Имя Николая Мешкова в дореволюционной Перми было знакомо всем и каждому. Его дом на набережной Камы считался самым красивым зданием в городе. А состояние — самым огромным. Но пермяки восхищались совсем не миллионами Николая Васильевича. Мешков был знаменит своей добротой и щедростью.
Он родился в семье обанкротившегося купца. Учиться Коле не пришлось, он закончил всего один класс школы и оставил её — родителям нечем было платить за обучение. Николаю так и не удалось получить даже начального образования и всю жизнь потом он учился самостоятельно. Когда юноше было 19 лет, умер его отец. Мешков-старший спасал тонущего человека, простудился и уже не поднялся. Николай тоже не мог пройти мимо человека, попавшего в беду, не протянув ему руку помощи.
В 1871 году Мешков поступил на службу в крупную компанию «Товарищество Волго-Камского пароходства». Спустя семь лет он смог купить своё первое судно, стал частным предпринимателем-транспортником и со временем превратился в одного из крупнейших пароходовладельцев на Волге и Каме. Честный и добросовестный, Мешков имел прекрасную репутацию в деловых кругах. Его хорошо знали в Москве и Петербурге, на Урале и в Сибири. Чрезвычайно занятой человек, Николай Васильевич находил время помогать людям, и был одним из основных благотворителей Пермской губернии. Любой сбор средств на нужды детей-сирот, студентов, или учебных заведений начинался именно с Николая Васильевича. Он первым отмечался в подписных листах и уж за ним другие богатые люди жертвовали крупные суммы, стыдясь давать меньше, чем Мешков.
Николай Васильевич получил звание почётного гражданина Перми за то, что спас губернию от голода во время засухи 1891 года. На свои средства благотворитель купил и доставил в край 400 тысяч пудов зерна. Свой личный трёхэтажный особняк Мешков часто предоставлял для разных мероприятий. Там, например, проходили заседания учительских курсов.
Мешков организовал в городе курсы для сельских учителей и пригласил читать лекции лучших профессоров, финансируя учебный процесс из своего кармана. Он открывал библиотеки, не жалел денег на содержание народного училища, выплачивал стипендии двумстам бедным студентам и в критический момент поддержал издательство Павленкова, основавшего серию «Жизнь замечательных людей».
В то время в Перми не было университета. Его создание стало мечтой Мешкова. Он осуществил её во время Первой мировой войны. В городе открыли университет, причём Николай Васильевич передал ему полмиллиона рублей, несколько своих домов и возвёл специальное здание с пристройками для лабораторий. У учебного заведения была прекрасная библиотека — книги для неё Мешков покупал сам. Университетский музей археологии и искусств получил в дар от мецената великолепную коллекцию древностей и пять тысяч рублей на научные экспедиции по Уралу.
Современники Николая Васильевича, а он дружил с выдающимися людьми: Куприным, Шаляпиным, физиком Чаплыгиным считали, что жизнь Мешкова была ярким свидетельством того, что богатство не является орудием угнетения, а может служить благу народа. Кстати, сам Николай Васильевич, когда к нему обращались за помощью, давая нужную сумму, всегда говорил: «Спасибо, что доверились».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»