Новый Валаам — самый известный православный монастырь в Финляндии. Он была образован в 1940 году, после того, как из древней русской монашеской обители «Старый Валаам», расположенной на островах Ладожского озера, были эвакуированы все населявшие ее тогда монахи. Причиной послужила советско-финская война. Новым местом пребывания монахов стала усадьба «Папинниеми» на берегу финского озера Юоярви. Так и образовалась Ново-Валаамская обитель. Первоначально монастырское богослужение совершалось в бывшем сарае, перестроенном и ставшем храмом. Спали насельники в бараке.
Со временем все изменилось к лучшему. В 70-е годы на территории обители были возведены величественный собор в честь праздника Преображения Господня, новый братский корпус, гостиницы для паломников. В монастыре работает небольшой свечной завод, продукция которого обеспечивает все православные храмы Финляндии. Их около 50-ти. Открыты в Ново-Валаамской обители и свои реставрационные мастерские. В монастыре действует Православная академия, где для мирян читаются лекции по православной истории, церковной архитектуре и письменности. Проводятся тут также занятия по хоровому пению и иконописи. Ежегодно курсы посещают до трех тысяч человек.
Посещаемость Нового Валаама достаточно высока — до 150 тысяч паломников в год. В первую очередь их привлекают знаменитые православные святыни — Валаамская и Коневская иконы Божией Матери. Эти иконы, привезённые из Старого Валаама, являются главными святынями монастыря. Они же служат связующими нитями с российским прошлым обители.
В 70-е годы прошлого столетия на Новом Валааме произошла важная перемена. Монашеский постриг стали принимать молодые православные финны. Появление монахов из местного населения было как нельзя кстати. Первое поколение насельников, переехавших со Старого Валаама, неуклонно сокращалось — русские монахи один за другим уходили в мир иной. С приходом монахов-финнов в обители стали появляться самобытные традиции. Главная состояла в том, что монастырь вслед за остальной Финской Православной Церковью перешёл на григорианский календарь. Пасху на Новом Валааме также стали праздновать по западному времяисчислению. Финская Церковь — единственная в православном мире празднует Пасху вместе с западными христианами. Вторая традиция оказалась связанной с языком богослужения. В основном службы в обители ведутся на финском языке. Но если в храме присутствуют русские паломники (а их монахи сразу распознают), специально для них многие песнопения дублируются на церковнославянском. Надо сказать, что монахам и певчим, все из которых теперь финны, это дается с большим трудом. Но, несмотря на сложности, традиция продолжает жить.
Когда-то Нововалаамский монастырь подчинялся Русской Церкви, теперь входит в состав Финской Церкви, но это не значит, что все связи с российским прошлым обителью были потеряны. Как было уже сказано, на Новом Валааме продолжают сохранять церковнославянский язык на богослужении. При обители действует музей. В нём можно увидеть уникальные экспонаты, привезённые со Старого Валаама. Например — рисунки императрицы Александры Фёдоровны Романовой и цесаревича Алексея. Новый Валаам продолжает помнить о своих русских корнях.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.