
Светлана Бакулина
Несколько лет назад я приехала потрудиться в одном монастыре. Стала посещать богослужения, изучать устав. И обратила внимание, что в расписании ежедневно после вечерней службы, тут в Храме вместе читают «Вечернее правило». Я пришла послушать. В какой-то момент, после прочтения молитв, в храме повисла тишина. Все собравшиеся тихонько стали по очереди подходить друг к другу, кланяться и что-то говорить.
— А что происходит? — спросила я.
— Чин прощения. — стала объяснять мне другая трудница — здесь такая традиция: в конце дня попросить друг у друга прощения. Сначала все подходят к настоятелю монастыря, затем к старшим по чину монахам, послушникам, трудникам, а затем и к прихожанам и приносят извинения.
Подошла наша очередь. Я повторяла всё, что делали знакомые. Обратилась сначала к священнику:
— Простите меня, отец Сергий!
— Бог простит, и вы простите меня! — сказал он мне в ответ
А затем повторила сие действие и с остальными стоявшими передо мной людьми. Эта традиция мне очень понравилась. Я стала каждый день приходить на монастырское вечернее правило. После чина прощения ощущала, что на душе становится легче. В привычку вошло: проанализировать своё поведение и мысли за день, вспомнить всё, чем могла обидеть других. И таких ситуаций обычно находилось много: то я рассердилась и грубо ответила на неудачно заданный вопрос, то обиделась на трудника, который забрал со стола последний кусочек сыра, не предложив его мне. Где-то в мыслях в течении дня я часто осуждала и раздражалась. Важно было вечером вспомнить всё и оставить это на «чине прощения».
Мои отношения со всеми в монастыре стали налаживаться, благодаря этой привычке. Я стала анализировать и понимать, что ждать от себя по отношению к людям и что можно ожидать от них. За что именно мы просим друг у друга прощения.
Но однажды в нашу обитель приехала потрудиться женщина. С первого дня она стала наводить свои порядки: дерзко общаться, грубить, перебивать, делала, как ей казалось, очень ценные замечания и всё возможное, чтобы вывести из равновесия окружающих. Досталось и мне. Я, по её мнению, не должна была фотографировать в Храме. Хотя это делала по послушанию. Конечно, я возмутилась! Но вечером...
— О, нет... — подумала я — ... получается, она тоже сегодня придет на чин прощения и мне надо будет перед ней извиняться? За её же поведение? Какой кошмар! Мысли в голове перебивали ода другую: Лучше не пойду на вечернее правило, чем буду обманывать себя, что всё ей простила. Ага! Как бы не так... Хотя, вообще-то я хотела завтра причаститься. Как же я пропущу правило и исповедь? Нет! Пойду подойду к священнику и всё ему объясню — решила я.
«Батюшка, я не хочу идти на чин прощения. Будет нечестно с моей стороны извиняться. Эта новенькая всё испортила своим появлением. Мы тут жили как-то нормально, привыкли друг к другу. А она приехала, грубит, везде вмешивается, а на меня сегодня и вовсе накинулась ни за что» — пожаловалась я.
— Очень даже хорошо, что эта женщина появилась здесь — ответил мне священник — теперь ты не пребываешь в иллюзиях. Возможно, тебе только показалось, что ты научилась прощать. А это была лишь тренировка. Конфликтов-то у тебя тут не было. А вот, женщина задела за живое, и как ты реагируешь? Сейчас наступил экзамен, который нужно сдать. Каждый день мы читаем молитву "Отче наш" и там есть такие слова: "И остави нам долги наши яко же и мы оставляем должником нашим...". — Получается, мы просим у Бога не прощать нам наши грехи, если и мы не прощаем кому-то из людей, согрешивших против нас. Подумай над этим — подытожил батюшка.
В замешательстве я осталась стоять в храме. Ещё несколько минут назад мне казалось, что я научилась прощать и отпускать легко, быстро. Но, оказывается, экзамен не сдала.
Я набралась смелости и пошла просить прощения у это женщины первой. Преодолеть себя было непросто.
«Это вы меня простите» — спокойным голосом ответила она и поклонилась. Взгляд её стал заметно мягче, да и мой уже поменялся. Теперь она не казалась мне такой грубой и неприятной. В моё сердце вернулся мир.
Спустя несколько дней, закончился мой срок трудничества. Я приехала домой и поняла, что из монастыря увезла с собой что-то очень важное и ценное для меня — навык в конце каждого дня думать и анализировать, чем я могла обидеть человека и поскорее стараться с ним примириться, а еще опыт преодоления себя и своих обид.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема