
Преображенский собор Ново-Валаамского монастыря.
Фото: Matti / CC BY-SA 3.0
Новый Валаам — самый известный православный монастырь в Финляндии. Он была образован в 1940 году, после того, как из древней русской монашеской обители «Старый Валаам», расположенной на островах Ладожского озера, были эвакуированы все населявшие ее тогда монахи. Причиной послужила советско-финская война. Новым местом пребывания монахов стала усадьба «Папинниеми» на берегу финского озера Юоярви. Так и образовалась Ново-Валаамская обитель. Первоначально монастырское богослужение совершалось в бывшем сарае, перестроенном и ставшем храмом. Спали насельники в бараке.
Со временем все изменилось к лучшему. В 70-е годы на территории обители были возведены величественный собор в честь праздника Преображения Господня, новый братский корпус, гостиницы для паломников. В монастыре работает небольшой свечной завод, продукция которого обеспечивает все православные храмы Финляндии. Их около 50-ти. Открыты в Ново-Валаамской обители и свои реставрационные мастерские. В монастыре действует Православная академия, где для мирян читаются лекции по православной истории, церковной архитектуре и письменности. Проводятся тут также занятия по хоровому пению и иконописи. Ежегодно курсы посещают до трех тысяч человек.
Посещаемость Нового Валаама достаточно высока — до 150 тысяч паломников в год. В первую очередь их привлекают знаменитые православные святыни — Валаамская и Коневская иконы Божией Матери. Эти иконы, привезённые из Старого Валаама, являются главными святынями монастыря. Они же служат связующими нитями с российским прошлым обители.
В 70-е годы прошлого столетия на Новом Валааме произошла важная перемена. Монашеский постриг стали принимать молодые православные финны. Появление монахов из местного населения было как нельзя кстати. Первое поколение насельников, переехавших со Старого Валаама, неуклонно сокращалось — русские монахи один за другим уходили в мир иной. С приходом монахов-финнов в обители стали появляться самобытные традиции. Главная состояла в том, что монастырь вслед за остальной Финской Православной Церковью перешёл на григорианский календарь. Пасху на Новом Валааме также стали праздновать по западному времяисчислению. Финская Церковь — единственная в православном мире празднует Пасху вместе с западными христианами. Вторая традиция оказалась связанной с языком богослужения. В основном службы в обители ведутся на финском языке. Но если в храме присутствуют русские паломники (а их монахи сразу распознают), специально для них многие песнопения дублируются на церковнославянском. Надо сказать, что монахам и певчим, все из которых теперь финны, это дается с большим трудом. Но, несмотря на сложности, традиция продолжает жить.
Когда-то Нововалаамский монастырь подчинялся Русской Церкви, теперь входит в состав Финской Церкви, но это не значит, что все связи с российским прошлым обителью были потеряны. Как было уже сказано, на Новом Валааме продолжают сохранять церковнославянский язык на богослужении. При обители действует музей. В нём можно увидеть уникальные экспонаты, привезённые со Старого Валаама. Например — рисунки императрицы Александры Фёдоровны Романовой и цесаревича Алексея. Новый Валаам продолжает помнить о своих русских корнях.
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема