«Новый альбом ансамбля ИХТИС «МужскIя пъсни». Адриан Гусейнов, Михаил Смирнов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Новый альбом ансамбля ИХТИС «МужскIя пъсни». Адриан Гусейнов, Михаил Смирнов

* Поделиться

У нас в гостях были участники ансамбля ИХТИС Адриан Гусейнов и Михаил Смирнов.

Мы говорили о новом альбоме «МужскIя пъсни», посвященном памяти протоиерея Дмитрия Смирнова.

Ведущие: Алексей Пичугин, Константин Мацан


Алексей Пичугин:

— Друзья, добрый вечер, это «Светлый вечер» на светлом радио и здесь, в этой студии приветствуем вас я Алексей Пичугин ...

Константин Мацан:

— И я Константин Мацан, добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Мы с удовольствием сегодня здесь наших друзей встречаем, ансамбль «Ихтис», у которого выходит новый альбом. Что это мы собственно начинаем с альбома? Христос Воскресе!

Адриан Гусейнов, Михаил Смирнов, Константин Мацан:

— Воистину Воскресе!

Константин Мацан:

— Всех наших радиослушателей поздравляем с этим светлым главнейшим, самым нашим любимым праздником. Сейчас будем делиться пасхальным настроением в эти светлые дни, рассказывать о прекрасных планах. Я уже знаю, дорогие радиослушатели, как вы проведёте ближайшую пятницу.

Алексей Пичугин:

— Мы сегодня услышим то, что ещё пока никто не слышал. Новый альбом ансамбля «Ихтис», конечно, целиком мы его не послушаем, но что-то из альбома обязательно прозвучит. Адриан Гусейнов — лидер ансамбля «Ихтис», его основатель, добрый вечер.

Адриан Гусейнов:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Михаил Смирнов, сооснователь ансамбля, композитор, добрый вечер.

Михаил Смирнов:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— 21 апреля, в ближайшую пятницу, в 8 вечера, в Вегас Сити холл, презентация нового альбома ансамбля «Ихтис», говорим об этом как о событии своем родном, потому что для наших радиослушателей ансамбль «Ихтис» известный, любимый, звучащий на радио ВЕРА, поэтому даже в каком-то особенном представлении не нуждающийся. Ну вот, дорогие друзья, в пятницу вечером есть возможность услышать живьем любимые новые песни, которые ещё никто не слышал. А альбом, который выходит новый, называется как?

Адриан Гусейнов:

— «Мужские песни».

Константин Мацан:

— «Мужские песни». И посвящён он, что немаловажно, памяти отца Димитрия Смирнова. На всякий случай скажем, чтобы уже полнота картины была, что Михаил Смирнов — племянник отца Димитрия. Поэтому здесь ещё и родственная связь.

Михаил Смирнов:

— Ну да, но мы его посвятили отцу Дмитрию Смирнову не потому, что я родственник, а просто очень уж по названию и по какой-то харизме, и по наполненности, он такой очень мужской, как ледокол, немножко такой альбом получился.

Алексей Пичугин:

— А что касается «Ихтис», я помню, что моё знакомство с «Ихтисом» произошло, я не очень понимаю, почему так вышло, но альбом ансамбля «Ихтис» при поддержке радио ВЕРА, по-моему, вышел чуть ли не раньше, чем радио ВЕРА зазвучала в диапазоне в Москве. По-моему, так, потому что, когда я пришел на радио ВЕРА, незадолго до этого события, в 14-м году, мне сказали: а ещё мы музыку выпускаем, вот, дарим. Я помню, что после этой встречи ехал с руководством, когда мы обсуждали какое-то совместное взаимодействие, я ехал в машине и слушал... Это первый считается альбом?

Адриан Гусейнов:

— Да, «Рождество» — это первый альбом.

Алексей Пичугин:

— «Рождество», да, слушал альбом «Рождество». Даже я помню почему-то, вот я еду по улице Шаболовка, и у меня играет, не помню уже какая песня, но помню из альбома «Рождество».

Константин Мацан:

— А записывал его Алексей Дементьев. Мы передаем ему привет.

Адриан Гусейнов:

— Да, Лёша, дорогой, привет, благодарность тебе, и вообще благодарность всему радио ВЕРА, потому что все три альбома, включая наш новый, писали мы с помощью и на студии радио ВЕРА и Леши Дементьева.

Константин Мацан:

— Это первый главный режиссёр радио ВЕРА, создававший с нуля звучание эфира, всё, что вы слышите в эфире — это его, как он сказал, рук и ушей дело.

Алексей Пичугин:

— И его голоса, кстати. У нас оформление эфира, одежды некоторые дикторские, вещи — это Алексей Дементьев.

Адриан Гусейнов:

— Да, в случае ещё нашего нового альбома, это просто неимоверный его труд, полное погружение, в общем, конечно, молодец.

Константин Мацан:

— Ну расскажите о новом альбоме. «Мужские песни» — откуда тема такая родилась, стремление это сделать сейчас?

Адриан Гусейнов:

— Ну, во-первых, мы, конечно, выпустив два подряд альбома с небольшой дистанцией, у нас уже мысль была, мы её так или иначе объявляли, наши слушатели, наши почитатели начали спрашивать. Сначала спрашивать, потом прошел год — два, начали роптать, а потом требовать. А потом наступила стадия, когда уже махнули рукой, и уже даже не требовали, и даже уже не ждали. И вот произошло жданно-неожиданное такое событие. Мы решили отклониться немножко от религиозной темы, потому что есть много песен, которые, с одной стороны, известны всем, а с другой стороны, мало кому известны в полном варианте изначальном, в первоначальном. И у меня давно была идея вернуть смысл песен, вернуть людям полноту этих песен. Вообще, вот эта застольная культура пения, она мощная, но нигде так не выкорчевывалась как в русской среде, и все в основном поют советскую народную музыку до сих пор: «Виновата ли я», ещё что-то, и тот же «Мороз, мороз» они никто не знают. В том варианте, в котором мы его преподнесли. Я его услышал в 98-м году от покойного Андрея Байкальского, был такой гусляр, и мы хотим все это посильно поднять и принести такой дар как бы мужскому населению, но не только, потому что, мне кажется, там много лирических песен о любви, в основном все на русском, но есть три балканские песни, одна грузинская, одна кабардинская. Ещё пандемии, все эти дистанции нас вырвали из работы, но вот мы как-то все сошлись и сделали. Надеюсь, что наш концерт-презентация будет в последний вечер Светлой седмицы, мы постараемся быть такой вишенкой на пасхальном торте. Украсить вашу Светлую седмицу. Это пятница, рабочая неделя закончилась, впереди выходной, причём пятница, не поздно, что немаловажно.

Михаил Смирнов:

— А с другой стороны, мы надеемся, что сами песни вам очень понравятся. И ещё должен вам сказать, что мы надеемся, уже диски в этот день будут продаваться там. Что касается памяти отца Дмитрия, будет большой сюрприз внутри альбома, мы пока умолчим какой, пусть это будет такой интригой небольшой.

Алексей Пичугин:

— Альбом выходит только на дисках?

Михаил Смирнов:

— Нет, он будет тоже на электронных, на платформах интернета тоже. Спасибо за это уточнение.

Алексей Пичугин:

— Потому что я вдруг столкнулся с тем, что мне негде слушать диски. Так как мы на радио работаем, я все время хочу себе купить нормальный хороший CD-чейнджер, чтобы дома слушать.

Михаил Смирнов:

— Это вообще достойно меломана.

Алексей Пичугин:

— Я не могу себя назвать меломаном, но всё-таки считаю, что если уж ты когда-то много лет назад во все это ввязался, то дома должно стоять такое устройство.

Адриан Гусейнов:

— Вы знаете, у нас было обсуждение, что вообще рынок CD дисков уходит, умирает, что может быть, ограничить это тем, что на платформах интернета выложить. Но сказали, что все равно это в виде подарков работает. Многие все равно пользуются. В машинах опять же. Поэтому решили попробовать.

Константин Мацан:

— Дожили, вообще в последнее время считалось, меломаны должны были коллекционировать винил, а теперь мы уже дошли до времени, когда диски уже признак того, что ты серьёзно относишься к собиранию музыкальной коллекции.

Алексей Пичугин:

— Я открыл сообщество «Ихтис» ВКонтакте, и вот смотрю тут комментарии под афишей, которые сообщают, что 21 апреля в 8 вечера в Вегас Сити холл презентация альбома «Ихтис» «Мужские песни»: «Ура! Новый альбом, наконец-то новый альбом! Но жаль, пятница получается, эксклюзивно для москвичей, значит».

Адриан Гусейнов:

— Но я не понимаю, почему пятница эксклюзивно для москвичей, что изменилось бы, если бы это был четверг?

Алексей Пичугин:

— Видимо, человек имеет в виду, что он не прямо издалека, но вот если бы это была суббота или воскресенье, наверное, он бы смог. А это рабочий день. Я думаю, в этом смысл.

Адриан Гусейнов:

— Так мы же поэтому, это рабочий день, но он, как правило, короткий рабочий день, поэтому у нас концерт не в 18.00, а в 20:00. Все для людей.

Алексей Пичугин:

— Я согласен, я вообще считаю, пятница — это традиционный такой день, когда люди на концерты ходят.

Михаил Смирнов:

— В 05:00 сел на самолёт и прилетел. У нас вообще был такой случай, к нам на Рождественский концерт прилетел человек из Самары, просто ради концерта, а потом улетел. Я так удивился.

Константин Мацан:

— Давайте что-нибудь послушаем после стольких прекрасных слов. Может быть, вы нам тайну приоткроете?

Адриан Гусейнов:

— Ну вот я уже упомянул эту песню, давайте начнём с «Мороз, мороз», пусть она удивит некоторых людей.

Михаил Смирнов:

— Не слишком пасхальное, конечно. Звучит песня.

Константин Мацан:

— Группа «Ихтис», представители группы «Ихтис», наши друзья, сегодня в студии радио ВЕРА, Адриан Гусейнов и Михаил Смирнов, мы говорим о новом альбоме группы «Ихтис» «Мужские песни», о концерте-презентации, которая напомню, пройдёт 21 апреля в Вегас Сити холл в 08:00. Чем стала эта работа в музыкальном плане для группы «Ихтис»? Группа же все время стремится развиваться, новые краски пробовать.

Михаил Смирнов:

— Ну это был такой для нас эксперимент, потому что обращение к такой светской традиции, даже не к светской, а к народной традиции непосредственно, мы как-то были настроены в предыдущие два альбома на духовные песни, на музыку внутри церковной ограды. У нас там было много балканских красок, и когда мы взялись за русский материал песенный народный, мы поняли, нам нужно всеобщими усилиями расчищать этот сухой поваленный лес, который перед нами стоял. Очень сложно обращаться к русской традиции так, чтобы не впасть в какие-то крайности или в какие-то стандарты аранжировки, отношение ко всему. Для нас это было интересной работой, но достаточно сложной и объемной, масштабной. Пришлось прорубать себе путь к победе. Хотя материал нас вдохновлял. Мы уже друг друга знаем, несмотря на то, что у нас 10 человек, но мы как один, я люблю сравнивать их с экипажем, но не подводной лодки, а какого-то судна во всяком случае. Поэтому мы прекрасно друг друга понимаем, чувствуем, инструментальная группа занималась атмосферой и звучанием инструментов, хор, певчие и солисты занимались вокальными историями, потом мы все это совмещали. И у нас объем был достаточно большой. У нас набрался почти двойной альбом. Потом мы что-то оставляли на будущее, что-то наоборот брали. Работа получилась интересная и неожиданная по своему звучанию, там много интересных решений, на наш взгляд.

Алексей Пичугин:

— У вас, наверное, часто спрашивают по поводу монолитности русского народного песенного творчества, мне казалось, что оно не просто не монолитно, но у нас сейчас достаточно искусственное деление на области, на Владимирщине будет так, на Ярославщине эдак, в нынешней Кировской области вообще по-другому. Насколько это всё можно сопоставить и объединить?

Михаил Смирнов:

— Для людей, которые занимаются фольклором, для специалистов, для них, может быть, такие существуют вопросы. Или для тех, кто интересуется историографией, географией песенного творчества. А в основном мы живём в одном пространстве, в России, поэтому для нас и малороссийские песни, сибирские песни, центр России — это наследие наше общее.

Алексей Пичугин:

— Наследие общее безусловно. Но насколько одно на другое похоже? Я помню, приходили ребята, которые занимались, и как-то было странно с точки зрения географии, они реконструировали народное творчество Белгородчины и где-то ещё на северах.

Михаил Смирнов:

— Мы этим не занимаемся. Мы занимаемся музыкой.

Алексей Пичугин:

— Я понимаю, но вы берёте песню...

Адриан Гусейнов:

— Тут такой момент, когда я слушал вопрос, я поймал себя на мысли, как бы мне хотелось, чтобы сейчас в нашем обществе умели разбираться вот в таком исконном, чтобы отличать калужское пение от курского пения. Это было бы так здорово. Но при всём при этом, при каких-то незначительных особенностях, все равно правильно Миша сказал, что северная песня, что южное пение, ты понимаешь, что это русское пение при всех особенностях. Есть какой-то внутренний объединительный код внутри, единый. Это прям железно, несмотря на то, что где-то якают, где-то окают.

Михаил Смирнов:

— Кстати говоря, прости, я тебя перебил, но во всём мире, и у нас тоже, народная традиция всегда написано в церковной культуре, это и объединяет.

Константин Мацан:

— Я как раз про это хотел спросить, вы два альбома записали с песнями духовного содержания, а теперь пришли к песням народным. Опять же просто народным, они же не оторваны от духовной традиции? А в чем она там ощущается, если она не явлена напрямую в тексте?

Адриан Гусейнов:

— Ну, во-первых, в том, что эти песни не стыдно петь христианам. Это немаловажно, потому что сейчас очень много песен, которые в приличном обществе просто стыдно петь. А здесь все чисто. Я хочу подчеркнуть нерафинированное, не сюси-пуси, а целомудренно, и в тоже время и раздолье есть, и задор есть, и всё, и даже элементы невинного хулиганства. Там в одной песне у нас Сергей Клевенский вдруг, это прям экспромт получился, но нам очень понравилось, мы оставили, он зачитал такой рэп, как бы русский, частушечный речитатив. Причём это он не придумал, он это у старообрядцев семейских взял, и там смысл такой: атаман, ножички. Это так классно встроилось, нам понравилось. То есть это не скучная компания в народных каких-то... Это все живое.

Михаил Смирнов:

— У нас же много элементов из разной музыки, и западное наследие мы тоже имеем ввиду. Мы используем краски рока, фолк-музыки, и даже какого-то авангарда внутри акустики. У нас нет такой задачи — реконструировать песню во чтобы ты не стало так, как она звучала раньше.

Адриан Гусейнов:

— И важно предупредить зрителей и слушателей, которые придут к нам на концерт, чтобы они не ждали какой-то академический концерт народной песни. Это совсем не так. Это «Ихтис». Мы себе не изменяем. Все равно это так или иначе и для молодёжного уха, в первую очередь, но нас удивляло всегда, что это слушают все.

Алексей Пичугин:

— Это видно и по составу музыкантов, это настолько разные люди в их числе собраны. Это и рок-музыканты, это действительно люди, которые и академической музыкой занимаются, на одной сцене это всё, конечно, фантастически смотрится.

Константин Мацан:

— 10 человек в группе, расскажите кто это, какие инструменты?

Михаил Смирнов:

— Инструментов у нас... Четверо людей, которые отвечают за аранжировку инструментальную, остальное — это голоса, но голоса — это тоже инструменты специальные.

Адриан Гусейнов:

— А 10-й — это звукорежиссер.

Михаил Смирнов:

— Да, без него мы с таким составом не справимся.

Алексей Пичугин:

— Кстати, надо пояснить, потому что для многих людей это очень не очевидно. Вот сидит человек, какой-то пульт у него, музыканты играют, поют, а звукорежиссер-то тут для чего?

Адриан Гусейнов:

— В нашем случае он член коллектива, знает репертуар, знает особенности каждой песни, он во время концерта должен под каждую песню какие-то особые свои фишки подделывать. Это очень важно, что звукорежиссер у нас свой, он член коллектива, он с нами единомыслинен, он в теме.

Михаил Смирнов:

— Он наше ухо в зале.

Адриан Гусейнов:

— Надо сказать, что там будут небольшие сюрпризы. У нас концерт называется «Мужские песни», но мы сделали там небольшое окошко в виде женских песен. У нас будет выступать наш любимый ансамбль, есть такой ансамбль «Вербы», они с нами очень хорошо сочетаются, мы их часто на какие-то наши рождественские большие концерты привлекали, и сейчас мы тоже решили без них не остаться, и несколько песен будет женских в их лице. Такая передышка будет для тех, кому кажется, что мужских песен звучит многовато. Будут ещё и танцевальные элементы, надеюсь, что будет очень интересно.

Константин Мацан:

— Я знаю, что у вас, Адриан Гусейнов, как у солиста группы «Ихтис», учитывая, что исполняете вы репертуар духовных песен очень много, есть некоторая своя такая философия вокалиста. Как это нужно петь, что такую музыку надо исполнять в каком-то смысле бесстрастно. Духовная музыка портится, если артист не пребывает в каком-то особом состоянии, это и на вокал влияет, и на звукоизвлечение, и на всё. А вот в плане народных песен, приходилось ли как-то это правило нарушать?

Адриан Гусейнов:

— Только если это диктовала сама музыка. Например, «Снежочки», казачьи песни у нас, вот там хочу я или не хочу, я вдруг начал гыкать, какие-то такие звуки издавать, это прямо музыка диктует, при этом я всегда настаиваю на том, что стараюсь эмоции не выпускать, но чувства да.

Константин Мацан:

— А в чем разница?

Адриан Гусейнов:

— Разница в том, что если я начну эмоции выпускать, то начнётся игра, а когда я чувство, которое я всё равно испытываю, я вкладываю в звук. Я не знаю, как это объяснить, я это чувствую. А если я начну лыбу давить или изображать то, чем я не являюсь, танец казачий изобразить, представляю, что это за хохма будет.

Алексей Пичугин:

— Друзья, давайте продолжим слушать музыку, ансамбль «Ихтис» у нас сегодня в гостях. Конечно, мы не могли разместить в нашей студии всех участников ансамбля, Адриан Гусейнов, лидер ансамбле «Ихтис», основатель, сооснователь Михаил Смирнов, Константин Мацан, я Алексей Пичугин, ваши ведущие, давайте слушать музыку. Что мы послушаем?

Адриан Гусейнов:

— Сейчас мы послушаем известную русскую народную песню, но с неизвестной концовкой, которую мало кто знает, «Вниз по матушке, по Волге». Мне посчастливилось в 90-х годах её услышать в кругу старых московских иконописцев, я даже не знаю, живы они сейчас или нет, но я тогда удивился, потому что концовка там... Но сейчас сами все услышите.

Алексей Пичугин:

— Мы лишь напомним, что 21 апреля в Вегас сити холл в 8 вечера будет концерт, большой концерт ансамбля «Ихтис», приуроченный к выходу нового альбома «Мужские песни». Об альбоме, о музыке говорим мы сегодня, слушаем новые песни, вернее, слушаем песни из нового альбома, сейчас мы вновь обращаемся к музыке, после небольшого перерыва мы снова все вместе в этой студии.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается, в студии мой коллега Алексей Пичугин и я Константин Мацан. Лёша сказал, что у нас сегодня в гостях группа «Ихтис», не в полном составе, конечно, потому что 10 человек в группе, как нам сказали, но хочется добавить, что разместить всю группу «Ихтис» в студии радио ВЕРА трудно, но стремиться к этому необходимо.

Адриан Гусейнов:

— Ну нас делегировали, скажем так.

Алексей Пичугин:

— А вот мне кажется, мы большим составом «Ихтиса» собирались, может быть, не все участники, но половина приходили. Было дело.

Константин Мацан:

— Новый альбом группы «Ихтис» называется «Мужские песни», он посвящен светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова. Миша, хочу вас спросить, вы племянник Дмитрия Смирнова, в каком смысле для самого отца Дмитрия такая тема была важна, в чем она проявлялась? Вы как-то рассказывали у нас в эфире, когда скончался отец Димитрий, вы приходили к нам, само собой, его память почтить, о нём поговорить, многие знают его как проповедника очень яркого, меньше знают, что он был человек, который своими руками качели строил, расскажите об этой его стороне. «Мужские песни» и посвящение отцу Дмитрию явно неслучайно сошлись?

Михаил Смирнов:

— Ну это была не моя идея. Это была наша общая идея, но с подачи Адриана Гусейнова.

Адриан Гусейнов:

— Вы знаете, я про этот аспект, про качели — это Миша лучше расскажет. Я об этом немного знаю, но в данном случае посвящение ему, с моей точки зрения потому, что, во-первых, он очень переживал за мужское население России, он жёстко переживал за это, он обличал мужчин, он говорил, что все сейчас непонятно во что превращаются, его мечта была, чтобы мужское население встало на молитву и как-то изменилось. Для меня «Мужские песни» — это ещё и поклон наш лично отцу Дмитрию, что, батюшка, стараемся.

Алексей Пичугин:

— А он относился как к «Ихтису»?

Адриан Гусейнов:

— Он нас очень любил. Иногда юродствовал. На каком-то мероприятии, я помню, он где-то впереди встал и так пытался репетировать: ты потише там, показывать жестами. Это было очень умилительно. Или он пришел на наш Рождественский концерт в ЦДХ, в рубашке, в брюках, и взял с собой, наверное, многие видели, у него была такая прихожанка, темнокожая, стройная-стройная девушка, яркая. Это надо было знать отца Дмитрия, он никогда не стремился как-то эпатировать эмоционально, но он понимал эффект. Он был человек со вкусом. И вот приходит отец Димитрий такой старый, с бородой, в рубашке, и с ним такая стройная, изящная, красивая.

Михаил Смирнов:

— Она просто помогала ему передвигаться.

Адриан Гусейнов:

— Конечно, конечно. Я имею в виду, когда он ещё не в коляске был, а когда вот отдыхал. Это эффект произвело, на всех, конечно. А нам всем это очень понравилось.

Михаил Смирнов:

— И потом, сам материал, чем он был особенным, отец Дмитрий, в своем поведении, в своем отношении, он не любил вот это выдумывание. Когда человек сидит и что-то выдумывает. Он говорит: тут же все просто, мужчина поет «Мужские песни», женщины занимаются женскими делами. Ну мы опять же говорим о целомудрии, о трезвом отношении к миру, и какое-то непосредственное и почти детское. Нет никакого лукавства, есть просто такое отношение к себе как человеку, находящемуся на своем месте. А вот насчёт того, что ты сказал, Костя, насчёт стройки, это в хорошем смысле такой Пётр Первый был, не сидеть на месте, а что-то делать. В нашем случае это был как раз тот момент, когда мы берёмся за альбом, много было сомнений, что многие берутся за русские песни, это все очень сложно слушать, давайте не будем сидеть и жаловаться, а давайте возьмём и сделаем.

Адриан Гусейнов:

— Вы знаете, я вспомнил, вот сейчас, по прошествии лет после его смерти, сейчас все его проповеди и все его слова обретают совсем другие окрасы. Я вот просто себя поймал на этом, как-то я молчал, думал, вдруг мне кажется, и от нескольких людей я услышал: слушай, как это сейчас по-другому всё слышится.

А Константин Мацан:

— А, например?

Адриан Гусейнов:

— То, что нам казалось очень брутальным и жёстким, сейчас это кажется очень даже корректным.

Алексей Пичугин:

— Вопрос, который интересует большинство слушателей радио ВЕРА, который сейчас с нами, и которые живут не в Москве, всё-таки нас, слава Богу, большинство регионов России в той или иной части сейчас слушают. Поедет ли ансамбль «Ихтис» куда-то за пределы Москвы в ближайшее время?

Адриан Гусейнов:

— Поедет, у нас, Господь если благословит, 19 мая мы будем не с этой программой, мы приглашены в город Орёл, там под Орлом есть Вятский посад, там фестиваль, мы там будем 19 мая вечером закрывать концерт. Сейчас решают, возможно город Троицк под Челябинском, нас приглашают на какие-то мероприятия города на Троицу, но вот именно с презентацией нового альбома, мы надеемся, что сейчас информация пойдёт, и мы поедем туда, куда нас пригласят с этим. Мы уже предполагаем несколько епархий, где ждут наших новых песен, предполагаем, что, скорее всего, нас Белгородская епархия пригласит, Якутская. Но посмотрим. Дорогие, кто нас слышит, приглашайте, приедем.

Алексей Пичугин:

— А как вас пригласить?

Адриан Гусейнов:

— Нужно просто списаться. Надо понимать, что приглашать не просто: приезжайте. Нужно райдер уточнять, организовать всё.

Алексей Пичугин:

— Какую минералку? Без газа?

Адриан Гусейнов:

— Сколько банок сгущенки...

Константин Мацан:

— Большой у вас райдер?

Адриан Гусейнов:

— Я бы не сказал, что большой. Толик, наш звукорежиссер составил, он исходил из стандартных. Ну даже когда я его пересылаю, я немножко смягчаю, вы не обращайте внимание на сухой язык, потому что я когда читал, думал: ух. Прямо там так всё официально. Нет, мы ничего такого не требуем. Нам важно, например, чтобы при перевозке не должно быть лишних людей. Мы один раз столкнулись, не буду говорить где, на севере, нас перевозили на автобусе, мы 14 часов на микроавтобусе ехали, и водитель взял, и просто, не спрашивая никого, взял с собой женщину. Она кашляла, чихала, соответственно мы заразились. Слава Богу, что нас накрыло уже после концерта. Мы успели дать концерт. Ну вот такие нюансы надо учитывать. А так заоблачного ничего у нас такого нет.

Михаил Смирнов:

— Как Господь даст, так и будет.

Константин Мацан:

— Православный райдер. Райдер для смиренных музыкантов.

Константин Мацан:

— Группа «Ихтис», представители группы «Ихтис», наши друзья сегодня в студии радио ВЕРА, Адриан Гусейнов и Михаил Смирнов. Мы говорим новом альбоме «Мужские песни», о концерте. Расскажите, у вас же большая гастрольная деятельность, как народ откликается, какие реакции вы получаете? Вы говорите, что ваших песен ждут, что самое запомнившееся?

Адриан Гусейнов:

— Когда я об этом думаю, я думаю, что я плохой руководитель, потому что обычно люди собирают такие отзывы, публикуют. Но я уже говорил где-то об этом и повторюсь, что меня потрясло — это один человек написал мне, что его в последнее время стали накрывать мысли о суициде, он говорит, что он случайно услышал наши песни и как-то очнулся. Он как-то очнулся и говорит: вот же она жизнь, я как-то очнулся. Другой написал, что он собирался переходить в протестантство, потому что у них веселее. Но говорит, что, когда услышал я ваши песни, я узнал, что можно так. Когда мы выступали в Тикси, один священник нам сказал, что после концерта, когда очередь в раздевалке стояла, он услышал, что где-то подросток лет 10 вдруг поворачивается к маме и говорит: мама, а давай покрестимся.

Константин Мацан:

— Вот так мельком сказали: мы выступали в Тикси.

Адриан Гусейнов:

— Да, это самая северная населённая точка России.

Алексей Пичугин:

— Я помню, что, когда отец Агафангел Белых был настоятелем в Тикси, он долгое время вёл в живом журнале блог, и описывал быт священника в Тикси. Я помню, что меня поразило, что... А, нет, это не в живом журнале было, это он мне рассказывал. Он говорит: что это на самом деле, населённые места, не глушь. Соседний посёлок у нас есть, я туда езжу чай пить часто, ну 300 км всего через тундру, и ты там, на вездеходе.

Адриан Гусейнов:

— А ездишь ты там везде на особенных машинах, на вездеходах, туда надо как-то залезть, а с нашей комплекцией с отцом Агафангелом, но он поменьше всё-таки, это не просто. Тикси — это вообще особенное место.

Константин Мацан:

— Тикси — это в Якутии. Это север Якутии.

Адриан Гусейнов:

— Море Лаптевых соответственно, Северный Ледовитый океан.

Константин Мацан:

— Потрясающе. Там холодно.

Адриан Гусейнов:

— Летом там +8, бывает за всё лето исключение — один-два дня до +30, но народу это не очень нравится, потому что откуда-то берутся комары на один — два дня. А так там комаров нету, потому что ветер.

Алексей Пичугин:

— Это я уже из живого журнала Агафангела помню, помню, много-много лет назад, он фотографию пустил, у нас этим летом наступило лето, вчера ещё было минус сколько-то, а сегодня +30. И фотографии. Он сфотографировал пляж: весь в сугробах и народ лежит просто на лежаках греется, в эти +30, которые следующий раз, наверное, только через год будут.

Адриан Гусейнов:

— А я два раза туда летал, второй раз уже с ансамблем на освящение храма, а первый раз просто летом решил с военными слетать, посмотреть, как он там. И он решил мне показать озеро. Нас довезли до этого озера и уехали. И мы сидим с ним, действительно такое удивительное озеро, сопки. Я ему говорю: слушай, отец, а ведь здесь от сотворения мира ничего не изменилось. Нас эта мысль так тронула, мы сидим. И вдруг меня посещает другая мысль: слушай, а белые медведи далеко отсюда? Он говорит: ну вообще-то, это ареал. Я говорю: а если выйдет, что мы будем делать? Он говорит: не знаю, помолимся. Я говорю: слушай, отче, нам, кажется, пора возвращаться. Даже какая-то лёгкость в ногах появилась. Потом его сменил другой наш друг — иеромонах Иоасаф (Куракулов) и он там уже много лет эту лямку тянет.

Константин Мацан:

— А есть разница для вас, где играть? В большом концертном зале в Москве или в маленьком концертном зале в Тикси? Там вообще есть концертный зал?

Адриан Гусейнов:

— Да, мы там выступали в актовом зале. Мне трудно сказать, но, наверное, вот когда мы выступали на Красной площади в честь1025-летия крещение Руси, там были все православные патриархи мира, правительство было и всё. Вот даже там в некотором смысле мне было как-то понятнее, чем в Тикси. Ты просто не понимаешь, как отреагирует публика, потому что половина — русские, половина — якуты, а половина якутов некрещеные, вот как воспримут? Я не говорю, что там было волнительнее. Для меня самое волнительное было, когда мы выступали, у нас вообще все музыканты многодетные, поэтому мы нечасто можем себе позволять, ну периодически, чтобы потом от Бога не услышать, что «Я был в тюрьме, а вы не посетили Меня или в больнице». Мы выступали в Можайской колонии для подростков-рецидивистов несовершеннолетних. И вот там было очень волнительно, потому что эти ребята, несмотря на то, что я педагог, с этими шрамами на всю голову, все бритые. Я думаю: Господи, помилуй, что же это, чего они? Вот это было очень для меня волнительно, но они нас очень тепло приняли, для меня это был большой подарок от Бога. Другое большое эмоциональное переживание у меня было, когда мы приехали, у нас была подруга Маша Деева, Царство ей Небесное, она очень мужественно умирала, и когда она лежала в хосписе, она попросила приехать нас и выступить в хосписе на Спортивной. Мы туда приехали, и там интересно, нам выкатили на кроватях полуживых людей, они каким-то мизинцем или чем-то там отвечают. И мы перед ними выступали, это было эмоционально волнительно очень. Потом где-то в Белгородской области выступали, нас попросили выступить в колледже педагогическом, перед светской аудиторией. Тоже сомневался, но очень тепло приняли. Я говорю, что это был самый большой комплимент за всю нашу, девочка такая из готов подошла вся в чёрном, и говорит: я вообще гот, и такое не слушаю, но вы меня взволновали. Я даже её обнял, по-моему, говорю: дорогая моя, когда нас хвалят свои — это все понятно, а если мы трогаем таких как ты сердечки, то это особая для нас радость.

Константин Мацан:

— Вот интересное замечание про светскую и церковную аудиторию. А не слишком ли это искусственное деление? Я об этом часто думаю, вот люди, с одной стороны, везде люди, а с другой стороны, у каждого проекта есть внутренние задачи обратиться и к внешним, их как-то увлечь в хорошем смысле слова. С другой стороны, мы всегда приходим к ситуации, что на духовные песни придёт скорее аудитория, уже лояльная заранее.

Адриан Гусейнов:

— Когда я делился своими сомнениями, это был период начала нашего творчества. Сейчас, имея такой опыт, который мы имеем, я говорю: Да, это искусственное деление. И нас даже колония несовершеннолетних, даже они нас тепло приняли, учитывая, что это ещё «Мужских песен» не было, это были прямо религиозные песни. Когда мы пели, страх ушел, мы поняли, что нас готовы слушать везде. Этого деления бояться не надо, наоборот, мир очень нуждается в верующих людях.

Константин Мацан:

— У меня был такой случай, меня позвали в один подмосковный город встретиться со слушателями, со зрителями, нашлись слушатели радио ВЕРА, и священник местный организовал все это, пришли отцы, вопросы мне задают, я отвечаю, какие-то песни пою, как просят. И потом мне показали часть переписки священников в местном священническом чате, которые были на этом мероприятии, во время мероприятия моих ответов на вопросы. Они переписывались, хорошо, что показали после, потому что это, мягко говоря, была такая язвительная критика всего происходящего, добрая православная аудитория. Показали, как отцы реагировали, отцы могут очень жёстко реагировать, между собой общаясь. Ну как рассказывали люди, спектакль сыграл или поставил, концерт сыграл, а потом какой-нибудь друг, чтобы тебя похвалить говорит: а знаешь, а мне понравилось. Типа, вы не расстраивайтесь, дело не в вас. Поэтому православная аудитория может быть и с очень высокими требованиями.

Михаил Смирнов:

— Ну «Ихтис», есть ещё такой момент, что это не просто творчество, это не то чтобы проповедь, а это миссия. Мы это так не называем, но мы это чувствуем. Все то, что с нами происходит, происходит не просто так. Устраивается, не устраивается, мы всегда за этим следим. И всякий человек, который попадается на нашем пути, кто его знает, почему он вдруг попался? Один раз были такие люди, которые, это в моем кругу, это не живой был концерт, я поставил только что сведённые треки, я был в такой компании, которые совершенно были чужды любого отношения к церкви, и уж тем более к духовным стихам, к таким песням. И они все закричали: выруби это мракобесие, это что? Им стало плохо. Ну я потом подумал, что, услышав это, всё равно то, что попадает в сознание и в душу, потом в какой-то момент вдруг этот человек наоборот, может быть...

Алексей Пичугин:

— Я всегда по этому поводу думаю: вот это наше православное посконное мракобесие, выруби его, чтобы мы долгополых этих не слышали, а завтра я пойду на органный концерт Баха, и буду слушать замечательную мессу, и мысли даже не возникнет, что это мракобесие. Это, скорее, психологически работает, что это наше, вот такие три кокошника, это всегда с нами, а это высокая культура. Я думаю, что может быть, это работает и в обратную сторону. Если человек понимает что-то в музыке, не обязательно быть верующим, необязательно быть христианином, но если он чувствует, что это искренне, что эта культура наша, вот таким образом поданная, это все равно сработает.

Адриан Гусейнов:

— И потом, мы же не наивные дети, которые рассчитывают, что мы всем будем нравиться. Кого-то действительно выворачивать будет, и не потому, что мы хорошие, а они плохие. Тут разное может быть. Человек имеет право. Я спокойно к этому отношусь. Я наоборот удивляюсь, мы думали, что мы для людей среднего возраста и для молодёжи, а, допустим, под наши песни детей спать убаюкивают. Я вообще этому удивляюсь. Нас бабушки слушают.

Алексей Пичугин:

— 21 апреля, в пятницу, вы соберете Вегас, это огромный концертный зал, я сейчас не буду предполагать, какой процент от сидящих в зале будет духовным, православным, верующим или неверующим, но придут совершенно разные люди, среди них совершенно точно много будет людей, которые себя никак не ассоциируют ни с православием, ни даже с культурой христианской, но они почему-то покупать билеты будут на «Ихтис». Они уже купили.

Константин Мацан:

— Давайте напомним, что новый альбом группы «Ихтис» «Мужские песни» выходит в свет, и 21 апреля Вегас Сити холл, в 08:00 наши дорогие друзья начинают замечательный пасхальный концерт, надеюсь, что мы все там с вами, дорогие друзья, увидимся, и спасибо за нашу сегодняшнюю беседу.

Алексей Пичугин:

— Мы закончим её, конечно же, музыкой. Последняя песня, которая прозвучит в рамках нашей программы, но это только- только, думаю подготовит наших слушателей, кто сможет прийти в пятницу на концерт, те в полноте ощутят все творчество их часы, а у остальных, наверное, есть предыдущие ваши альбомы, и в скором времени появятся новые. Какую мы песню в завершение послушаем?

Адриан Гусейнов:

— Послушаем русскую народную песню: «Ой, с вечора, с полуночи», с нашими элементами, надеюсь, вам понравится. Друзья, Христос Воскресе!

Алексей Пичугин:

— Воистину воскресе!

Константин Мацан:

— Воистину Воскресе! Друзья, у нас сегодня в гостях студии были основатель, участники, вдохновителя, действующие лица ансамбля «Ихтис» Адриан Гусейнов и Михаил Смирнов, в студии у микрофона был Алексей Пичугин и Константин Мацан, до свидания, до новых встреч на волнах светлого радио.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем