— Андрей Борисович, большое спасибо, что составили мне компанию! Эта командировка в Саратов стала для меня приятной неожиданностью.
— И я очень рад поездке! Давно хотел побывать в Саратовском художественном музее.
— С чего начнём знакомство с музеем?
— Я уже приметил одну картину — вон там, вдалеке. Даже отсюда хорошо видно, что на ней изображена красивая церковь.
— Давайте подойдём поближе. О, да это же работа Николая Алексеевича Касаткина! Полотно называется «Добрый дедушка».
— Если не ошибаюсь, Касаткин — один из последних представителей художников-передвижников. Был членом Императорской Академии художеств, работал иллюстратором в крупнейшем российском книжном издательстве Ивана Сытина...
— Всё верно! А ещё его называли «Некрасовым русской живописи» — за то, что в своих работах тонко и глубоко отражал внутренний мир простого народа.
— Издалека на картине «Добрый дедушка» виден только храм. А теперь, вблизи, стали заметны и фигуры людей. Вот торговка фруктами разложила прямо на земле корзины со своим товаром. Рядом стоит мальчик — явно ему очень хочется отведать ароматного яблочка. Но денег у паренька, кажется, нет. А старик с густой седой бородой, наверное, просто проходил мимо. Увидел мальчика и решил сделать доброе дело — угостить ребёнка.
— По тому, с каким восторгом мальчуган смотрит на старика, покупающего яблоки, можно предположить, что так оно и есть. Может быть, дедушка только что вышел из чудесного храма, на фоне которого происходит действие картины. В руках у него — книга, очень похожая на молитвенник или Библию.
— Вы знаете, я сейчас так живо себе всё это представил: закончилась Литургия, священник произнёс проповедь о любви к ближнему. Дедушка вышел на улицу вдохновлённый, а тут — этот паренёк и яблоки. И сердце старика откликнулось...
— Сам Николай Михайлович Касаткин, представляя в 1900 году своё полотно на выставке, говорил, что его вдохновила Евангельская заповедь о помощи ближнему. Хотя, на первый взгляд может показаться, что герой картины вроде бы и не совершает ничего особенного. Ну, подумаешь, купить мальчишке пару яблок...
— Думаю, здесь дело не в масштабе или какой-то уникальности поступка. Совсем наоборот — художник, кажется, хочет показать нам так называемую повседневную доброту. А она как раз чаще всего тихая и незаметная.
— Писатель Михаил Пришвин говорил, что доброта похожа на солнце, которое согревает душу человека. Кажется, именно это мы видим на картине Николая Касаткина «Добрый дедушка». Наверное, купив яблоки, старик сделал доброе дело не только мальчику. Смотрите, торговка тоже рада — ведь больше покупателей у неё нет. Кто знает — может быть, те несколько копеек, которые дедушка заплатил за фрукты, станут её единственным заработком в этот пасмурный осенний день. Во взгляде женщины читается благодарность.
— А ведь и правда, на картине — осень. Ветер разносит по земле кленовые листья. Герои тепло одеты. Знаете, Маргарита Константиновна, если бы не этот факт, я бы, пожалуй, связал сюжет картины с праздником Преображения Господня — Яблочным Спасом.
— Мысли мои читаете, Андрей Борисович! Да, хотя на полотне явно не август, есть в нём какое-то особенное праздничное настроение и тепло. А дедушка и мальчик похожи на героев моего любимого произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне»: маленького Ваню и его старшего друга, старичка Горкина. Помните, как в книге, накануне Преображения, они вместе ходили на базар за яблоками?
— Помню, помню! А вот мне старик с картины напомнил современного болгарского подвижника Дедушку Добри. Знаете такого?
— А как же! Дедушка Добри всю жизнь собирал милостыню, и жертвовал её храму. Я читала, что он очень любил детей и часто покупал им сладости. Так что, действительно — похож. И не только длинной седой бородой.
— А какая церковь на картине — просто невероятной, сказочной красоты. Словно резной расписной терем! Фигурная красно-белая кладка, множество шатровых куполов. Интересно, есть ли у такого чуда реальный прообраз?
— К сожалению, точно не известно. Но мне церковь кажется похожей на храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Возможно, этот московский храм вдохновил художника.
— Как бы то ни было, от полотна словно исходит теплота и свет. Их буквально ощущаешь! Прошу прощения за тавтологию, но у картины Николая Касаткина «Добрый дедушка» — очень добрый сюжет.
— И вдохновляющий!
Картину Николая Касаткина «Добрый дедушка» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер