Догадывался ли молодой студент факультета журналистики Московского университета Николай Булгаков, писавший в советские годы острые фельетоны для «Комсомолки» и статьи для молодёжного «Алого паруса», что в «новой» России станет священником? Если верить рассказам его бывших коллег – вряд ли. Но, вероятно, первые шаги к духовному поприщу он сделал именно тогда. Размышляя над вечными вопросами бытия, Николай обратился к литературному творчеству. В семидесятые увидело свет самое первое издание его повести «Я иду гулять». Сегодня её автор – священник Николай Булгаков - служит настоятелем в одном из храмов Подмосковья, а повесть продолжает с успехом переиздаваться.
Своего священнического сана отец Николай на обложке этой книги не указывает - ведь он написал повесть, будучи простым студентом. И никаких прямых отсылок к вопросам веры в ней, как будто нет. Лирические записки человека, чьё детство прошло во вселенной под названием «старые московские дворы» - с деревянными двухэтажными домиками, извилистыми коридорами коммуналок, жилыми подвалами, бельём, развешенным на веревках прямо на улице. И, конечно, с обитателями: такими разными - порой таинственными и непонятными, а порой близкими, словно родные; добрыми и не очень, старыми и молодыми, взрослыми и детьми.
Может показаться, что Николай Булгаков описывает быт, но стоит вчитаться в текст чуть внимательней, и духовные искания автора становятся очевидны. К примеру, такой маленький эпизод: главный герой повести «Я иду гулять», мальчик Коля, поддавшись веянию времени, записался в тимуровцы. Пришил на рубашку красную звёздочку, взял «шефство» над старенькой соседкой. А когда общественно-полезный пыл немного поугас, задумался: а разве, для того, чтобы помогать, надо обязательно куда-то «записываться»? Разве нельзя делать это от чистого сердца, просто потому что самому так хочется, потому что кажется, что так - правильно? Спорол Коля с рубашки звёздочку, и стал помогать соседке просто так.
Самое интересное, что у повести нет сюжета как такового, и в данном случае это не кажется композиционным недостатком. По крайней мере, во время чтения в голову не приходит вопрос «а когда же всё начнётся», потому что начинается всё с самой первой строчки. Неспешное, детальное и настолько живое повествование о том, каким видится простой московский двор мальчишке-первокласснику, что кажется, ощущаешь на вкус воздух, которым он дышит – с запахом постиранного белья, мокрого после дождя асфальта и борща, варящегося на чьей-то кухне.
И вслед за Николаем Булгаковым хочется, как в детстве, беззаботно крикнуть: «Я иду гулять!» - и выбежать во двор.
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема