Короткий зимний день угасал. На занесённых снегом площадях Нижнего Новгорода зажглись фонари. Тёплыми, уютными огоньками светились окна домов. Улицы опустели, и только возле большого, в три этажа, каменного дома на Рождественке было как всегда оживлённо. Морозными вечерами, - впрочем, как и в любое другое время, - сюда со всего города стекались люди, которые по воле обстоятельств оказались без крыши над головой. Двери этого красивого, современного здания всегда были открыты перед городскими нищими и бездомными: здесь располагался ночлежный приют, построенный на средства богатого и известного нижегородского купца Николая Александровича Бугрова.
Этот бесплатный приют для неимущих стал одним из самых крупных в России конца девятнадцатого-начала двадцатого века. В нём могли одновременно разместиться более тысячи человек; каждому был гарантирован ночлег, тарелка горячих щей и стакан чаю с хлебом. Писателю Максиму Горькому в годы его юношеских скитаний не раз довелось побывать в ночлежном приюте Бугрова. Он вспоминал о том, что к оставшимся без крова беднякам там всегда относились с заботой и участием.
Купец Николай Александрович Бугров, владелец крупных мукомольных предприятий и пароходной компании, занялся благотворительностью в возрасте тридцати шести лет, когда, овдовев и похоронив троих детей, решил больше не заводить семью, а полностью посвятить себя богоугодному делу служения людям. Как писала о нём в те годы нижегородская пресса, Бугров «всю свою любовь и заботы перенес на бедный люд». Семьдесят пять тысяч рублей, которые Николай Александрович потратил на строительство своего ночлежного приюта, считались по тем временам суммой более чем солидной. И всё же это была лишь капля в море добрых дел, которые совершил за свою жизнь этот сострадательный и щедрый человек.
В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году ровно столько же Бугров вложил в строительство Нижегородского Вдовьего дома - приюта для матерей-одиночек и женщин с детьми, потерявших супруга-кормильца. В доме располагались двадцать отдельных квартир, баня и прачечная; дети посещали школу и ремесленное училище.
Еще через несколько лет в Нижегородской губернии на средства Николая Бугрова были открыты сразу несколько богаделен – в деревнях Филипповке, Малиновке и в селе Городец. В среднем на строительство каждой из них купец потратил около ста тысяч рублей. Существовали богадельни на проценты с капитала, выделенного Бугровым специально для этих целей. При богадельнях были устроены домовые церкви и часовня, на поддержание которых Бугров регулярно жертвовал немалые суммы.
Когда в Нижнем началось строительство Мариинского бесплатного родильного дома, Николай Бугров не стал дожидаться, пока к нему придут с просьбами о пожертвованиях. Он одним из первых внёс свою лепту в это нужное и благое начинание. Большую финансовую поддержку оказал он и Санаторию для бедных и неимущих чахоточных больных, который строился в те годы в Ессентуках на общественные средства.
Николай Александрович по-христиански свято чтил память своих родителей. В годовщины смерти отца и матери он устраивал поминальные обеды для бедных, щедро раздавал милостыню и жертвовал городским храмам на помин души усопших.
«Незабвенным благодетелем, кормителем сирых и вдовиц, утешителем в бедах сущих» называли Бугрова современники. С одинаковым уважением отзывались о нём в своих очерках такие разные писатели, как Максим Горький и Владимир Даль. Считается, что Николай Бугров потратил на благотворительные цели около десяти миллионов рублей. Однако некоторые его биографы склонны предполагать, что столько же, если не больше, он, как глубоко верующий человек, мог жертвовать тайно, не открывая своего имени. Как бы ни было, при жизни делам милосердия купец Бугров отдавал ровно половину своего дохода. И после смерти большую часть состояния он завещал истратить на помощь бедным и поддержание храмов.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер