
В названии приволжского городка Плёс слышится отзвук волны, добежавшей до берега. В словарях происхождения слов так и пишут: «место, где плескает». Тем, кто бывал в этих красивейших местах, вспомнится имя великого художника Исаака Левитана, который написал, живя в Плёсе, около двух сотен работ. Здесь стоит памятник живописцу, открыт его уютный дом-музей. Левитан — безусловный «гений места». Но не единственный. Имя второго «гения Плёса» известно пока только пристрастным читателям и краеведам, но, слава Богу, оно понемногу возвращается из забвения. Это имя поэта, прозаика, литературного критика и охотника Николая Смирнова.
В родных местах, как в тёплом отчем доме,
Опять брожу вечернею порой,
И тихо кланяюсь — и церковке на всхолмье,
И русской дали нежно-голубой,
И полевому чистому простору,
И васильку на жёлтой борозде,
И дальнему таинственному бору,
И одинокой северной звезде.
На тихой Волге, под закатным светом,
Плывёт буксир, раскатисто трубя.
На родине печальным поздним летом
Встречаю вновь далёкого — себя...
Николай Смирнов, «В родных местах...». Плёс, 1964-й год.
Из тех, кто помогает возвращению имени и произведений самобытного писателя Николая Смирнова, назову филолога и краеведа Анну Гайдамак. Из составленного ею сборника «Поклон Плёсу» мы и слушаем сегодня смирновские стихи. Которые, добавим, он писал всегда только здесь, в Плёсе. Они рождены и одухотворены этим местом.
У писателя Николая Смирнова была долгая, драматичная и счастливая жизнь.
Он родился в скромной купеческой семье в конце 19-го века, и отошёл к Господу в 1978-м, прожив ровно восемь десятилетий. В литературе навсегда останется его классическая книга «Золотой Плёс» и славная «охотничья проза».
В 1930-е годы этот состоявшийся литератор, сотрудник журнала «Новый мир», пережил и сталинские лагеря, куда ему, между прочим, писал ободряющие письма поэт Борис Пастернак. По возвращении с каторги, Смирнов долго переписывался с писателями русского зарубежья и вдовой Ивана Бунина... Ему доверяли читать свои рукописи Лев Кассиль и Михаил Пришвин, начинающие Василий Шукшин и Василий Белов. Он всегда и во всём наследовал классической русской литературе.
Добавлю также, что Николай Павлович Смирнов был верующим, духовным человеком.
Как деревья спелыми плодами
От подножья до глухих вершин, —
Дни мои унизаны грехами...
И стою я в светлом Божьем Храме,
Словно в дом пришедший блудный сын.
Голубой осенний тихий вечер,
Алый ослепительный закат,
Теплятся, потрескивая, свечи
И мерцает мирный блеск лампад...
Одиноко, в уголке, в приделе,
Всем чужой, измученный тоскою,
Я стою, молюсь, крестясь несмело,
Слабо и дрожащею рукою.
Господи, прости мое неверье
И растепли веры огонёк,
Распахни мне замкнутые двери
В светлый и таинственный Чертог.
Николай Смирнов, из стихотворения «Как деревья спелыми плодами...».
К имени этого певца приволжского Плёса, уверен, мы вернёмся. Поговорим, когда-нибудь, Бог даст, и о его чудесной прозе. Понадеюсь ещё, что его «малая родина» отметит своего «гения места» — в самом недалёком будущем.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер