Догадывался ли молодой студент факультета журналистики Московского университета Николай Булгаков, писавший в советские годы острые фельетоны для «Комсомолки» и статьи для молодёжного «Алого паруса», что в «новой» России станет священником? Если верить рассказам его бывших коллег – вряд ли. Но, вероятно, первые шаги к духовному поприщу он сделал именно тогда. Размышляя над вечными вопросами бытия, Николай обратился к литературному творчеству. В семидесятые увидело свет самое первое издание его повести «Я иду гулять». Сегодня её автор – священник Николай Булгаков - служит настоятелем в одном из храмов Подмосковья, а повесть продолжает с успехом переиздаваться.
Своего священнического сана отец Николай на обложке этой книги не указывает - ведь он написал повесть, будучи простым студентом. И никаких прямых отсылок к вопросам веры в ней, как будто нет. Лирические записки человека, чьё детство прошло во вселенной под названием «старые московские дворы» - с деревянными двухэтажными домиками, извилистыми коридорами коммуналок, жилыми подвалами, бельём, развешенным на веревках прямо на улице. И, конечно, с обитателями: такими разными - порой таинственными и непонятными, а порой близкими, словно родные; добрыми и не очень, старыми и молодыми, взрослыми и детьми.
Может показаться, что Николай Булгаков описывает быт, но стоит вчитаться в текст чуть внимательней, и духовные искания автора становятся очевидны. К примеру, такой маленький эпизод: главный герой повести «Я иду гулять», мальчик Коля, поддавшись веянию времени, записался в тимуровцы. Пришил на рубашку красную звёздочку, взял «шефство» над старенькой соседкой. А когда общественно-полезный пыл немного поугас, задумался: а разве, для того, чтобы помогать, надо обязательно куда-то «записываться»? Разве нельзя делать это от чистого сердца, просто потому что самому так хочется, потому что кажется, что так - правильно? Спорол Коля с рубашки звёздочку, и стал помогать соседке просто так.
Самое интересное, что у повести нет сюжета как такового, и в данном случае это не кажется композиционным недостатком. По крайней мере, во время чтения в голову не приходит вопрос «а когда же всё начнётся», потому что начинается всё с самой первой строчки. Неспешное, детальное и настолько живое повествование о том, каким видится простой московский двор мальчишке-первокласснику, что кажется, ощущаешь на вкус воздух, которым он дышит – с запахом постиранного белья, мокрого после дождя асфальта и борща, варящегося на чьей-то кухне.
И вслед за Николаем Булгаковым хочется, как в детстве, беззаботно крикнуть: «Я иду гулять!» - и выбежать во двор.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема