
Нямецкая икона Божией Матери, по Преданию, восходит к тем образам, которые создал апостол Лука. Изображение выполнено в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пресвятая Дева держит на руках Богомладенца и указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
В 1401 году византийский император Иоанн Палеолог пожаловал эту святыню митрополиту Иосифу. Владыка возглавлял епархию в столице Молдавского княжества, городе Яссы, сейчас это территория Румынии. Он передал образ Богородицы в Вознесенский мужской монастырь, который в то время только что основали рядом с городом Тыргу-Нямц. По месту пребывания икону стали называть Нямецкой. В 1497 году молдавский правитель Стефан Великий построил на территории монастыря величественный собор Вознесения. Нямецкую икону торжественно перенесли под его своды.
Пребывая в Вознесенской обители, древний образ Божией Матери стал частью её истории. Многие поколения монахов находили утешение в молитвах перед святыней. В восемнадцатом веке паломничество к древней иконе совершил преподобный Паисий Величковский. Он побывал в Нямце, прежде чем поселиться в монастыре Пантократор на горе Афон. Впоследствии, в 1790 году, Паисий стал настоятелем Нямецкой обители и несколько лет мудро управлял братией под сенью чтимого образа Царицы Небесной.
В девятнадцатом веке списки Нямецкой иконы появились в России. Один из них в 1846 году прислали в дар из Молдавии помещику села Михайловка Воронежской губернии. Реликвия сначала хранилась в особняке владельца. А после нескольких случаев чудотворения её торжественно, крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь Рождества Христова.
К сожалению, этот список Нямецкой иконы был утрачен после революции 1917 года. А первообраз и сейчас хранится в румынском городе Тыргу-Нямц, в Нямецком монастыре. Святыня пребывает на почётном месте слева от Царских врат алтаря в старинном Вознесенском соборе.
Все выпуски программы Небесная Заступница
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема