Тема наказания и способов вразумления непослушных чад интересует всех родителей. Для кого-то в этом вопросе авторитетными источниками являются книги вроде «Домостроя» или Библия, в которой, кстати, сказано, что не надо жалеть розги на любимого сына. Но среди множества методик существуют и такие, в которых вообще ребенка не наказывают: ни телесно, ни морально. И стоят на распутье молодые родители, смотрят на нашкодившего малыша и думают: что же с ним делать? И за таким советом приходят к священникам: как же поступать? И обижаются на уклончивый и общий совет: решайте, мол, сами. Священники в этом случае не отмахиваются от родителей, просто нет универсального ответа на этот вопрос.
Приведу пример. Мы летом с семьей ездили на море. И в пылу счастья старший сын, которому тогда только-только исполнилось семь лет, взял камешек гальки и начал рисовать пальму на машине. Когда я увидел — начал на него ругаться: мол «зачем ты царапаешь автомобиль, покраска дорогая» и прочее. Казалось бы — все правильно сделал: дети не должны своевольничать и портить дорогие вещи. Но правильным это было лишь до того момента, пока я не увидел глаза своего сына, полные страха и паники. Он хотел нарисовать что-то красивое на папиной машине, а папа, который всегда был авторитетом и скалой, который всегда вступался за своего сына перед кем бы то ни было, повернул все свою мощь на него, маленького мальчика. В тот момент он меня боялся не из уважения и любви, как надо бы, а от паники. Он боялся меня как слабое животное — более сильного.
Вот этот взгляд моего ребенка и стал отрезвляющим. Вопреки всему было принято решение не наказывать сына. А к вопросу рисования на машине вернулись спустя неделю, когда все эмоции уже улеглись. Еще раз поговорили, обсудили, сделали выводы. Да и машина наша не настолько ценна, уж точно не стоит она слез ребенка.
Учитесь понимать своих детей. Нельзя применять шаблонные советы во всех жизненных ситуациях, потому что каждый ребенок уникален. И ему свойственно шалить и проявлять свои чувства не так, как привыкли мы, взрослые.
Будьте чуткими к своим детям, и не забывайте что многое в разговоре с ними решает форма подачи мысли. Иногда нужно и в углу постоять, но наказание должно быть что называется «не на эмоциях», не в порыве ярости. Помните, что советуют психологи? Прежде чем отреагировать, сосчитайте до десяти.
Будьте терпеливы и мудры — в конце концов дети учатся у нас искусству воспитания, которое будут применять уже в обозримом будущем.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема