Со стихами уроженца Тверской области (а ныне москвича) Николая Заикина, я впервые встретился в 2011 году на страницах двухтомной антологии «Молитвы русских поэтов».
Я тогда не знал, что самая первая поэтическая книжка Николая вышла из печати одновременно с этой антологией, и что в неё, конечно, вошло то небольшое, раздумчивое стихотворение, которое мне приглянулось.
Храни, Господь, родные души,
От злых людей оберегай,
Как в сильный дождь кусочек суши,
За беззащитность не ругай.
Они научены другому,
Другая роль досталась им —
Беречь тепло родного дома,
Как по привычке говорим.
Николай Заикин, из книги «Промежутки бытия». 2011-й год.
Интересно, что дебютный сборник Николая Заикина вышел в столичном издательстве «Время» в год шестидесятилетия автора. Согласимся, что это не самый «ходовой» возраст для публичного поэтического дебюта...
Впрочем, о «Промежутках бытия» и последующих книжках Николая Петровича я, повторюсь, узнал значительно позже. Зато о личности стихотворца мне что-то важное рассказало другое стихотворение из упомянутой антологии «Молитвы русских поэтов». Оно начиналось с трогательного зачина: «Божий день, и ночь нежна, / Утро их венчало. / Мама, доченька, жена, / Три моих начала...»
И дальше — каждая строфа кончалась маленьким рефреном; причем, каждая — своим, неизменным оставалось лишь число «три».
«...Радость эта суждена, / Светел лес осенний, / Мама, доченька, жена, / Три моих спасенья...» Стихи были написаны до рождения второго ребенка.
Мы же познакомились с Николаем совсем не на поэтической почве, — я посвятил Заикину один из выпусков программы «Закладка». Это случилось после того, как ко мне в руки попали его книжки о дочерях — Даше и Насте.
Отцовские дневники-наблюдения. И кстати, обе книги завершались стихами.
Главным мотивом родительских стихотворений было благодарное изумление перед Божьим Промыслом, открывшим человеку во второй половине его жизни — новое, неизведанное чудо любви и гармонии.
Зримым воплощением чуда стало появление дочек.
«...Пока за ними поспеваю. / На волю Божью уповаю, / Что поживу ещё, а там — / Он всё расставит по местам...»
Несмотря на своё юридическое образование, на непростую работу следователя и многолетний труд в журнале «Законность» (Заикин руководит этим изданием с начала 1990-х годов), Николай Петрович — человек сугубо литературный.
Он так и не изменил своей выбранной когда-то поэтической манере — философско-лирическому размышлению, нередко зарифмованному «в режиме» риторического «прямого высказывания». Как же драгоценно, что это — размышления верующего человека, благодарного Господу за непостижимый дар веры...
Фото, фото в Интернете...
Голенково. Божий храм.
С детства помню лики эти,
И меня крестили там.
Там надели крест нательный,
Направляя в дальний путь,
С верой доброй, безраздельной —
Он спасёт когда-нибудь.
И спасал же, разумею,
Не один, наверно, раз.
Верю в это, как умею,
На безверье не горазд.
Николай Заикин, «Вера», 2017-й год.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница