У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
В день памяти ветхозаветного пророка Малахии разговор шел о том, кто такие пророки, можно ли их встретить сегодня, и чем пророчество отличается от прогноза или предсказания.
Ведущий: Александр Ананьев
А. Ананьев:
— С Рождеством Христовым, дорогие друзья!
С Рождеством и наступившим Новым годом!
Какое-то время я снова и снова буду поздравлять с этим самым тёплым, самым светлым, самым радостным, самым детским, самым любимым праздником!
Меня зовут Александр Ананьев. Я, с позволения сказать, профессиональный неофит, и в новом году, как и в старом, продолжаю задавать свои вопросы неофита золотым людям, которые приходят к нам в гости в светлую студию Радио ВЕРА.
И у нас в гостях — неутомлённый праздниками, светлый, радостный... отдохнувший даже, в каком-то смысле, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, молодой священник, общение с которым доставляет удовольствие как неофиту, так и тем, кто слушает программу «Вопросы неофита»... да-да, мы читаем комментарии!... священник Михаил Словцов.
Дорогой отец Михаил, здравствуйте! С Рождеством!
О. Михаил:
— Добрый вечер! С Рождеством!
А. Ананьев:
— Как отметили?
О. Михаил:
— Прекрасно! В храме...
А. Ананьев:
— Удалось поймать, вот, это, вот... Рождественское чудо, Рождественское настроение?
Потому, что многие жалуются, что, вот, это настроение в минувшем году и в наступающем 2023 поймать очень непросто...
О. Михаил:
— А священнику ещё сложнее!
А. Ананьев:
— Да? А мне-то казалось... я же знаю, вот, это, вот... бесценное ощущение, когда ты принимаешь участие в Литургии не в самом храме, а в Алтаре! Дважды я проводил Литургию... так получалось — меня приглашали, я читал житие Марии Египетской, и потом, на Пасху, читал Евангелие на немецком... я худо-бедно по-немецки говорю... для меня это было счастье-счастье! Там же время течёт иначе! Ты выходишь оттуда совсем другой... ты выходишь оттуда сияющий! Там всё, как одно мгновение, пролетает!
О. Михаил:
— Нет... сама служба — она, конечно... Вот, как раз, на службе и чувствуешь Праздник!
А. Ананьев:
— Да!
О. Михаил:
— Вот, в тот момент, когда ты убежал с Исповеди и пришёл в Алтарь — вот, этот час Литургии — он для тебя, наверное, самый праздник и праздник!
А, потом, всё равно, для священников дни праздничные — как то Пасха, Страстная Седмица...
А. Ананьев:
— ... такое... испытание...
О. Михаил:
— ... да... Рождественский сочельник... Рождество... Богоявление — эти большие праздники, когда очень много людей приходит... зачастую, люди приходят, которые, вообще, первый раз за год пришли... или, вот... два раза в год приходят... и для священника это большая-большая нагрузка, и очень сильно... помимо того, что радуешься от встречи праздника, ещё и устаёшь, утомляешься от наплыва людей. Потому, что нас — немного, а людей — много.
А. Ананьев:
— Сегодня 16 января — день памяти малого, как его называют, пророка, последнего ветхозаветного пророка Малахии.
Начну вот с чего. Малые пророки и большие пророки — сколько тех, сколько других, и чем они отличаются?
О. Михаил:
— В Ветхом Завете в христианской традиции выделяют великих пророков — это четыре великих пророка: Исайя, Иеремия, Даниил и Езекииль, и двенадцать, так называемых, малых пророков — это Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария и Малахия. Вот, они все в конце, малые...
А. Ананьев:
— Их двенадцать — не случайно, или это так сложилось исторически?
О. Михаил:
— Я точного ответа на этот вопрос дать не могу. Я думаю, что так сложилось исторически... может быть, и неслучайно.
Различаются они по объёму написания. То есть, великие пророки — объём их пророчеств, книг — он намного больше, и пророчества намного существенней, объёмнее. Причём... вот, например, у нас пророк Даниил относится к великим пророкам, а в еврейской Библии, у евреев он относится к писаниям — то есть, он к пророкам не относится. Но у них, например, к пророкам относятся Судьи, Иисус Навин и другие ветхозаветные праведники, которые жили в период до пророчеств.
То есть, если мы возьмём, вот, этот, вот, период — это где-то VIII-IV века до нашей эры — вот, эти, вот, великие и малые пророки. Те, кто до них жили — они тоже считались пророками, но их книги мы считаем историческими — это книги Судей, книги Царств... Давид же тоже был пророком, но он отдельной... вот, как отдельно пророческий список...
А. Ананьев:
— Не входит в этот список малых и великих... да... да...
До нас дошли труды этого замечательного святого — это книга, она имеет 4 главы, в которых он излагает наставления народу и священникам. В этой книге содержатся слова обличения моральных и нравственных недостатков еврейского народа, а также угроза наказания Богом.
И здесь я сразу не могу не спросить. Угроза наказания Богом за отсутствие нравственности в жизни.
А) Сбылось ли это пророчество?
Б) И, вот, это, вот, наверное, самый главный вопрос: а Господь, разве, наказывает нас? Господь же — любит. А всё, что с нами происходит дурного — это следствие наших дурных поступков — не более того. Господь не наказывает, как мне, неофиту, кажется.
Давайте, начнём с этого главного вопроса — как Вы сами считаете? Наказывает ли Бог?
Знаете... я сразу вспоминаю, из своей студенческой молодости, как я ходил в походы, в частности, ещё и по каким-то... этим... старообрядческим деревням — в Нижегородской области, на Севере... там много старообрядческих деревень.
И я помню, как я проходил мимо какого-то двора — на мне был рюкзак, и я ещё смеялся, по-моему... и мы с друзьями шли... что-то смеялись... через деревню. И бабушка какая-то, выглянув из-за скрипящей калитки, посмотрела на меня с явным неодобрением, погрозила пальцем и сказала скрипящим голосом: «Ужо тебя Господь накажет!» — вот, так, вот.
И тогда меня это смутило... и мне показалось, что в этом есть какая-то правда, которую она знает, а я о которой не догадываюсь.
А сейчас я начинаю думать, что... ну, я, практически, уверен, что Бог нас не наказывает — мы сами себя наказываем. Мы сами себя толкаем в какой-то огонь, в какую-то муку, в какую-то грязь, в какое-то болото, а Бог всё пытается исправить это нам во благо. Разве, это не так?
О. Михаил:
— С одной стороны... вот... здесь, вообще, вот, эту книгу если посмотреть, то эта книга — она как полемика, как диспут построена.
А. Ананьев:
— Да.
О. Михаил:
— То есть, там...
А. Ананьев:
— Это, вот... как таковых, пророчеств... вот, такого-то числа будет — вот, такое... да?...
О. Михаил:
— Нет. Мы слишком примитивно воспринимаем само пророчество. То есть, здесь — имен, глас Бога. То есть, пророк... само слово... вот, Малахия этим интересен — само слово «Малахия», само имя, переводится, как «вестник» или «ангел мой». Есть другие способы перевода, и если производить это имя... там... от формы имени... то есть, Малахия — это краткая форма имени, а полная форма имени переводится как «Яхве — вестник мой».
То есть... вопросом задавались очень долго. Вообще, Малахия — это имя собственное, или имя нарицательное?
А. Ананьев:
— Должность...
О. Михаил:
— Да... или он, всё-таки... он, вообще... кем он был? Он — был, или это... то есть, такой человек с таким именем был, или это, всё-таки, анонимное какое-то пророчество, которое попало в свод книг Ветхого Завета? Потому, что у Захарии, в конце, тоже есть много пророчеств, которые... похожи... вот.
Соответственно, про наказание. В этой книге... судя по этой книге, вообще, не понятно особо, когда происходили эти пророчества, когда они говорились. И тут тоже есть разное... как бы... время пророчеств.
Сбылись они или не сбылись — неизвестно. Но здесь — явные предостережения некоторые показываются. И, вот, что интересно.
Мне, например... когда Вы задавали вопрос, я подумал: вот, есть же там одна из тем про то, что Бог говорит: «Вы Меня обкрадываете — тем, что десятину Мне не даёте». И говорит: «Дайте мне десятину, доверьтесь Мне, и Я исполню Своим благословением ваши поля».
Вот... наказание Бога — именно в отсутствии благословения. Можно так посмотреть на наказание. С одной стороны. То есть, как Вы говорите, придерживаясь Вашей точки зрения, наказание — это отсутствие благословения Бога. Когда Богу неприятны наши жертвы — эта тема тоже есть в... этом... когда мы нарушаем законы, Бог от нас отходит, и мы предоставляемся сами себе, и, тем самым, это уже, само по себе, наказание.
А с другой стороны, всё-таки, Господь же обещает — и в этой книге это тоже присутствует — тем, кто не повинуется Закону — что их будут праведные попирать ногами. И — что они сожгутся, как солома, что они будут истреблены. Здесь, всё-таки, такое тоже есть. Не нужно думать, что Бог не может наказывать.
Мы же говорим, что Бог — Отец, и Бог — любящий Отец. А у Соломона — читали? Нет? «Кто не наказывает своего сына, тот его не любит».
А. Ананьев:
— Я это, знаете, как воспринимаю? Я могу ошибаться. Но я воспринимаю это следующим образом.
Если ты не будешь относиться с должным вниманием, почтением, уважением и опытом к дороге, дорога тебя накажет. То есть, ты можешь влететь в аварию, ты можешь навредить другим людям, и ты можешь очень сильно навредить себе и своей семье. Но это не дорога тебя накажет — ты сам себя накажешь.
И здесь действует, как мне кажется, точно такой же закон. Ведь, если ты накосячишь, то именно твои ошибки и приведут тебя туда, где тебе очень не хочется оказаться. То же самое — и с Богом.
Господь — Он устраивает нашу жизнь максимально идеальным образом для нас для всех. А дальше мы сами решаем: грешим мы, не грешим мы, ошибаемся мы, не ошибаемся мы, ленимся, нет, жадничаем, нет... это уже наше решение. Господь — не наказывает. Вот, по моему разумению.
Хотя, то, что Вы сказали — наверное, оно... вот... всё-таки, действительно... что-то такое...
О. Михаил:
— Что-то похожее...
А. Ананьев:
— ... приближенное что-то к тому, о чём я рассуждаю.
А. Ананьев:
— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА.
Сегодня на вопросы неофита отвечает мой дорогой гость — клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священник Михаил Словцов.
В одном из источников прочитал, что пророк Малахия помогает от порчи. И это утверждается, практически... так... со стопроцентной вероятностью. Так это, или — нет?
О. Михаил:
— Меня побьют камнями, но... я, вот, на дух не переношу, вот, это: «Этот святой помогает от этого, а этот — от этого...»
Вчера женщина подошла, и говорит: «От Матроны взяла цветы, и не завариваю их, не пью отвар из них...» Я, такой: «А зачем его пить? Зачем, вообще, заваривать их?» Да, то есть, для меня не совсем понятно, зачем их брать, вообще... но... и, ведь, человек думает, что он этим как-то... прогневляет святого, Бога... он делает что-то не так!
Я говорю: «Ну, ладно...» Причём, она говорит: «Сегодня, вот, заварила!» — ну...
А. Ананьев:
— Это какое-то проявление языческого какого-то...
О. Михаил:
— Ну, это — магия!
А. Ананьев:
— Магизм...
О. Михаил:
— Это — магизм чистой воды! То есть, нужно сделать... и, к сожалению, у многих людей, именно, восприятие такое: нужно сделать так, так и так, и всё будет хорошо. Нужно пособоровать, причастить, поисповедовать... не знаю, там... заказать три молебна — этому святому, этому, и этому — и человек выздоровеет. То есть, нужно сделать определённые действия для того, чтобы достичь определённого результата. Это — магия. Люди забывают о том, что они входят в общение с Живым Богом, и всё, что они делают — это не указ Личности.
А. Ананьев:
— Не обряд и не ритуал.
О. Михаил:
— Да... а вступление в общение. Мы же, вот... даже Литургию, да... сегодня совершал Литургию — в начале Евхаристического канона возглас священника... «... и причастие Святаго Духа да будет со всем вами!» Вот, это слово «причастие» — оно переводится, как «общение». Общение Святого Духа. Когда мы соединяемся с Тем, с Кем мы общаемся. Вот, это, в корне... корень нашего неправильного отношения лежит в непонимании, вот, этих, вот, вещей. И, поэтому, появляются святые, которые помогают «в этих проблемах», или «в этих проблемах», или «в этих проблемах»...
Мне кажется, нужно обращаться за помощью к тем святым, которых ты любишь, и с которыми у тебя есть определённые отношения.
Вот, я у преподобного Сергия учился в Лавре — вот, по всем проблемам... с любой проблемой я обращаюсь к нему! И служу в его храме, как бы... То есть, здесь... ну... как-то так!
А. Ананьев:
— А порча, как таковая, это что такое?
О. Михаил:
— Ой, давайте, вообще, не будем про это говорить!
А. Ананьев:
— Ну, мне же интересно — я же неофит! Я, вот, прочитал... на... вроде, уважающем себя источнике в Интернете... хотя, я знаю, какой процент... догадываюсь, какой процент правды в Интернете...
О. Михаил:
— Да...
А. Ананьев:
— Да... ну, то есть...
О. Михаил:
— Ещё Ленин говорил: «Не верьте всему, что пишут в Интернете»!
А. Ананьев:
— Хорошо!
«Истинно вам говорю, 4 мая 1925 года Земля налетит на Небесную ось...» — Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце». Это — пророчество?
О. Михаил:
— А почему это должно быть пророчеством?
А. Ананьев:
— Оно говорит о будущем, говорит с уверенностью, и основывается на каких-то... ну... умозаключениях... фактах... почему-то человек так сказал.
И мы сейчас с Вами попытаемся разобраться, что такое пророчество, чем оно отличается от предсказания, чем оно отличается от прогноза, считается ли пророчеством пророчество, которое не сбылось, и как правильно понимать эти пророчества.
И ещё: отец Михаил, в конце программы я хочу узнать, встречали ли Вы пророков, и... ну, есть же, да, какие-то духоносные старцы, которые обладают даром предвидения... которые могут сказать тебе... там: «Туда не ходи... сюда ходи...»
Ой... у меня была прекрасная история! Простите, я никак не даю Вам ответить на вопрос — всё какими-то своими умозаключениями делюсь.
Была прекрасная история... не буду называть имён, имена все известные — что одного героя, что другого... но не могу не вспомнить эту историю.
Однажды, один известный адвокат — в ту пору он был сотрудником Прокуратуры, это были 90-е, и он разбирал дело какой-то крупной преступной группировки — услышал от своих друзей, что в одной обители, в одном монастыре, с ним очень хочет встретиться батюшка, довольно известный. Но он не знал этого батюшку, сам был человеком невоцерковлённым.
Но... надо — значит, надо. Он человек ответственный.
Он приходит в этот храм, и... он даже не знает, как этот батюшка выглядит, стоит посреди храма и пытается высмотреть кого-нибудь, кого можно было бы спросить.
И тут какой-то неизвестный священник выскакивает из Алтаря, проходит мимо, и, хлопая его по груди, то ли в шутку, то ли всерьёз таким странным голосом говорит: «Спасаю тебя от пули случайной», — и убегает. Этот, значит, наш герой поудивлялся, поудивлялся, ушёл из храма.
А на следующий день, он не садится в машину, куда садятся все остальные его коллеги из Прокуратуры. И эту машину расстреливают те самые бандиты, против которых они вели дела. А его, соответственно, спасает каким-то образом Господь.
И, конечно же, он, первым делом, к этому священнику, и — с тех пор, от него не отходит.
Вот, что это? И таких историй, на самом деле, очень много — их бесконечное количество! Это — пророчество? Это — предвидение? Это — прогноз? Явно, что это не умозаключения, которые ведут к тому, что «это вполне вероятно, так, что — будь осторожен». Нет! Человек явно видит, что что-то — будет, и он может это предотвратить.
Как Вы относитесь к такого рода явлениям?
О. Михаил:
— Подождите... мы о чём? Вначале были одни вопросы... теперь... ушли...
А. Ананьев:
— А у меня, видите, много вопросов, да...
О. Михаил:
— ... ушли в другую сторону... Мы, сначала, давайте, разберёмся с тем, кто такой — пророк.
А. Ананьев:
— Хорошо.
О. Михаил:
— То есть... если мы говорим в ветхозаветном смысле, то пророк — это человек, на котором Дух Божий, и который, от имени Бога, возвещает Его волю. Его... ну, да... можно сказать — возвещает Его волю.
А. Ананьев:
— Откуда он знает эту волю?
О. Михаил:
— Она дана ему от Бога.
А. Ананьев:
— Он её слышит?
О. Михаил:
— Он — провозвестник Божественной воли.
А. Ананьев:
— Он её слышит? Она ему снится? В буквальном смысле, технически — как это происходит?
О. Михаил:
— Видение... Даниилу видения были. Да, это может быть голос... то есть, это никак неважно. Здесь очень важно, знаете, что? То, что очень чётко ясно и понятно — о чём.
То есть... знаете, как иногда: «Ой, мне сон приснился...
А. Ананьев:
— Да-да-да-да-да...
О. Михаил:
— ... а там — вот, это. А я в соннике...» Не-не-не! А там, обычно, всё очень чётко.
А. Ананьев:
— «Во сне мне явился батюшка Серафим, и сказал...»
О. Михаил:
— Да, бывает... не Даниилу же сон снился, снился сон царю... а он к Даниилу пришёл, и Даниил ему чётко разложил, о чём этот сон. Если я не ошибаюсь, это, по-моему, было так. Давно очень я это читал...
И пророку... вот, мы сегодня будем вспоминать про пророка Иону, который во чреве кита... да... три дня и три ночи... там же тоже: «Сказал ему Господь: иди в Ниневию». Пророчество — это то, что всегда исходит от Бога. Не то, что человек по звёздам, по погоде, по кофейной гуще или ещё как-то узнал. То, что происходит, непосредственно, от Бога, и исходит от Бога, через Святой Дух, и то, что пророк возвещает людям — чаще всего, людям вообще. И пророки, чаще всего, они обличали свой народ. Почему Господь говорит: «Не бывает пророка без чести, разве в своём отечестве», — потому, что народ, чаще всего, своих единоплеменников, своих братьев, в качестве пророков не принимал. Одних убили, других мучили, кого-то и пилой деревянной перепилили между Алтарём и Жертвенником. Это, вот, пророчество. И этим оно отличается от всего остального.
От того, что... там... вот... предсказанного. Например, предположение о том, что... там... метеорит упадёт. Это — не сверхъестественная вещь. Это, вот...
А. Ананьев:
— Соединённые Штаты рассыпятся на штаты, и Техас присоединится к Мексике... да-да-да...
О. Михаил:
— Но это всё — гипотезы... это — аналитика. Когда человек, своим умом, доходит до какого-то... «знамения неба умеете различать, а происходящего не понимаете». То есть, если... там... красный закат... как... летом... мама всегда говорила, когда я маленький был: «Видишь, какой малиновый закат красивый? Завтра, значит, будет... там... тепло и солнечно...»
А. Ананьев:
— «Кукушонок упал крестиком — к дождю...»
О. Михаил:
— Ну... вот... да, есть какие-то определённые... это — не пророчество, это — не предсказание... это, скорее, предсказание... или прогноз... такое, вот...
А. Ананьев:
— Или — суеверие.
О. Михаил:
— А, может быть, суеверие. Но, здесь, с природой — скорее, какие-то закономерности люди выявили, и, согласно этим закономерностям... здесь нет чего-то сверхъестественного, и это не обязательно произойдёт. Вероятность есть какая-то.
Здесь же... если того же пророка Малахию возьмём, то здесь — вся книга не про то, что будет. Есть маленький момент, небольшой, который, как раз, в Евангелии и встречается, о том, что будет, но основной посыл книги — о том, что, вот, есть сейчас: «Вы — негодяи» и «Вы Меня забыли». «Если вы не обратитесь, и если вы не начнёте жить нормально, по Закону, не начнёте соблюдать Закон, то вам будет плохо». Вот, о чём пророчествовал, волю Бога изрекал пророк.
А. Ананьев:
— Угу... угу... я, вот, сейчас тоже смотрю — у меня перед глазами пророчество Малахии о всех папах римских — вплоть до Второго Пришествия. И, судя по тому, что я читаю, они... ну, вроде, как... довольно достоверно описывают и происходившее, и происходящее, и то, что будет происходить.
О. Михаил:
— Можно ссылочку...?
А. Ананьев:
— Да, конечно... ну, вот, я...
О. Михаил:
— Какая глава и какой стих...
А. Ананьев:
— Он, правда, очень поэтически всё описывает, но он довольно точно, вот... по крайней мере, аналитики тут, которые разбирают это пророчество, говорят, что это точно... и я пытаюсь понять, как это работает. Ведь, это — ветхозаветный пророк, тогда даже и пап римских не было, а он, каким-то образом, это всё увидел, усмотрел, даже умудрился сформулировать — вот... это какое-то невероятное чудо для меня... как это получилось...
О. Михаил:
— Я, если честно, вчера перечитывал книгу — и не заметил...
А. Ананьев:
— Не заметили...
О. Михаил:
— Иногда можно высосать из пальца.
А. Ананьев:
— Понятно... понятно...
О. Михаил:
— Нет... себя я там... ну... что-то такое, вот... обличение священников, вообще, там... «Так, — думаю, — да, надо как-то за собой повнимательнее смотреть, чтобы эти слова не были про тебя!»
А. Ананьев:
— Что, конкретно, Вас... ну... заставило напрячься и проанализировать себя? Из того, что написал Малахия.
О. Михаил:
— Ну...
А. Ананьев:
— Как, кстати, правильно: МалАхия или...
О. Михаил:
— Сам не знаю.
А. Ананьев:
— Хорошо...
О. Михаил:
— МалАхия, наверное... я, как-то, вот... мне хочется говорить — МалАхия. Не МалахИя. Некоторые говорят — МалахИя.
А. Ананьев:
— Так, что в поведении священников заставило Вас обратить внимание... вот... на написанное?
О. Михаил:
— Ну, вот, начало второй главы... вот, у меня, как раз, открыто: «Итак, для вас, священники, эта заповедь. Если вы не послушаетесь, если не примете к сердцу, чтобы воздать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятье, и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю. Потому, что вы не хотите приложить к тому сердце.
Вот, я отниму у вас плечо, и помёт раскидаю на лица ваши, помёт праздничных жертв ваших, и выбросит вас вместе с ним. И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф».
А. Ананьев:
— Красиво. Точно. Хлёстко.
О. Михаил:
— Поэтично.
А. Ананьев:
— Поэтично — да, но... и, безусловно... безусловно, соответствует... как бы... той реальности, которую... теоретически, можно увидеть.
Отец Михаил, что делает пророка — пророком? Давайте, вот... прям... подробно.
То есть, жил, жил человек, а потом — раз, и стал пророком. Это происходит — при жизни?... Я, просто, пытаюсь, всё время, перенести эту ситуацию в наши сегодняшние дни.
Такое впечатление, что, вот, в ветхозаветные времена — там было какое-то иное отношение к слову, к людям, к происходящему, к отношению. А сегодня выйдет человек, и скажет: «Друзья мои! Мне сегодня было видение. Явилась ко мне Пресвятая Богородица, сказала мне — вот, что. И я сие передаю вам, и, отныне, числюсь в пророках», — ну, это же бред! Такого же быть не может.
О. Михаил:
— Ну, да... я бы попросил у него справку из Кащенко сначала...
А. Ананьев:
— Абсолютно верно. То есть... хотя, да... по всем формальным признакам, то же самое происходило и с теми пророками.
Я пытаюсь понять, как неофит — а в чём разница?
О. Михаил:
— Ну, вообще, со времён... в настоящее время, к пророчествам относятся очень настороженно.
А. Ананьев:
— Почему?
О. Михаил:
— Об этом ещё апостол Павел писал. О том, что появилось очень много лжепророков, и вам, братья, нужно относиться к ним... не каждому верить. И, со временем, вот, это пророческое служение — а пророки были в Первой Церкви вместе с даром языков, после Пятидесятницы... были и другие... об этих... были дары определённые даны людям — кто-то пророчествовал, кто-то говорил на языках, кто-то изъяснял то, что говорили на языках... и, вот, эти пророки — они были путешественниками. Они странствовали по общинам и открывали тайны Божии... что-то, вот, пророчествовали для этих общин. Такие, проповедники.
И, со временем, появилось очень много людей, которые являлись как бы пророками, и, по сути, наносили вред первым христианским общинам. И у апостола Павла, и у первых святых отцов, в Дидахе, если я не ошибаюсь, тоже есть такие... начали вырабатывать определённые критерии для того, как проверять пророков — являются ли они истинными пророками, или нет. И апостол Павел, как раз, он рекомендует проверять. Не проверять даже, а — с осторожностью относиться к пророкам, и... с осторожностью к пророчествам этим относиться. Потому, что появились ереси и уклонения от истинной веры, от того, что проповедовал сам апостол.
А. Ананьев:
— Сейчас мы прервёмся ровно на минуту — у нас полезная информация на Радио ВЕРА, а через минуту продолжим наш непростой, но очень важный разговор о том, что такое пророчество, откуда оно берётся, кто такие пророки, и есть ли пророки в нашем отечестве... об этом — ровно через минуту.
Не переключайтесь!
А. Ананьев:
— Пророки и пророчества — есть ли они в своём отечестве? Об этом и многом другом мы говорим сегодня с клириком храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священником Михаилом Словцовым.
Я — Александр Ананьев.
И... есть у меня гипотеза, дорогой отец Михаил — предположение, что, вообще, любая история, связанная с этими пророчествами — это не совсем по Священному Писанию. Я, вот, так, осторожно скажу.
Дело в том, что сильна во мне уверенность, что ни один человек, живущий... более того, ни один Ангел, окружающий Бога, не знает — того, что будет, лишь только Господь...
Я понимаю, что в Евангелии от Матфея, в главе 24-ой, Спаситель говорит именно о часе и дне Страшного суда — что «о дне же том, и часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». А по-моему, это имеет отношение абсолютно ко всему. И каждый раз, когда мы пытаемся... ну, знаете, я ведь тоже пророк в своей семье, да? Я говорю: «Истинно говорю вам: через месяц гречка и туалетная бумага исчезнет, и надлежит нам запастись этим на два года вперёд», — бывают у меня такие приступы «пророчества». Тогда я иду в недорогой магазин по соседству, и закупаю недорогую гречку, туалетную бумагу, и, естественно, это всё пролетает мимо тазика, как бы. И этим я очень сильно грешу. Вместо того, чтобы, как истинный христианин, довериться Богу и сказать: «Господи, я не знаю, что будет, но всецело полагаюсь на Тебя — при любом раскладе!» — я пытаюсь как-то сам «пророчествовать», и как-то сам следовать этим своим смешным «пророчествам». Понимаете, о чём я говорю?
Ну, вот, на мой взгляд, человек не имеет никаких оснований предсказывать, говорить о том, что будет — потому, что, что будет, знает лишь один Господь.
Или же — пророки имеют на это право, и имеют на то все основания?
О. Михаил:
— Ну, вот... мы опять путаем пророчество с... даже не путаем, а... Вы говорите про пророчество всегда, как про что-то: «Вот — будет, вот, так...»
А. Ананьев:
— Да.
О. Михаил:
— То есть... я только воцерковился когда, читал Священное Писание... Новый Завет когда первый раз читал, я думал, что книга Апокалипсис — она же пророческая...
А. Ананьев:
— Да...
О. Михаил:
— ... и, вот... то, что... раньше я сказал, что пророчество всегда понятно... вот, эсхатологические пророчества — это книга пророка Даниила и Апокалипсис, яркие примеры — они вообще непонятны. Ну... даже, вот, людям, которые ещё неглубоко погрузились в церковную жизнь — лучше не читать, мозги взорвутся.
А. Ананьев:
— Они понятны... но понятны — разнообразно. Их можно понять...
О. Михаил:
— Их можно понять очень по-разному, и этим они опасны. Потому, что можно всё, что угодно... то есть, вот, как Вы говорите... там... даже, вот, у Малахии про пап римских, да? И — вплоть до настоящего времени, до конца времён там написано. То есть, подогнать... ну, что далеко ходить... чипы... ИНН недавно было... всё, что угодно подгоняли под это...
А. Ананьев:
— Прививки от ковида...
О. Михаил:
— ... да... всё, что угодно, под это подписывая, хотя... ну... людям просто надо открыть, и сначала понять, что до того момента, как начнётся, вот, эта, вот, вся история, произойдёт такое, что вы, как бы, пропустить не сможете. Ну, если внимательно читать.
И пророчество — это не то, что будет в будущем. Чаще всего, пророчество — это обличение того, что есть сейчас.
Вот, книга пророка Малахии — она про это. Про то, что сейчас вы завет с Богом нарушили, и Бог отворачивается от вас, потому, что вы делаете, вот, это, вот, это, вот, это — неправильно. И, вот, в этом — пророчество. То, что голос Бога... точнее, Бог говорит через человека о том, что Он думает о происходящем. И таким голосом Бога в христианской традиции, и до последнего времени, были блаженные, юродивые...
А. Ананьев:
— Почему?
О. Михаил:
— Потому, что они были... вот, с одной стороны, они были не от мира сего — вот, если ж посмотреть, как они жили, как они себя вели, то... ну... очень странно...
А. Ананьев:
— Безумие — это слабое достоинство...
О. Михаил:
— Да. Но именно в своём мнимом, как мы говорим, безумии... то есть, мы считаем, что они не были безумны в прямом смысле этого слова — то есть, они были мнимо безумны. Они вели себя, как безумные, но, через своё «безумие», они открывали людям волю Бога. Через немощь... ну... понятно? Нет?
А. Ананьев:
— Не очень...
О. Михаил:
— «В немощи сила Моя совершается», — апостол Павел об этом говорит... сейчас точно цитату... что-то вылетела она из головы. Но, вот, именно, про то, что в немощи человеческой — то есть, через немощного человека, который... как бы... ненормальный, не такой, как все, Господь действует.
А. Ананьев:
— У него искажена «линза», и он способен видеть всё не так, как мы — иначе, и делать из этого какие-то свои выводы...
О. Михаил:
— Нет, ну, всё-таки, если мы говорим о том, что они юродивые, то они притворялись ненормальными, безумными.
А. Ананьев:
— Слышал недавно фразу: «Батюшка, благословите на юродство!» Это для меня было удивительным — оказывается, на это тоже можно получить благословение и записаться в юродивые? Вы когда-нибудь благословляли на юродство?
О. Михаил:
— Нет! Ко мне не подходили с такими вопросами!
А. Ананьев:
— Это один из замечательных священников рассказывал... вроде, как реальная история. Заламывая руки, подошла какая-то экзальтированная особа к священнику: «Благословите на юродство!» «А чего тебя благословлять? — говорит, — Ты и так дура». Простите меня, милые дамы, за столь скверный язык в светлой студии Радио ВЕРА, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.
О. Михаил:
— Нет, бывают, бывают случаи, когда люди... ну... юродивые по жизни. Бывает юродство, Христа ради, и бывает юродство, себя ради. Вот... это разное... и я думаю, что благословение на юродство, Христа ради — его получать не нужно, оно как-то само приходит человеку от Бога.
А. Ананьев:
— Понятно.
Вы сами когда-нибудь встречали... ну, я не буду спрашивать, встречали ли Вы пророков... тем более, ветхозаветных... это было бы глупостью... но встречали ли Вы проявления такого рода явлений, когда, бесспорно и очевидно, перед Вами оказывался человек, способный на пророчество? Говорят, что старцы... к сожалению, я, за неполных пять лет своей жизни в Церкви, ни разу не общался с тем, кого принято называть «старцем», которые живут в обителях...
О. Михаил:
— Я тоже... а...
А. Ананьев:
— Мне очень хочется, но я ещё ни разу не встречал...
О. Михаил:
— Один раз...
А. Ананьев:
— Мне кажется, что, если бы я встретил, посмотрел бы ему в глаза, я бы... я, практически, в этом уверен... моя жизнь бы сильно изменилась. Как старец Зосима у Достоевского — он же чудотворец... и, опять же, обладал даром предвидения. Он знал... ну, по крайней мере, то, как он ушёл из жизни — специально для того, чтобы немножко вразумить... ну, не немножко, а конкретно вразумить Алёшу, насчёт его убеждений относительно святости старца Зосимы — это же... это же невероятно! Это, как раз, и есть чуть ли не проявление пророчества! Хотя, с другой стороны, это просто мудрость человеческая.
Так, Вы встречали, или нет, что-то подобное?
О. Михаил:
— Ну, вот, так, чтобы человек сказал то, что будет... нет.
Когда... встречал такое, что... человек, как будто бы, знал... ну, видел тебя... насквозь. Такое — встречал. И здесь можно говорить и о том, что человек, именно, живёт жизнью духа, а можно говорить о том, что...
Вот, совсем недавно, я общался с опытностью... да? То есть... вот, недавно... пример такой — пророчества... не пророчества...
Я общался с очень опытным... тридцать лет, по-моему, человек работает детским психологом. Я общался по поводу одного юноши, и, вкратце, начал рассказывать историю — что происходит, и почему нужно помочь этому ребёнку, и чем нужно помочь. И я не успел, как бы, даже дорассказать и ввести в курс дела, а человек мне начал, наперёд, рассказывать всё, что я хочу сказать. И всё, что нужно сделать — что я думал, что, наверное, вот, это может помочь. И мы, как бы, сошлись во мнении — не нужно было долго рассказывать и вводить человека в курс дела — он всё уже знал. Это может быть — опытность.
Люди приходят иногда... вот, даже я, неопытный, молодой, всё... иногда человек приходит, и ты уже понимаешь, с какой проблемой он к тебе пришёл — ты просто на него смотришь. И, бывает, человек приходит к тебе, и ты понимаешь, что он пришёл... ну, так, вот... заставили. Или, знаете, как крёстные перед крестинами — им надо поисповедоваться, причаститься... и, вот, бывает, человек приходит — у него есть проблема, а он иногда боится о ней говорить... но, вот, у него есть проблема, он приходит, и ты даже догадываешься, какая у него проблема.
А. Ананьев:
— Ну... не просто догадываешься — профессионал это видит сразу.
О. Михаил:
— Вот... и ты... то есть, это — пророчество? И я, получается, пророк? Ну, нет.
А. Ананьев:
— Ага...
О. Михаил:
— Или, вот... батюшка, который насквозь видел. Ну, может быть... наверное, от Бога ему дан дар рассудительности, ведения какого-то... но это, всё-таки, от Бога дано, и это не работает, как... как автомат. То есть, приходишь...
А. Ананьев:
— На американских ярмарках: монетку бросаешь — и там какое-то...
О. Михаил:
— ... да-да... и тебе пророчество сразу...
А. Ананьев:
— ... кукла такая, да...
О. Михаил:
— «А что мне...? А как, вот, будет, вот, так...?» — и тебе сразу же сказали...
А. Ананьев:
— «Остерегайся рыжего человека в полночь с пустым ведром»...
О. Михаил:
— Ну, вот... да...
А. Ананьев:
— «Вопросы неофита» на светлом радио.
Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священник Михаил Словцов.
Я — Александр Ананьев.
Слушайте, отец Михаил... на самом деле, Вы меня немножко удивили. Потому, что...
Насколько я представляю себе таинство исповеди, и человека, который исповедуется — он же исповедуется перед Богом. И священники — ну, практически, все, с кем я разговаривал, — они, как правило, не помнят, о чём была исповедь этого человека...
О. Михаил:
— Ну, я тоже...
А. Ананьев:
— Не помнят.
О. Михаил:
— Минуты через три, как Золотая рыбка, так... и всё.
А. Ананьев:
— Более того... во время исповеди, они же что-то говорят человеку исповедующемуся, отвечают на его вопросы...
О. Михаил:
— Ну, если есть запрос...
А. Ананьев:
— ... советуют... да. Причём, это делают — не они.
Один, очень уважаемый мною, священник, в ответ на стенания женщины относительно того, что с мужем у неё окончательно разладились отношения, и всё плохо, и у него, там, есть какая-то другая женщина, и она боится развода, и понимает, что иначе — никак... он, неожиданно, сказал ей: «А ты сегодня вечером возьми и укуси его за плечо. Сильно».
Он говорит: «Я потом был в ужасе от того, что я сказал! Зачем я это сказал? Почему я это сказал? Как женщина отнесётся к моим этим словам? Зачем?» Но она так и поступила. И это вызвало бурю недоумения, негодования, криков, ссор — и, в итоге, через вот этот всплеск, у них как-то наладились отношения! Чудесным образом.
О. Михаил:
— Ну, они просто поругались, высказали друг другу всё, что думали... видимо...
А. Ананьев:
— Ну... это было какое-то нетривиальное, непонятное решение... к чему это я? Эти слова священник не придумал и не съартикулировал сам. Как мне видится, вот, в этом конкретном месте, в этой конкретной роли, в этой конкретной ситуации — он был пророком. Потому, что...
О. Михаил:
— ... Дух Божий говорил через него.
А. Ананьев:
— Абсолютно верно!
О. Михаил:
— Но... это же... мы, всё-таки, верим в то, что в исповеди Бог принимает непосредственное участие, и...
А. Ананьев:
— Мы знаем это.
О. Михаил:
— ... и мы знаем это, и здесь бывает...
Ну, вот... со мной тоже как-то такое было, и это не что-то... такое...
Приходит женщина, и говорит: «Ой, батюшка, спасибо! Вы мне тогда сказали... и, вот, как-то всё сложилось, всё наладилось...» А я и говорю: «А что я Вам сказал?» «А Вы мне сказали, вот, это... вот, это...» Я, такой: «Я Вам это сказал? Я не мог такое сказать! Вы точно у меня были на исповеди?» «Да, да, конечно! Спасибо, спасибо!» Я, такой: «Как я мог такое сказать?...» — ну, это не в моём стиле!
А. Ананьев:
— Ну, вот, и получается... что пророков у нас — ровно столько... в отечестве... сколько исповедующих священников!
О. Михаил:
— Ну... а зачем они нужны?
А. Ананьев:
— Потому, что мне очень важно понять этот феномен — пророчества и пророков.
О. Михаил:
— Вопрос в другом. Мы иногда волю Бога можем узнать не только от священника...
А. Ананьев:
— Поясните...
О. Михаил:
— Если есть — если есть — у человека вопрос к Богу, то ответ мы можем услышать, бывает, и в проходящих мимо людях.
Вот, идёшь по улице...
А. Ананьев:
— Ой, слушайте, это не превращается в суеверие?
О. Михаил:
— Нет. Здесь нужно предостеречь людей от того, чтобы идти к священникам и искать вот этого пророчества. Потому, что... человек не всегда может понять, по человеческому рассуждению я говорю, как писал апостол Павел... «пишу по человеку, или по божественному». И, когда человек ищет ответа от Бога, он просит... и, вот, например... идёшь на исповедь, и думаешь: «Вот, как скажет... так и поступлю... вот, так и будет. Вот, Господи, открой мне через этого человека Свою волю!» Вот, человек идёт, доверяется Богу, и, через кого-то он просит — это одно дело.
Другое дело, когда человеку нужно... вот... услышать... поехать к старцу, чтобы он сказал, как дальше жить.
А. Ананьев:
— Да.
О. Михаил:
— Потому, что он обязательно знает... и очень много случаев я знаю, когда, к сожалению, люди... вот, так, вот... неразумно подходили к вопросам решения своей жизни... жизненных каких-то проблем... не пытаясь вникнуть, решить сложившуюся ситуацию, а — перекладывая ответственность решения на другого человека.
То есть, здесь всегда, вот... мне кажется... вот, этот момент пророчества, момент откровения от Бога — он происходит не тогда, когда я хочу переложить на кого-то ответственность, а когда я страдаю, и накал настолько большой, и вопль мой... личный вопль к Богу... или... это может даже не осознаваться, как вопль к Богу, а... вот, как человек на исповеди — приходит, и, вот, он... всё, он в патовой ситуации... он не понимает, как ему дальше жить, что ему дальше делать... и, вообще, как поступить. Он просто приходит и думает: «Ну, может быть, здесь мне помогут...»
Вот, буквально, на днях, так, вот, пришёл человек, и я говорю: «Ну, ты... вот... так... помолись...» Потом его вижу, и он говорит: «Ну, вот — я пришёл!» Человек помолился — он не знает, что ему дальше делать, у него выбор жизненного пути — очень сложный. И мы с ним разговаривали, наверное, часа два, и, через часа два, он только говорит: «Вот, я так и пришёл — услышать, что мне дальше делать! Быть, или не быть...» — а я его уже два часа убеждаю, что «быть»! Он говорит: «Ну, наверное, вот...» Если я тебя убеждаю в этом... потому, что чаще, в этих ситуациях, я убеждаю «не быть», а у него какая-то, вот, такая ситуация... я его услышал как-то — и убеждаю, что... ну... давай, как-то... быть!
А. Ананьев:
— Послушав Вас, я придумал вот какое сравнение, чтоб было понятно.
Пророчества, действительно, рассказывают о том, как устроен мир, как устроена наша жизнь, что было, есть и будет, и те механизмы, которые заложены в развитии ситуации. Но... пророчества подобны научному труду о квантовой физике... где, в общем, всё — правда... где написаны дельные вещи... но понять их может лишь человек очень опытный, изучавший вопрос, живший с этим какое-то продолжительное время. Только он может открыть эту книгу по квантовой физике на 124 странице, увидеть там пять формул, и понять, что это за формулы, о чём они, что и как.
Человек же, открывший квантовую физику впервые, а, до этого, не читавший ничего, кроме социальных сетей, ровным счётом — ничего не поймёт, а, в лучшем случае, будет выглядеть, как мартышка и очки, пытаясь натянуть этот учебник по квантовой физике на свои, довольно скупые, представления о реальной действительности.
Так это, или — нет? Действительно ли, пророчества прочитать, понять, увидеть и услышать может лишь человек, доросший до этих пророчеств?
О. Михаил:
— Нет.
А. Ананьев:
— Вот, такая длинная тирада, и — нет...
О. Михаил:
— Нет.
Ну, смотрите... мне приходит в голову книга пророка Ионы. Опустим... там... что он бежал от Лица Господа... кит... всё... он пришёл в Ниневию — город, который... по-моему... говорят, три дня нужно было, чтобы его пройти из конца в конец. И, вот, он за день проходит от одного конца города в другой, и говорит: «Покайтесь! Иначе вам конец».
Там были какие-то «доросшие» люди? Там город утопал в грехах, в разврате... в неправде
А. Ананьев:
— Ну, они и не услышали...
О. Михаил:
— Да, ну?
А. Ананьев:
— Да?
О. Михаил:
— Царь издал указ: весь город — люди, и даже скоты, стали поститься. Они даже животным пост устроили! В знак покаяния о своих согрешениях. И Иона, как раз... вот, эта, вот, история очень интересная — и про несбывшееся пророчество. Иона же сказал им: «Сорок дней вам даю. Через сорок дней ваш город будет уничтожен — потому, что вы погрязли в беззаконии». Иона ушёл из города, и на пригорочке... по-моему, на пригорочке, да... он сидел, и ждал, когда...
А. Ананьев:
— Листал календарь.
О. Михаил:
— Ну... календарь переворачивал. И над ним вырос куст, типа колючки, и она сохраняла его, защищала его от палящего солнца.
И, вот, выросла эта колючка, а город не разрушился. Город покаялся — Господь простил, и пророчество — не сбылось. Вот, тоже что важно! Оно не всегда может сбываться. Потому, что пророчество — это не нечто... как... ультимативное, не подвергаемое никаким переменам и изменению. Это голос Бога, который говорит, обличает людей в каких-то их беззакониях. Если эти беззакония устраняются, то и кары устраняются. Наказание — устраняется.
И, вот, Иона этот, значит, сидит под этим кустиком — и кустик засыхает. И Иона печалится о том, что кустик засох. А больше Иона печалился, что его пророчество не сбылось. И Господь ему говорит: «Ты печалишься о кусте. Как ты думаешь, как бы Я печалился об этом народе, об этом целом городе огромном? Ты, вот, сейчас расстроен, что твоё пророчество не сбылось, что Я не уничтожил этот город — и, в то же время, жалеешь этот кустик?»
То есть, эта книга очень интересная, её можно почитать...
А. Ананьев:
— Прекрасно... я её, действительно, не читал. И, вот... моим пророчеством было бы: конечно же, Иона пришёл... конечно же, сказал... конечно же, его никто не послушал, как это всегда было, вообще, в истории человечества. Уж, какие бы мудрые вещи ни говорились, человечество говорило: «Ага...» — и продолжало косячить так, как косячило, и всё заканчивалось плохо. Ну, традиционно — как-то так...
Слушайте... спасибо Вам огромное, отец Михаил, за то, что наставили меня на рельсы большого желания, всё-таки, открыть и прочитать, вот, эту книгу. Мне, действительно, стало интересно. Я понял, что у меня очень туманные представления о пророке Ионе, в частности, и о пророках вообще.
Последний вопрос — наверное, такой, самый личный. Я понимаю, мы сегодня с Вами весь час говорим о том, что пророчество — это не то, что я думал час назад. Это — не предсказание... о том, что... 4 мая 1925 года Земля налетит на Небесную ось... а это — изобличение и наставление. И, по большому счёту, в этом смысле, вся Нагорная проповедь Христа — это тоже пророчество о том, что будет, если... я, ведь, правильно понимаю?
О. Михаил:
— Ну, в каком-то смысле, да.
А. Ананьев:
— В каком-то смысле, да... Тем не менее... ужасно любопытно Ваше отношение к будущему.
Сформулирую вопрос так. Вы бы хотели знать, что будет дальше? Когда Вы умрёте? Что будет в 2023 году? Каким будет курс евро через пять лет? Куда поступить Вашему ребёнку, чтобы он преуспел во взрослой жизни? Мы этого не знаем. Хотелось бы Вам это знать? И каковы были бы последствия для духовной жизни человека? Ибо, как мне кажется, в незнании, как раз, и растёт семечко нашей веры. Мы не знаем, но мы верим. А тут — искушение знать. Знать — стало быть, а чего верить? Я знаю.
О. Михаил:
— Наверное, не хотелось бы. Может быть, где-то, вот... искушение такое... оно же — интересно!
А. Ананьев:
— Да, конечно... полезно, причём... ну, с практической точки зрения.
О. Михаил:
— Ну, с практической...
А. Ананьев:
— Узнаешь, сколько гречки тебе купить, и сколько — туалетной бумаги...
О. Михаил:
— Но... мне кажется, по Евангелию... вот, Евангельское такое отношение к жизни: «Что вы заботитесь о завтрашнем дне — что вам есть, что пить, во что одеться? Посмотрите на лилии полевые — они не трудятся, не прядут, но как Господь одевает их! ... Потому, что для каждого дня достаточно своей заботы».
И, вот, это знание о том, что будет — оно не принесёт мне счастья. Если я узнаю, что я умру через месяц, через три года, или через пятьдесят лет — это не сделает меня счастливым.
А. Ананьев:
— Но это даст Вам шанс... помириться с тем, с кем Вы не успели помириться... отдать долги, которые Вы не успели отдать... сказать...
О. Михаил:
— А... «помирись с враждующим с тобой», как в Евангелии это сказано... не отходя от кассы!
А. Ананьев:
— Если б всё было так просто...
О. Михаил:
— Ну... просто, нужно жить так, чтобы не быть ни с кем в ссоре.
А. Ананьев:
— У Вас — получается?
О. Михаил:
— Ну... я не держу ни на кого обиды. Ну, то есть, так, чтобы... вот... было... такого... я не могу сказать, что есть человек, на которого я бы держал обиду... вот, прям, вот... и это было бы неразрешимо. Я думаю, что, если мы встретимся Там, и человек подойдёт и скажет: «Слушай, я тебя там, вот, обидел как-то...» — я, такой: «Да, что ты... прикалываешься? Давай... нормально всё!»
А. Ананьев:
— Со своей стороны, могу пообещать, что постараюсь сделать так, чтобы этот список стал меньше... хотя бы, страниц на двадцать.
Спасибо Вам огромное, отец Михаил!
Сегодня мы беседовали с клириком храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, священником Михаилом Словцовым.
Я — Александр Ананьев.
С Праздником вас, ещё раз, и — до следующего понедельника!
Всего доброго!
О. Михаил:
— Всего доброго!
Все выпуски программы Светлый вечер
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
22 марта по новому стилю празднуется память 40 севастийских мучеников, которые пострадали за христианскую веру от рук римских язычников в начале четвертого века. Наши предки этот день почитали не только как церковное торжество, но еще и как дату начала весны.
Символом дня севастийских мучеников до сих пор являются особые булочки — «жаворонки». Они служат символом наступающей весны, а также напоминают о подвиге христианской святости. Душа святого похожа на жаворонка, она устремляется к Небу, а потом смиренно склоняется перед величием Бога — как жаворонок, который имеет обычай, резко взлетев, тут же устремиться к земле.
Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы. День 22 марта они называют особым образом — «Младенцы». У этого названия тройной смысл. Первый состоит в следующем. У сербов есть предание, что севастийские мученики были очень молоды — младшему из них было 16, а старшему только-только исполнилось 22 года. Молоды, потому и «младенцы».
Второе значение названия «Младенцы» связано с сербской народной традицией. 22 марта в Сербии принято ходить в гости к семейным парам, которые недавно вступили в брак. «Младенцы» по-сербски — это еще и «молодожены». В день памяти севастийских мучеников сербские новобрачные, с венчания которых прошло не более года, приглашают к себе друзей и родственников, чтобы показать — как они обустроили свой быт, смогли организовать семейную жизнь. 22 марта, чаще всего, приходится на Великий пост, поэтому молодой хозяйке приходится проявить кулинарное искусство и накормить гостей постно, но вкусно.
Непременно на столе присутствуют особые булочки, которые также именуют «Младенцами». Вот третий смысл названия праздника. Булочек должно быть непременно сорок — по числу севастийских мучеников. Булочки-«младенцы» имеют круглую форму и являются аналогом наших кулинарных «жаворонков». В состав теста «младенцев» обязательно входят измельченный грецкий орех, тертая лимонная или апельсиновая цедра, а также корица.
Сверху уже испеченные булочки, обильно смазываются медом. Каждому гостю хозяева-молодожены вручают по булочке, а тот в ответ желает им сладкой, как мед, совместной жизни. Кстати, в сербских селах до сих пор 22 марта считается лучшим днем для сватовства, когда семьи встречаются и договариваются о предстоящей свадьбе, которую можно сыграть, например, в первое воскресенье после Пасхи.
Все выпуски программы Вселенная православия
Святой с головой пса или праздник святого Христофора на острове Раб (Хорватия)
В российских храмах, построенных и расписанных до XVIII века, можно найти необычное иконное изображение святого мученика Христофора, с собачьей или лошадиной головой. Вы не ослышались. На иконе вы увидите святого с человеческой фигурой и головой животного. Тому есть историческое объяснение.
Согласно житию святого Христофора при жизни он был красивым мужчиной крепкого телосложения и очень высокого роста. Благодаря своим физическим данным Христофор успешно нес военную службу. До принятия крещения он вел разгульную жизнь, но, поверив во Христа, попросил Бога лишить его привлекательной внешности и вместо человеческой головы дать голову животного. Так в итоге и произошло. Формой головы, лицом святой стал сильно напоминать животное. Впоследствии Христофор за свою веру был казнен язычниками. Ему отсекли голову, которая затем была христианами сбережена, стала почитаться в качестве святых мощей и после различных перипетий оказалась на острове Раб — теперь это территория Хорватии.
Западные христиане вместе с главой святого Христофора сохранили и легенду о его обращении к Богу. Поверив в Спасителя, Христофор ушел с воинской службы, стал служить людям, помогая им перебраться через бурную реку. Он носил их на своих плечах. Однажды Христофор перенес через реку самого Спасителя, Который принял облик ребенка. В результате святой и стал именоваться Христофором, то есть Христоносцем.
В XIV веке для хранения главы мученика на острове Раб был построен храм в честь Вознесения Христова. Глава святого Христофора была помещена в закрытый золотой ларец без каких-либо отверстий, поэтому, к сожалению, невозможно определить, как выглядит голова святого мученика. Во всяком случае, для паломников ларец не открывается. Сохранила ли она животные черты или вновь приняла человеческий облик. Но чудеса, регулярно происходящие от мощей Христофора, не позволяют сомневаться, что это святые останки мученика.
Со времен Средневековья на острове Раб летом в честь святого Христофора проходит фестиваль-ярмарка. Начинается фестиваль с крестного хода, благодаря которому мощи святого Христофора становятся доступны для всеобщего поклонения. По окончании крестного хода ларец с главой мученика поставляется в центре местного кафедрального собора в честь Пресвятой Богородицы. Многие христиане, православные в том числе, приезжают в этот день на остров Раб для молитвы святому Христофору. Его почитают как помощника в решении трудных жизненных ситуаций.
Фестиваль святого Христофора — это еще и возможность окунуться в атмосферу средневековья. В ходе торжества можно познакомиться с различными ремеслами, самому сделать средневековую игрушку из дерева, попробовать традиционные хорватские угощения. Повсюду звучит живая инструментальная музыка, которая создает светлую праздничную атмосферу, а многочисленные песни, посвященные святому Христофору, напоминают всем гостям фестиваля о том, в честь кого устроено торжество.
Все выпуски программы Вселенная православия
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов