Выдающийся врач Николай Александрович Семашко, ученик Сеченова и Склифосовского, в 1901 году получил диплом с отличием медицинского факультета Московского университета. В 1917 он вошёл в состав правительства в должности народного комиссара здравоохранения.
Николай Александрович с детства мечтал стать доктором. Проведя детство среди крестьян, Николай Семашко уже тогда видел боль и смерть: самым глубоким впечатлением тех лет он называл частые похороны крестьянских детей. Впоследствии, связав свою жизнь с медициной, Николай Александрович способствовал открытию даже в самых отдаленных селах медпунктов, молочных кухонь, женских консультаций и появлению других нововведений.
Главный врач страны, всегда стремившийся сделать для людей как можно больше, не жалел себя и в последние дни своей жизни, работая до 12 ночи каждый день, несмотря на тяжелую болезнь.
Какое произведение в 1921 году написал поэт Корней Чуковский под впечатлением от деятельности Николая Александровича, апологета личной гигиены и здорового образа жизни? И как связано имя Николая Семашко с курортным лечением?

«Что такое курорты и как на них лечиться» — колхозники из отдалённого сибирского села вертели в руках брошюрку с удивительным и непонятным названием. Те из них, кто умел читать, объясняли остальным: в книжечке написано, что есть такие места, где можно отдыхать и при этом поправлять своё здоровье. Купаться в море на юге, например. Или пить целебную воду из источников на Кавказе. Крестьяне недоверчиво качали головами. Никто из них ни моря, ни Кавказа не видел. Тяжёлый каждодневный труд подрывал их здоровье, и другой жизни они не знали. Но теперь какой-то важный доктор из самой Москвы говорит, что каждый из них не просто может, но и должен хотя бы раз в году отдохнуть и подлечиться.
Статью о доступном для всех курортном лечении написал в 1924 году Николай Александрович Семашко — врач и народный комиссар здравоохранения Советского Союза. Семашко вошёл в историю как создатель государственной системы здравоохранения. Настолько эффективной, что, наша современная медицина до сих пор опирается именно на неё.
Стать доктором Николай мечтал с детства. Будущий реформатор отечественного здравоохранения родился в Орловской губернии, в небольшой деревеньке Ливенское. «Детство провёл среди крестьян. Жизнь столкнула меня со всеми их нуждами, радостями и печалями», — писал Семашко в автобиографии. Самым глубоким и горьким впечатлением тех лет Николай Александрович называл похороны крестьянских детей. Они умирали часто — потому что за ближайшим доктором нужно было посылать в губернский город за несколько десятков вёрст. Часто врач просто не успевал приехать вовремя. Да и был он в их уезде один на 42 тысячи душ населения. Николай зачитывался трудами Ломоносова. И полностью соглашался с великим учёным: залог сильного государства — в «сбережении его народа». Семашко твёрдо решил: он станет доктором. После окончания гимназии юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Его учителями были мировые светила науки — Сеченов, Склифосовский. В 1901 году молодой специалист Семашко получил диплом с отличием.
Когда в 1917-м произошла Октябрьская революция, Николай Александрович поддержал новую власть. Более того, он вошёл в состав правительства — в должности народного комиссара здравоохранения. Другими словами, стал самым главным врачом страны. Россию в то время лихорадило не только в политическом смысле, но и в самом прямом. Свирепствовали эпидемии — тиф, испанка, холера. Даже на фоне хаоса Гражданской войны Семашко сумел организовать необходимые противоэпидемические мероприятия. С его подачи в стране были построены несколько заводов по производству дезинфицирующих средств и усилена пропаганда личной гигиены. Популярностью пользовались грампластинки с записью речей Семашко. Под впечатлением от деятельности наркома здравоохранения поэт Корней Иванович Чуковский написал в 1921 году свою знаменитую поэму «Мойдодыр».
Медпункты в сёлах, даже самых отдалённых, бесплатные молочные кухни для новорождённых и женские консультации, служба скорой медицинской помощи, станции переливания крови и санэпидемстанции, организация курортного и санаторного отдыха — вот лишь малая толика тех достижений, которых сумел добиться Николай Александрович в самые короткие сроки. А главное, все эти и многие другие учреждения стали работать в единой слаженной системе — народном здравоохранении. Впоследствии эта система получила имя в честь её создателя, доктора Николая Семашко.
До последней минуты жизни, несмотря на тяжёлую болезнь, Николай Александрович продолжал работать. В интервью журналу «Смена» он так описывал свой обычный распорядок дня: «Начинаю работу около 9 утра дома — планирую, пишу срочные статьи. Около 11 утра — в комиссариате. Около 2 часов дня — завтрак на 5–7 минут. В 5 часов — обед и отдых 15–20 минут. И снова — бодр до 12 ночи». Когда коллеги намекали Семашко, что неплохо бы ему и самому отправиться куда-нибудь на курорт, доктор только отмахивался. «Я хочу успеть сделать для людей как можно больше», — говорил он.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 20. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы читали в школе поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и многие помнят, что среди спорящих мужиков был тот, кто считал, что лучше всего живётся царю. В этом ответе воплотился очень глубокий и древний стереотип, исходя из которого царь, или шире правитель государства, обязательно должен быть богат и властен, а стало быть, и счастлив. Но кто же на самом деле может быть весел и счастлив? Ответ на этот вопрос звучит в 20-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Счастье, конечно, явление относительное. Один бывает счастлив от того, что нашёл на день еды, а другой от того, что купил очередное украшение или пополнил свою коллекцию живописи работой, о которой давно мечтал. Эти люди не поймут друг друга, потому что их миры невероятно далеки. Впрочем, если присмотреться к слову «счастье», оно окажется связано с идеей обладания чем-то хорошим, может быть, хорошей частью чего-то общего. Причём в обыденном сознании есть представления о том, что чем эта часть больше, тем лучше. Большинство из людей во все времена и во всех странах жило довольно просто и простому человеку казалось, что счастье в богатстве. Из этих представлений рождались мечты о том, чтобы быстро разбогатеть, как в известной сказке Шарля Перо, из обладателя кота стать обладателем замка. И только обладатели замков хорошо знают, что они тоже могут быть несчастны и ищут счастья в чём-то другом.
Псалом, который мы сегодня услышали, представляет собой хвалебную песнь Богу, спасающему и поддерживающему царя. Примечательно, что хвала Творцу воздаётся за вполне понятные любому человеку вещи. Современному верующему, привыкшему к тому, в качестве главных нам стоит стремиться к духовным ценностям, этот акцент на ценностях бытовых может показаться странным. Например, царь благодарит Бога за поддержку во время войны, за победу и долгую жизнь. Господь услышал его и даровал ему, чего желало его сердце. Однако такое простое и в известном смысле бытовое изображение радости царя не должно удивлять. Потому что христианство на самом деле не против бытовой радости, не против долгой жизни и исполнения человеческих желаний. Оно против греха и забвения Бога. И эти акценты в псалме, конечно, самые главные.
Царь веселится, но веселится не своей силой, а силой Божьей. Царь рад спасению, но это спасение пришло от Бога. Даже просьба о жизни исполняется с лихвой, но именно потому, что только Господь может дать человеку жизнь во век века, то есть жизнь, превосходящую земную. Почему же всё это происходит? Почему царь счастлив и весел? Потому что всё своё упование, всю свою надежду царь возлагает на Бога и не сомневается в Его благости.
Псалом 20. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 20. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 20. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.
Как Новый год встретишь. Ольга Цой

Когда я ещё не воцерковилась, часто руководствовалась светской поговоркой: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь». Поэтому старалась отметить любимый праздник на должном уровне: в красивом платье, в кругу родных людей, за обильным хлебосольным столом. Под бой курантов, с неизменным салатом «Оливье», из года в год я провожала старый год и встречала новый почти одинаково. Пока не стала ходить в храм. Тогда правила поменялись.
Во-первых, я осознала, что тридцать первое декабря приходится на Рождественский пост. Тут уж про «Оливье» и прочие вкусности приходится забыть. Во-вторых, со временем сам праздник, Новый год, как-то стал отходить на второй план, уступая место долгожданному Рождеству Христову. Но все равно хотелось провести новогоднюю ночь по-особенному! Чтоб и праздник был, и радость, и чудеса, и подарки, и ночью не спать — всё, как в детстве.
И вот, решение, примирившее память детства и православные традиции, нашлось: в новогоднюю ночь я решила пойти на Божественную Литургию! Там и встретить Новый год.
Под вечер я красиво оделась и поехала в храм. Литургия — удивительное событие. Будто собираются самые близкие люди на Святую Трапезу. Получается, мы тоже собрались за столом, мы тоже празднуем, радуемся!
В полночь на улице стали раздаваться хлопки петард, вспышки салютов, громкие выкрики. Они казались такими далёкими, потусторонними и чужими. Ведь у нас в храме лилась молитва, пел хор, было спокойно и благодатно, не было мирской суеты.
Причастившись, в ночи мы поехали домой. Наверное, это было самое праздничное новолетие. Я почувствовала, что Господь благословил наступающий год. В ту ночь приоритеты были расставлены — я навсегда сохранила в памяти ощущение, когда стоишь в тишине с Богом и тебя не касается, не смущает бурный мир вокруг.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение