Подписание стратегически важного документа для Российской Империи в 1858 году — Айгунского договора, касающегося закрепления границы России с Китаем — заслуга и результат трудов Николая Николаевича. Несмотря на неважные межгосударственные отношения с Китаем, Николаю Николаевичу удалось преодолеть все восточные хитрости и защитить интересы нашей страны.
Родившись в 1809 году, Николай Николаевич Муравьёв уже в 1828-29 гг. участвовал в русско-турецкой войне. В 1831 году он подавлял польское восстание, а в 1838-44 гг. воевал против горцев на Кавказе, после чего оставил армию в чине генерал-майора. Именно Николай Николаевич, зарекомендовав себя на гражданской службе, впоследствии был назначен на должность генерал-губернатора Восточной Сибири.
Благодаря каким своим качествам Николаю Николаевичу, получившему титул графа за подписание Айгунского договора, удалось укрепить территории Приамурья? И какие вехи в бытность Николая Николаевича генерал-губернатором Восточной Сибири являются ключевыми?

Статный мужчина в простом крестьянском чекмене — шерстяном кафтане — прогуливался по живописному берегу Амура. Совсем недавно на эти земли приехали русские переселенцы. Ставропольские казаки, воронежские крестьяне. На пустынных когда-то местах появились деревни и сёла. На деревянном мостике полоскала в реке бельё молодая казачка. Человек в кафтане остановился и заговорил с женщиной. Спросил, хорошо ли ей живётся и нет ли в чём недостатка. Казачка охотно рассказала о том, как устроилась на новом месте. Она решила, что незнакомец — кто-то из вновь прибывших жителей села. И не догадывалась, что перед нею собственной персоной стоит сибирский генерал-губернатор, Николай Николаевич Муравьёв-Амурский.
Его называли Петром Великим восточной России. «Мальчишка полцарства получил!» — шептались при дворе, когда в 1847 году император Николай I назначил 37-летнего графа Муравьёва губернатором Восточной Сибири. Несмотря на действительно небольшой по меркам 19 века для губернаторской должности возраст, Николай Николаевич к новым обязанностям отнёсся со всей серьёзностью. Каждую неделю новый губернатор в своей иркутской резиденции проводил личный приём граждан. Не делал различия между чинами и сословиями, вопросы старался решать на месте, не откладывая в долгий ящик. «В муравьёвскую эпоху процветал град Иркутский. Всем нашлась работа и служба; жизнь совершенно изменилась», — писали историки. По инициативе Муравьёва был открыт Сибирский отдел Императорского Русского географического общества. Предпринятая им экспедиция на берега Амура стала отправной точкой в деле всей жизни Муравьёва — окончательного присоединения Дальнего востока к России. На эти обширные земли в то время серьёзно засматривались европейцы — англичане и французы. Император поставил Николаю Николаевичу условие: чтобы не пахло порохом. Завоевание Приамурья должно произойти мирным путём. А уж как это сделать — пусть думает сам Муравьёв. И он придумал!
Губернатор начал потихоньку заселять пустующие приамурские земли русскими переселенцами. «Когда по берегам дымят избы и кричат русские младенцы, многие вопросы решаются сами собой», — говорил Муравьёв. В мае 1858 года, когда русские уже вполне обжились на новом месте, губернатор начал переговоры с Китаем по вопросу о границе. Власти Поднебесной признали полное право русских на земли по берегам Амура — громадные пространства с богатейшими природными ресурсами и выходом к Тихому океану. «Не тщетно трудились мы: Амур стал достоянием России! Святая Православная Церковь молится за вас! Россия благодарит», — обратился Николай Николаевич Муравьёв к своим соратникам в тот памятный день. В честь грандиозной дипломатической победы приамурская русская крепость Усть-Зейск была переименована в город Благовещенск. А сибирского губернатора стали именовать Муравьёвым-Амурским.
В 1861 году Николай Николаевич вышел в отставку. Люди бежали за губернаторской коляской с криками: «Мы тебя, граф, не забудем! Не забудь и ты нас!». И Муравьёв не забывал. Последующим правителям Сибири он во всём помогал, давал дельные советы. В памяти тех, кто знал Муравьёва-Амурского, он остался таким, каким описал его однажды литератор Иван Александрович Гончаров: «Ни усталого взгляда, ни вялого движения... Какая энергия! Какая широта горизонтов и воля, для которой нет препятствий!».
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема