«За мУжем я была как за каменной стеной», - вспоминает жена конструктора Николая Макарова. Надежда Яковлевна ни жалеет ни об одном дне из сорока четырёх лет, прожитых с супругом. Ведь это была пусть нелёгкая, но такая счастливая жизнь.
В 1944 году Надежда училась на втором курсе тульского механического института. Макаров окончил его перед самой войной, только диплом защитить не успел и в 43-тьем вернулся в стены родного ВУЗа. Там он и встретил любовь всей своей жизни – Наденьку. Красавица-студентка была строгих правил и сначала бегала от Николая. А он всеми силами старался обратить на себя её внимание. Настойчиво ухаживал, если был в ударе, мог спеть и сплясать. Но, конечно, не это привлекло Надю. Николай покорил её своим серьёзным к ней отношением. Рядом с ним девушка чувствовала себя абсолютно защищённой. К тому же, он очень нравился родителям Нади. Через полгода Макаров переехал в их дом уже в качестве зятя. Перед свадьбой мама невесты спросила его: «Вы человек солидный, 30 лет, что будете с этой пигалицей делать? Она же даже готовить не умеет». Николай ответил: «Главное, что я её люблю. А готовить научится!».
Макаров мечтал работать в Москве. И вскоре ему представилась такая возможность. Но Надя переезжать в столицу не хотела - она боялась оставить больную маму. И Николай отказался от назначения. Отказ сопровождался скандалом. Потенциальное начальство Макарова было заинтересовано в талантливом конструкторе, так что Николаю даже пришлось пойти на открытое противостояние с высокопоставленными чиновниками, серьёзно рискуя своей карьерой ради семьи. Только тогда его отпустили в Тулу.
Собственную квартиру семья получила спустя 10 лет. Уже после того, как знаменитый пистолет Макарова запустили в производство, а его автора наградили Сталинской премией. 50 000 рублей – огромные деньги – разошлись быстро: Николай потратил их на помощь родственникам. Жена не возражала, хоть и жили Макаровы весьма скромно. Николай Фёдорович даже одевался так, что незнакомые люди принимали его за плотника. А дома до получения премии не было даже запасного комплекта одеял и подушек для гостей, ни хорошей мебели.
В 1974 году конструктор стал пенсионером. На этом настояли врачи. Сам же Макаров настоял на том, чтобы супруга тоже вышла на пенсию. «Мы так мало виделись», - сказал Николай Фёдорович, и Надежда Яковлевна тут же оставила службу. Из-за работы муж действительно всю жизнь мало бывал дома. Только отпускные дни безраздельно принадлежали жене и сыну, которого в честь отца тоже назвали Николаем.
К выходу на заслуженный отдых правительство подарило оружейнику автомобиль. В 60 лет конструктор - Герой Труда, дважды лауреат Государственной премии, кавалер многих орденов и медалей, сел за руль собственной машины. Номер его «Волги» знал каждый туляк. Как депутату областного совета Макарову приходилось много ездить по делам своих земляков. Без работы Николай Фёдорович сидеть не мог. А Надежда Яковлевна в шутку говорила, что своё самое гениальное изобретение супруг сделал лично для неё. Он сконструировал прибор для герметизации стеклянных банок – пружинную скобу прижима крышки. А чуть позже изобрёл машинку для закатывания консервов.
«За что бы он ни брался, у него получалось всё», - говорит Надежда Яковлевна. Впрочем, это она поняла ещё в 1944 году, когда её внимания сумел добиться энергичный, обаятельный Николай Макаров. И доведись ей начать жизнь сначала, Надежда Макарова не стала бы менять ничего.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер