да...
О. Михаил:
— «А что мне...? А как, вот, будет, вот, так...?» — и тебе сразу же сказали...
А. Ананьев:
— «Остерегайся рыжего человека в полночь с пустым ведром»...
О. Михаил:
— Ну, вот... да...
А. Ананьев:
— «Вопросы неофита» на светлом радио.
Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священник Михаил Словцов.
Я — Александр Ананьев.
Слушайте, отец Михаил... на самом деле, Вы меня немножко удивили. Потому, что...
Насколько я представляю себе таинство исповеди, и человека, который исповедуется — он же исповедуется перед Богом. И священники — ну, практически, все, с кем я разговаривал, — они, как правило, не помнят, о чём была исповедь этого человека...
О. Михаил:
— Ну, я тоже...
А. Ананьев:
— Не помнят.
О. Михаил:
— Минуты через три, как Золотая рыбка, так... и всё.
А. Ананьев:
— Более того... во время исповеди, они же что-то говорят человеку исповедующемуся, отвечают на его вопросы...
О. Михаил:
— Ну, если есть запрос...
А. Ананьев:
— ... советуют... да. Причём, это делают — не они.
Один, очень уважаемый мною, священник, в ответ на стенания женщины относительно того, что с мужем у неё окончательно разладились отношения, и всё плохо, и у него, там, есть какая-то другая женщина, и она боится развода, и понимает, что иначе — никак... он, неожиданно, сказал ей: «А ты сегодня вечером возьми и укуси его за плечо. Сильно».
Он говорит: «Я потом был в ужасе от того, что я сказал! Зачем я это сказал? Почему я это сказал? Как женщина отнесётся к моим этим словам? Зачем?» Но она так и поступила. И это вызвало бурю недоумения, негодования, криков, ссор — и, в итоге, через вот этот всплеск, у них как-то наладились отношения! Чудесным образом.
О. Михаил:
— Ну, они просто поругались, высказали друг другу всё, что думали... видимо...
А. Ананьев:
— Ну... это было какое-то нетривиальное, непонятное решение... к чему это я? Эти слова священник не придумал и не съартикулировал сам. Как мне видится, вот, в этом конкретном месте, в этой конкретной роли, в этой конкретной ситуации — он был пророком. Потому, что...
О. Михаил:
— ... Дух Божий говорил через него.
А. Ананьев:
— Абсолютно верно!
О. Михаил:
— Но... это же... мы, всё-таки, верим в то, что в исповеди Бог принимает непосредственное участие, и...
А. Ананьев:
— Мы знаем это.
О. Михаил:
— ... и мы знаем это, и здесь бывает...
Ну, вот... со мной тоже как-то такое было, и это не что-то... такое...
Приходит женщина, и говорит: «Ой, батюшка, спасибо! Вы мне тогда сказали... и, вот, как-то всё сложилось, всё наладилось...» А я и говорю: «А что я Вам сказал?» «А Вы мне сказали, вот, это... вот, это...» Я, такой: «Я Вам это сказал? Я не мог такое сказать! Вы точно у меня были на исповеди?» «Да, да, конечно! Спасибо, спасибо!» Я, такой: «Как я мог такое сказать?...» — ну, это не в моём стиле!
А. Ананьев:
— Ну, вот, и получается... что пророков у нас — ровно столько... в отечестве... сколько исповедующих священников!
О. Михаил:
— Ну... а зачем они нужны?
А. Ананьев:
— Потому, что мне очень важно понять этот феномен — пророчества и пророков.
О. Михаил:
— Вопрос в другом. Мы иногда волю Бога можем узнать не только от священника...
А. Ананьев:
— Поясните...
О. Михаил:
— Если есть — если есть — у человека вопрос к Богу, то ответ мы можем услышать, бывает, и в проходящих мимо людях.
Вот, идёшь по улице...
А. Ананьев:
— Ой, слушайте, это не превращается в суеверие?
О. Михаил:
— Нет. Здесь нужно предостеречь людей от того, чтобы идти к священникам и искать вот этого пророчества. Потому, что... человек не всегда может понять, по человеческому рассуждению я говорю, как писал апостол Павел... «пишу по человеку, или по божественному». И, когда человек ищет ответа от Бога, он просит... и, вот, например... идёшь на исповедь, и думаешь: «Вот, как скажет... так и поступлю... вот, так и будет. Вот, Господи, открой мне через этого человека Свою волю!» Вот, человек идёт, доверяется Богу, и, через кого-то он просит — это одно дело.
Другое дело, когда человеку нужно... вот... услышать... поехать к старцу, чтобы он сказал, как дальше жить.
А. Ананьев:
— Да.
О. Михаил:
— Потому, что он обязательно знает... и очень много случаев я знаю, когда, к сожалению, люди... вот, так, вот... неразумно подходили к вопросам решения своей жизни... жизненных каких-то проблем... не пытаясь вникнуть, решить сложившуюся ситуацию, а — перекладывая ответственность решения на другого человека.
То есть, здесь всегда, вот... мне кажется... вот, этот момент пророчества, момент откровения от Бога — он происходит не тогда, когда я хочу переложить на кого-то ответственность, а когда я страдаю, и накал настолько большой, и вопль мой... личный вопль к Богу... или... это может даже не осознаваться, как вопль к Богу, а... вот, как человек на исповеди — приходит, и, вот, он... всё, он в патовой ситуации... он не понимает, как ему дальше жить, что ему дальше делать... и, вообще, как поступить. Он просто приходит и думает: «Ну, может быть, здесь мне помогут...»
Вот, буквально, на днях, так, вот, пришёл человек, и я говорю: «Ну, ты... вот... так... помолись...» Потом его вижу, и он говорит: «Ну, вот — я пришёл!» Человек помолился — он не знает, что ему дальше делать, у него выбор жизненного пути — очень сложный. И мы с ним разговаривали, наверное, часа два, и, через часа два, он только говорит: «Вот, я так и пришёл — услышать, что мне дальше делать! Быть, или не быть...» — а я его уже два часа убеждаю, что «быть»! Он говорит: «Ну, наверное, вот...» Если я тебя убеждаю в этом... потому, что чаще, в этих ситуациях, я убеждаю «не быть», а у него какая-то, вот, такая ситуация... я его услышал как-то — и убеждаю, что... ну... давай, как-то... быть!
А. Ананьев:
— Послушав Вас, я придумал вот какое сравнение, чтоб было понятно.
Пророчества, действительно, рассказывают о том, как устроен мир, как устроена наша жизнь, что было, есть и будет, и те механизмы, которые заложены в развитии ситуации. Но... пророчества подобны научному труду о квантовой физике... где, в общем, всё — правда... где написаны дельные вещи... но понять их может лишь человек очень опытный, изучавший вопрос, живший с этим какое-то продолжительное время. Только он может открыть эту книгу по квантовой физике на 124 странице, увидеть там пять формул, и понять, что это за формулы, о чём они, что и как.
Человек же, открывший квантовую физику впервые, а, до этого, не читавший ничего, кроме социальных сетей, ровным счётом — ничего не поймёт, а, в лучшем случае, будет выглядеть, как мартышка и очки, пытаясь натянуть этот учебник по квантовой физике на свои, довольно скупые, представления о реальной действительности.
Так это, или — нет? Действительно ли, пророчества прочитать, понять, увидеть и услышать может лишь человек, доросший до этих пророчеств?
О. Михаил:
— Нет.
А. Ананьев:
— Вот, такая длинная тирада, и — нет...
О. Михаил:
— Нет.
Ну, смотрите... мне приходит в голову книга пророка Ионы. Опустим... там... что он бежал от Лица Господа... кит... всё... он пришёл в Ниневию — город, который... по-моему... говорят, три дня нужно было, чтобы его пройти из конца в конец. И, вот, он за день проходит от одного конца города в другой, и говорит: «Покайтесь! Иначе вам конец».
Там были какие-то «доросшие» люди? Там город утопал в грехах, в разврате... в неправде
А. Ананьев:
— Ну, они и не услышали...
О. Михаил:
— Да, ну?
А. Ананьев:
— Да?
О. Михаил:
— Царь издал указ: весь город — люди, и даже скоты, стали поститься. Они даже животным пост устроили! В знак покаяния о своих согрешениях. И Иона, как раз... вот, эта, вот, история очень интересная — и про несбывшееся пророчество. Иона же сказал им: «Сорок дней вам даю. Через сорок дней ваш город будет уничтожен — потому, что вы погрязли в беззаконии». Иона ушёл из города, и на пригорочке... по-моему, на пригорочке, да... он сидел, и ждал, когда...
А. Ананьев:
— Листал календарь.
О. Михаил:
— Ну... календарь переворачивал. И над ним вырос куст, типа колючки, и она сохраняла его, защищала его от палящего солнца.
И, вот, выросла эта колючка, а город не разрушился. Город покаялся — Господь простил, и пророчество — не сбылось. Вот, тоже что важно! Оно не всегда может сбываться. Потому, что пророчество — это не нечто... как... ультимативное, не подвергаемое никаким переменам и изменению. Это голос Бога, который говорит, обличает людей в каких-то их беззакониях. Если эти беззакония устраняются, то и кары устраняются. Наказание — устраняется.
И, вот, Иона этот, значит, сидит под этим кустиком — и кустик засыхает. И Иона печалится о том, что кустик засох. А больше Иона печалился, что его пророчество не сбылось. И Господь ему говорит: «Ты печалишься о кусте. Как ты думаешь, как бы Я печалился об этом народе, об этом целом городе огромном? Ты, вот, сейчас расстроен, что твоё пророчество не сбылось, что Я не уничтожил этот город — и, в то же время, жалеешь этот кустик?»
То есть, эта книга очень интересная, её можно почитать...
А. Ананьев:
— Прекрасно... я её, действительно, не читал. И, вот... моим пророчеством было бы: конечно же, Иона пришёл... конечно же, сказал... конечно же, его никто не послушал, как это всегда было, вообще, в истории человечества. Уж, какие бы мудрые вещи ни говорились, человечество говорило: «Ага...» — и продолжало косячить так, как косячило, и всё заканчивалось плохо. Ну, традиционно — как-то так...
Слушайте... спасибо Вам огромное, отец Михаил, за то, что наставили меня на рельсы большого желания, всё-таки, открыть и прочитать, вот, эту книгу. Мне, действительно, стало интересно. Я понял, что у меня очень туманные представления о пророке Ионе, в частности, и о пророках вообще.
Последний вопрос — наверное, такой, самый личный. Я понимаю, мы сегодня с Вами весь час говорим о том, что пророчество — это не то, что я думал час назад. Это — не предсказание... о том, что... 4 мая 1925 года Земля налетит на Небесную ось... а это — изобличение и наставление. И, по большому счёту, в этом смысле, вся Нагорная проповедь Христа — это тоже пророчество о том, что будет, если... я, ведь, правильно понимаю?
О. Михаил:
— Ну, в каком-то смысле, да.
А. Ананьев:
— В каком-то смысле, да... Тем не менее... ужасно любопытно Ваше отношение к будущему.
Сформулирую вопрос так. Вы бы хотели знать, что будет дальше? Когда Вы умрёте? Что будет в 2023 году? Каким будет курс евро через пять лет? Куда поступить Вашему ребёнку, чтобы он преуспел во взрослой жизни? Мы этого не знаем. Хотелось бы Вам это знать? И каковы были бы последствия для духовной жизни человека? Ибо, как мне кажется, в незнании, как раз, и растёт семечко нашей веры. Мы не знаем, но мы верим. А тут — искушение знать. Знать — стало быть, а чего верить? Я знаю.
О. Михаил:
— Наверное, не хотелось бы. Может быть, где-то, вот... искушение такое... оно же — интересно!
А. Ананьев:
— Да, конечно... полезно, причём... ну, с практической точки зрения.
О. Михаил:
— Ну, с практической...
А. Ананьев:
— Узнаешь, сколько гречки тебе купить, и сколько — туалетной бумаги...
О. Михаил:
— Но... мне кажется, по Евангелию... вот, Евангельское такое отношение к жизни: «Что вы заботитесь о завтрашнем дне — что вам есть, что пить, во что одеться? Посмотрите на лилии полевые — они не трудятся, не прядут, но как Господь одевает их! ... Потому, что для каждого дня достаточно своей заботы».
И, вот, это знание о том, что будет — оно не принесёт мне счастья. Если я узнаю, что я умру через месяц, через три года, или через пятьдесят лет — это не сделает меня счастливым.
А. Ананьев:
— Но это даст Вам шанс... помириться с тем, с кем Вы не успели помириться... отдать долги, которые Вы не успели отдать... сказать...
О. Михаил:
— А... «помирись с враждующим с тобой», как в Евангелии это сказано... не отходя от кассы!
А. Ананьев:
— Если б всё было так просто...
О. Михаил:
— Ну... просто, нужно жить так, чтобы не быть ни с кем в ссоре.
А. Ананьев:
— У Вас — получается?
О. Михаил:
— Ну... я не держу ни на кого обиды. Ну, то есть, так, чтобы... вот... было... такого... я не могу сказать, что есть человек, на которого я бы держал обиду... вот, прям, вот... и это было бы неразрешимо. Я думаю, что, если мы встретимся Там, и человек подойдёт и скажет: «Слушай, я тебя там, вот, обидел как-то...» — я, такой: «Да, что ты... прикалываешься? Давай... нормально всё!»
А. Ананьев:
— Со своей стороны, могу пообещать, что постараюсь сделать так, чтобы этот список стал меньше... хотя бы, страниц на двадцать.
Спасибо Вам огромное, отец Михаил!
Сегодня мы беседовали с клириком храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священником Михаилом Словцовым.
Я — Александр Ананьев.
С Праздником вас, ещё раз, и — до следующего понедельника!
Всего доброго!
О. Михаил:
— Всего доброго!
Все выпуски программы Светлый вечер
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья