Выдающийся врач Николай Александрович Семашко, ученик Сеченова и Склифосовского, в 1901 году получил диплом с отличием медицинского факультета Московского университета. В 1917 он вошёл в состав правительства в должности народного комиссара здравоохранения.
Николай Александрович с детства мечтал стать доктором. Проведя детство среди крестьян, Николай Семашко уже тогда видел боль и смерть: самым глубоким впечатлением тех лет он называл частые похороны крестьянских детей. Впоследствии, связав свою жизнь с медициной, Николай Александрович способствовал открытию даже в самых отдаленных селах медпунктов, молочных кухонь, женских консультаций и появлению других нововведений.
Главный врач страны, всегда стремившийся сделать для людей как можно больше, не жалел себя и в последние дни своей жизни, работая до 12 ночи каждый день, несмотря на тяжелую болезнь.
Какое произведение в 1921 году написал поэт Корней Чуковский под впечатлением от деятельности Николая Александровича, апологета личной гигиены и здорового образа жизни? И как связано имя Николая Семашко с курортным лечением?

«Что такое курорты и как на них лечиться» — колхозники из отдалённого сибирского села вертели в руках брошюрку с удивительным и непонятным названием. Те из них, кто умел читать, объясняли остальным: в книжечке написано, что есть такие места, где можно отдыхать и при этом поправлять своё здоровье. Купаться в море на юге, например. Или пить целебную воду из источников на Кавказе. Крестьяне недоверчиво качали головами. Никто из них ни моря, ни Кавказа не видел. Тяжёлый каждодневный труд подрывал их здоровье, и другой жизни они не знали. Но теперь какой-то важный доктор из самой Москвы говорит, что каждый из них не просто может, но и должен хотя бы раз в году отдохнуть и подлечиться.
Статью о доступном для всех курортном лечении написал в 1924 году Николай Александрович Семашко — врач и народный комиссар здравоохранения Советского Союза. Семашко вошёл в историю как создатель государственной системы здравоохранения. Настолько эффективной, что, наша современная медицина до сих пор опирается именно на неё.
Стать доктором Николай мечтал с детства. Будущий реформатор отечественного здравоохранения родился в Орловской губернии, в небольшой деревеньке Ливенское. «Детство провёл среди крестьян. Жизнь столкнула меня со всеми их нуждами, радостями и печалями», — писал Семашко в автобиографии. Самым глубоким и горьким впечатлением тех лет Николай Александрович называл похороны крестьянских детей. Они умирали часто — потому что за ближайшим доктором нужно было посылать в губернский город за несколько десятков вёрст. Часто врач просто не успевал приехать вовремя. Да и был он в их уезде один на 42 тысячи душ населения. Николай зачитывался трудами Ломоносова. И полностью соглашался с великим учёным: залог сильного государства — в «сбережении его народа». Семашко твёрдо решил: он станет доктором. После окончания гимназии юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Его учителями были мировые светила науки — Сеченов, Склифосовский. В 1901 году молодой специалист Семашко получил диплом с отличием.
Когда в 1917-м произошла Октябрьская революция, Николай Александрович поддержал новую власть. Более того, он вошёл в состав правительства — в должности народного комиссара здравоохранения. Другими словами, стал самым главным врачом страны. Россию в то время лихорадило не только в политическом смысле, но и в самом прямом. Свирепствовали эпидемии — тиф, испанка, холера. Даже на фоне хаоса Гражданской войны Семашко сумел организовать необходимые противоэпидемические мероприятия. С его подачи в стране были построены несколько заводов по производству дезинфицирующих средств и усилена пропаганда личной гигиены. Популярностью пользовались грампластинки с записью речей Семашко. Под впечатлением от деятельности наркома здравоохранения поэт Корней Иванович Чуковский написал в 1921 году свою знаменитую поэму «Мойдодыр».
Медпункты в сёлах, даже самых отдалённых, бесплатные молочные кухни для новорождённых и женские консультации, служба скорой медицинской помощи, станции переливания крови и санэпидемстанции, организация курортного и санаторного отдыха — вот лишь малая толика тех достижений, которых сумел добиться Николай Александрович в самые короткие сроки. А главное, все эти и многие другие учреждения стали работать в единой слаженной системе — народном здравоохранении. Впоследствии эта система получила имя в честь её создателя, доктора Николая Семашко.
До последней минуты жизни, несмотря на тяжёлую болезнь, Николай Александрович продолжал работать. В интервью журналу «Смена» он так описывал свой обычный распорядок дня: «Начинаю работу около 9 утра дома — планирую, пишу срочные статьи. Около 11 утра — в комиссариате. Около 2 часов дня — завтрак на 5–7 минут. В 5 часов — обед и отдых 15–20 минут. И снова — бодр до 12 ночи». Когда коллеги намекали Семашко, что неплохо бы ему и самому отправиться куда-нибудь на курорт, доктор только отмахивался. «Я хочу успеть сделать для людей как можно больше», — говорил он.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)