Слово "спасение" в обычном языке означает нечто хорошее - но слишком слабое. Когда врачи избавили человека от раковой опухоли - это очень хорошо, ему подарили годы или даже десятилетия жизни, но его здоровье все равно подорвано, смерть немного отошла - но все равно вернется. Когда пожарные вытащили человека из горящего здания - они совершили подвиг, но человек все равно будет всю оставшуюся жизнь жить со шрамами от ожогов. Даже если человек спасаясь от смертельной опасности останется невредимым, в лучшем случае, он вернется к прежней жизни. И эта смертная жизнь все равно обречена - через какое-то время смерть неизбежно придет за ним. Такое спасение означает не окончательное избавление, а отсрочку.
Даже когда мы здоровы и счастливы, тень боли и смерти маячит где-то недалеко. Мы знаем, что похороним наших близких, а потом умрем сами.
Спасение в библейском смысле слова означает нечто гораздо, гораздо большее.
Библия говорит о том, что смерть будет побеждена - и даже уже побеждена - и мы будем воскрешены и восстановлены в новых, прославленных, преображенных, безмерно прекрасных телах, которые будут "нетленными" - то есть недоступными разрушению и смерти, мы исполнимся радости и ликования, и наше счастье будет невозможно омрачить ничем - потому что прежнее пройдет навсегда, и мы войдем в новое, преображенное и исцеленное мироздание, в котором уже не будет греха, боли, тоски, страха, ненависти и чего-либо вообще, что могло бы хоть немного загородить тот свет любви Божией, в котором мы пребудем навсегда, необратимо, в полной, абсолютной безопасности. Как сказал Христос в видении английской отшельнице XIV века Юлиании ударение Норвичской, "Я могу сделать так, что все будет хорошо, Я знаю, как сделать так, что все будет хорошо, Я хочу сделать так, что все будет хорошо, и Я непременно сделаю так, что все будет хорошо, и ты сама увидишь, что все обязательно будет хорошо".
Бог глубоко изменит все мироздание, и оно будет наполнено миром, светом и радостью Его присутствия, "как воды наполняют море". Неверующие мечтали о прекрасном будущем, печалясь о том, что "жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе". Но христианская вера говорит не только о том, что будущее будет немыслимо прекрасным - но и о том, что это будет наше будущее. Если мы - через веру - пребываем во Христе, мы определенно будем жить в эту пору прекрасную.
И вот мы призваны поверить в спасение; это дерзкий, решительный вызов, поскольку силы греха и порчи в нас самих в вокруг нас будут восставать против этой надежды. Но мы можем обратиться к Богу и просить дать нам веру и надежду; принять, что это сияющее видение грядущего Небесного Града - истина, и наша жизнь - это путь к нему. И тогда эта надежда изменит каждый наш день - уже здесь, на земле.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер