В начале 2000-х годов любимая несколькими поколениями слушателей, славная прародительница отечественной авторской песни Новелла Матвеева — а она и вправду когда-то записала пластинку самой первой из наших бардов — выпустила тихое стихотворение о двух лебедях.
Мне кажется, что в этом маленьком этюде под названием «Контрапункт» (что есть искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий) запечатлён своеобразный «автопортрет» её уникального лирического дарования: обаятельного, сердечного, нежного, очень детского и умудрённого разом.
Два лебедя
Из камышей на свободу
Выскользнули. И вот
Один погружает голову в воду,
Другой просто так плывёт.
Мрачит ли прохожая водоросль
тучкой
Лучистое небо вод, —
Один — как светильник
с изогнутой ручкой.
Другой — просто так. Плывёт...
Один поглядел: это что промелькнуло?
Опять наклоняется. Пьёт.
И звёздами брызги срываются с клюва...
Другой — просто так плывёт.
Новелла Матвеева, «Контрапункт», май 2005-го года
Уроженка Царского Села, несуетная затворница, воспевшая бескорыстие и благородство, автор знаменитых «Каравана», «Цыганки-молдаванки» и «Кораблика» — Новелла Матвеева написала в советские годы удивительное стихотворение о Храме на Успенском Вражке.
Но перед тем, как я его вам прочитаю, познакомлю с одним её маленьким монологом, записанным писателем Дмитрием Шеваровым.
«...Я стараюсь избегать всякого зла. Я считаю, что если верить в Бога, а я в Него верую, то никакие обстоятельства не страшны будут. Никакие. А кто верует, тот меньше зла делает. И я таким образом меньше зла делаю. Я считаю, что очень много наделала зла по вине какой-то моей нечуткости, по заблуждению, эгоизму... Может быть, это было оттого, что я была атеисткой очень долго — как дочь коммуниста и, естественно, атеиста. Но почему-то вот отцу атеизм не мешал быть добрым, а мне это мешало — понимаете?»
И в ответ на предположение собеседника о том, что её вера была, возможно, не прояснена до поры до времени, — Новелла Николаевна ответила так:
«...конечно, потому что вообще поэт, если он Поэт, — он обязательно верует, — но, бывает, об этом просто не знает».
Церковь Воскресенья
На Успенском Вражке.
Как воды прохладной бульканье в баклажке,
Свежесть воркованья в горле голубином.
И заря за крышами — гаснущим рубином.
Изморозью купол оперён жемчужной.
А в неёмкой нише на стене наружной,
В чистоте мороза, в царстве ледозвона, —
Николай Угодник, старая икона.
Снега осыпанье из лазури звонниц,
Звонницы — приюты галочьих бессонниц.
Под лазурью звонниц галки чёрно-сини,
Словно в платьях бедных — схимницы пустыни.
Крестится старушка, никнет перед нишей.
В платье галок чёрных, изморози тише.
Снег росой садится на цветы сухие.
Ох же ты, надрыва клятая стихия!
Славно Дидероту, весело Вольтеру
Подвергать сомненью и не брать на веру
Странности и дивы сущности неясной
Под горячим солнцем Франции прекрасной!
А у той старушки все поумирали.
Того прежде — беды молодость украли.
Вместо винограда, флейт и тамбурина
Ей — на платье чёрном — капли стеарина.
Посреди природы северной, невзрачной,
Где на сучьях голых домик галки мрачной,
От раздумий тяжких ей одно спасенье:
На Успенском Вражке церковь Воскресенья!
Новелла Матвеева, 1980-е годы
Все выпуски программы Рифмы жизни
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О сохранении дерзновения и надежды на Бога
В 3-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Боге: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
О сохранении дерзновения и надежды на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О нечаянной радости покаяния
Сегодня 22 декабря. День памяти Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
О нечаянной радости покаяния — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема











