— Андрей Борисович, большое спасибо, что составили мне компанию! Эта командировка в Саратов стала для меня приятной неожиданностью.
— И я очень рад поездке! Давно хотел побывать в Саратовском художественном музее.
— С чего начнём знакомство с музеем?
— Я уже приметил одну картину — вон там, вдалеке. Даже отсюда хорошо видно, что на ней изображена красивая церковь.
— Давайте подойдём поближе. О, да это же работа Николая Алексеевича Касаткина! Полотно называется «Добрый дедушка».
— Если не ошибаюсь, Касаткин — один из последних представителей художников-передвижников. Был членом Императорской Академии художеств, работал иллюстратором в крупнейшем российском книжном издательстве Ивана Сытина...
— Всё верно! А ещё его называли «Некрасовым русской живописи» — за то, что в своих работах тонко и глубоко отражал внутренний мир простого народа.
— Издалека на картине «Добрый дедушка» виден только храм. А теперь, вблизи, стали заметны и фигуры людей. Вот торговка фруктами разложила прямо на земле корзины со своим товаром. Рядом стоит мальчик — явно ему очень хочется отведать ароматного яблочка. Но денег у паренька, кажется, нет. А старик с густой седой бородой, наверное, просто проходил мимо. Увидел мальчика и решил сделать доброе дело — угостить ребёнка.
— По тому, с каким восторгом мальчуган смотрит на старика, покупающего яблоки, можно предположить, что так оно и есть. Может быть, дедушка только что вышел из чудесного храма, на фоне которого происходит действие картины. В руках у него — книга, очень похожая на молитвенник или Библию.
— Вы знаете, я сейчас так живо себе всё это представил: закончилась Литургия, священник произнёс проповедь о любви к ближнему. Дедушка вышел на улицу вдохновлённый, а тут — этот паренёк и яблоки. И сердце старика откликнулось...
— Сам Николай Михайлович Касаткин, представляя в 1900 году своё полотно на выставке, говорил, что его вдохновила Евангельская заповедь о помощи ближнему. Хотя, на первый взгляд может показаться, что герой картины вроде бы и не совершает ничего особенного. Ну, подумаешь, купить мальчишке пару яблок...
— Думаю, здесь дело не в масштабе или какой-то уникальности поступка. Совсем наоборот — художник, кажется, хочет показать нам так называемую повседневную доброту. А она как раз чаще всего тихая и незаметная.
— Писатель Михаил Пришвин говорил, что доброта похожа на солнце, которое согревает душу человека. Кажется, именно это мы видим на картине Николая Касаткина «Добрый дедушка». Наверное, купив яблоки, старик сделал доброе дело не только мальчику. Смотрите, торговка тоже рада — ведь больше покупателей у неё нет. Кто знает — может быть, те несколько копеек, которые дедушка заплатил за фрукты, станут её единственным заработком в этот пасмурный осенний день. Во взгляде женщины читается благодарность.
— А ведь и правда, на картине — осень. Ветер разносит по земле кленовые листья. Герои тепло одеты. Знаете, Маргарита Константиновна, если бы не этот факт, я бы, пожалуй, связал сюжет картины с праздником Преображения Господня — Яблочным Спасом.
— Мысли мои читаете, Андрей Борисович! Да, хотя на полотне явно не август, есть в нём какое-то особенное праздничное настроение и тепло. А дедушка и мальчик похожи на героев моего любимого произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне»: маленького Ваню и его старшего друга, старичка Горкина. Помните, как в книге, накануне Преображения, они вместе ходили на базар за яблоками?
— Помню, помню! А вот мне старик с картины напомнил современного болгарского подвижника Дедушку Добри. Знаете такого?
— А как же! Дедушка Добри всю жизнь собирал милостыню, и жертвовал её храму. Я читала, что он очень любил детей и часто покупал им сладости. Так что, действительно — похож. И не только длинной седой бородой.
— А какая церковь на картине — просто невероятной, сказочной красоты. Словно резной расписной терем! Фигурная красно-белая кладка, множество шатровых куполов. Интересно, есть ли у такого чуда реальный прообраз?
— К сожалению, точно не известно. Но мне церковь кажется похожей на храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Возможно, этот московский храм вдохновил художника.
— Как бы то ни было, от полотна словно исходит теплота и свет. Их буквально ощущаешь! Прошу прощения за тавтологию, но у картины Николая Касаткина «Добрый дедушка» — очень добрый сюжет.
— И вдохновляющий!
Картину Николая Касаткина «Добрый дедушка» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер