В названии приволжского городка Плёс слышится отзвук волны, добежавшей до берега. В словарях происхождения слов так и пишут: «место, где плескает». Тем, кто бывал в этих красивейших местах, вспомнится имя великого художника Исаака Левитана, который написал, живя в Плёсе, около двух сотен работ. Здесь стоит памятник живописцу, открыт его уютный дом-музей. Левитан — безусловный «гений места». Но не единственный. Имя второго «гения Плёса» известно пока только пристрастным читателям и краеведам, но, слава Богу, оно понемногу возвращается из забвения. Это имя поэта, прозаика, литературного критика и охотника Николая Смирнова.
В родных местах, как в тёплом отчем доме,
Опять брожу вечернею порой,
И тихо кланяюсь — и церковке на всхолмье,
И русской дали нежно-голубой,
И полевому чистому простору,
И васильку на жёлтой борозде,
И дальнему таинственному бору,
И одинокой северной звезде.
На тихой Волге, под закатным светом,
Плывёт буксир, раскатисто трубя.
На родине печальным поздним летом
Встречаю вновь далёкого — себя...
Николай Смирнов, «В родных местах...». Плёс, 1964-й год.
Из тех, кто помогает возвращению имени и произведений самобытного писателя Николая Смирнова, назову филолога и краеведа Анну Гайдамак. Из составленного ею сборника «Поклон Плёсу» мы и слушаем сегодня смирновские стихи. Которые, добавим, он писал всегда только здесь, в Плёсе. Они рождены и одухотворены этим местом.
У писателя Николая Смирнова была долгая, драматичная и счастливая жизнь.
Он родился в скромной купеческой семье в конце 19-го века, и отошёл к Господу в 1978-м, прожив ровно восемь десятилетий. В литературе навсегда останется его классическая книга «Золотой Плёс» и славная «охотничья проза».
В 1930-е годы этот состоявшийся литератор, сотрудник журнала «Новый мир», пережил и сталинские лагеря, куда ему, между прочим, писал ободряющие письма поэт Борис Пастернак. По возвращении с каторги, Смирнов долго переписывался с писателями русского зарубежья и вдовой Ивана Бунина... Ему доверяли читать свои рукописи Лев Кассиль и Михаил Пришвин, начинающие Василий Шукшин и Василий Белов. Он всегда и во всём наследовал классической русской литературе.
Добавлю также, что Николай Павлович Смирнов был верующим, духовным человеком.
Как деревья спелыми плодами
От подножья до глухих вершин, —
Дни мои унизаны грехами...
И стою я в светлом Божьем Храме,
Словно в дом пришедший блудный сын.
Голубой осенний тихий вечер,
Алый ослепительный закат,
Теплятся, потрескивая, свечи
И мерцает мирный блеск лампад...
Одиноко, в уголке, в приделе,
Всем чужой, измученный тоскою,
Я стою, молюсь, крестясь несмело,
Слабо и дрожащею рукою.
Господи, прости мое неверье
И растепли веры огонёк,
Распахни мне замкнутые двери
В светлый и таинственный Чертог.
Николай Смирнов, из стихотворения «Как деревья спелыми плодами...».
К имени этого певца приволжского Плёса, уверен, мы вернёмся. Поговорим, когда-нибудь, Бог даст, и о его чудесной прозе. Понадеюсь ещё, что его «малая родина» отметит своего «гения места» — в самом недалёком будущем.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!