Выдающийся врач Николай Александрович Семашко, ученик Сеченова и Склифосовского, в 1901 году получил диплом с отличием медицинского факультета Московского университета. В 1917 он вошёл в состав правительства в должности народного комиссара здравоохранения.
Николай Александрович с детства мечтал стать доктором. Проведя детство среди крестьян, Николай Семашко уже тогда видел боль и смерть: самым глубоким впечатлением тех лет он называл частые похороны крестьянских детей. Впоследствии, связав свою жизнь с медициной, Николай Александрович способствовал открытию даже в самых отдаленных селах медпунктов, молочных кухонь, женских консультаций и появлению других нововведений.
Главный врач страны, всегда стремившийся сделать для людей как можно больше, не жалел себя и в последние дни своей жизни, работая до 12 ночи каждый день, несмотря на тяжелую болезнь.
Какое произведение в 1921 году написал поэт Корней Чуковский под впечатлением от деятельности Николая Александровича, апологета личной гигиены и здорового образа жизни? И как связано имя Николая Семашко с курортным лечением?

«Что такое курорты и как на них лечиться» — колхозники из отдалённого сибирского села вертели в руках брошюрку с удивительным и непонятным названием. Те из них, кто умел читать, объясняли остальным: в книжечке написано, что есть такие места, где можно отдыхать и при этом поправлять своё здоровье. Купаться в море на юге, например. Или пить целебную воду из источников на Кавказе. Крестьяне недоверчиво качали головами. Никто из них ни моря, ни Кавказа не видел. Тяжёлый каждодневный труд подрывал их здоровье, и другой жизни они не знали. Но теперь какой-то важный доктор из самой Москвы говорит, что каждый из них не просто может, но и должен хотя бы раз в году отдохнуть и подлечиться.
Статью о доступном для всех курортном лечении написал в 1924 году Николай Александрович Семашко — врач и народный комиссар здравоохранения Советского Союза. Семашко вошёл в историю как создатель государственной системы здравоохранения. Настолько эффективной, что, наша современная медицина до сих пор опирается именно на неё.
Стать доктором Николай мечтал с детства. Будущий реформатор отечественного здравоохранения родился в Орловской губернии, в небольшой деревеньке Ливенское. «Детство провёл среди крестьян. Жизнь столкнула меня со всеми их нуждами, радостями и печалями», — писал Семашко в автобиографии. Самым глубоким и горьким впечатлением тех лет Николай Александрович называл похороны крестьянских детей. Они умирали часто — потому что за ближайшим доктором нужно было посылать в губернский город за несколько десятков вёрст. Часто врач просто не успевал приехать вовремя. Да и был он в их уезде один на 42 тысячи душ населения. Николай зачитывался трудами Ломоносова. И полностью соглашался с великим учёным: залог сильного государства — в «сбережении его народа». Семашко твёрдо решил: он станет доктором. После окончания гимназии юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Его учителями были мировые светила науки — Сеченов, Склифосовский. В 1901 году молодой специалист Семашко получил диплом с отличием.
Когда в 1917-м произошла Октябрьская революция, Николай Александрович поддержал новую власть. Более того, он вошёл в состав правительства — в должности народного комиссара здравоохранения. Другими словами, стал самым главным врачом страны. Россию в то время лихорадило не только в политическом смысле, но и в самом прямом. Свирепствовали эпидемии — тиф, испанка, холера. Даже на фоне хаоса Гражданской войны Семашко сумел организовать необходимые противоэпидемические мероприятия. С его подачи в стране были построены несколько заводов по производству дезинфицирующих средств и усилена пропаганда личной гигиены. Популярностью пользовались грампластинки с записью речей Семашко. Под впечатлением от деятельности наркома здравоохранения поэт Корней Иванович Чуковский написал в 1921 году свою знаменитую поэму «Мойдодыр».
Медпункты в сёлах, даже самых отдалённых, бесплатные молочные кухни для новорождённых и женские консультации, служба скорой медицинской помощи, станции переливания крови и санэпидемстанции, организация курортного и санаторного отдыха — вот лишь малая толика тех достижений, которых сумел добиться Николай Александрович в самые короткие сроки. А главное, все эти и многие другие учреждения стали работать в единой слаженной системе — народном здравоохранении. Впоследствии эта система получила имя в честь её создателя, доктора Николая Семашко.
До последней минуты жизни, несмотря на тяжёлую болезнь, Николай Александрович продолжал работать. В интервью журналу «Смена» он так описывал свой обычный распорядок дня: «Начинаю работу около 9 утра дома — планирую, пишу срочные статьи. Около 11 утра — в комиссариате. Около 2 часов дня — завтрак на 5–7 минут. В 5 часов — обед и отдых 15–20 минут. И снова — бодр до 12 ночи». Когда коллеги намекали Семашко, что неплохо бы ему и самому отправиться куда-нибудь на курорт, доктор только отмахивался. «Я хочу успеть сделать для людей как можно больше», — говорил он.
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











