
Николай Ге
Изображение: https://clck.ru/357QBH
Художник Николай Ге, встретив чудесную девушку Анну Забелло, почувствовал себя, по его собственным словам, «ужасно счастливым». Это было счастье длиной в 35 лет, наполненных любовью, переживаниями, победами и поражениями. И всю жизнь Анна оставалась главной вдохновительницей Ге.
Свою будущую жену студент петербургской академии Художеств впервые увидел в 1856-ом году. Правда, заочно он познакомился с ней раньше. Однокашником Ге был брат Анны — Пармен Забелло. Барышня жила на Украине и переписывалась с ним. Пармен однажды показал её письма Николаю. Ге восхитился слогом девушки, её серьёзным отношением к жизни. И тоже написал ей. Завязалась переписка. А личное знакомство состоялось, когда Николай в каникулы приехал на Украину. Там и вспыхнула любовь всей его жизни. Ге писал Анне из Петербурга, что она воплощённый идеал женщины: «Так вот и вижу этот идеал, созданный мной и найденный в тебе».
25-летний Ге рисовал радужную картину будущей семейной жизни: «Я знаю, дорогой мой друг Аничка, что ты не будешь хладнокровна к положению других. Мы не должны оставаться эгоистами, всеми силами будем стараться быть полезны и для других». Анна соглашалась с женихом и вскоре церковные колокола звенели в честь новобрачных Николая и Анны Ге.
После свадьбы они десять лет жили за границей. В Риме Анна родила двух сыновей. А ещё она много работала. И не у кого-нибудь, а у мужа: Николай писал — Анна позировала. В Россию Ге вернулся с полотном, которое сделало его знаменитым — «Тайной вечерей». Друзья художника с изумлением узнали в фигуре апостола Иоанна черты... Анны. То, что герои, похожие на неё, кочуют из картины в картину Николая, коллег сначала удивляло. Потом они поняли: причиной тому любовь. И хоть Анна не была классической красавицей, Ге видел в ней совершенство. Художник Мясоедов вспоминал: «с неё писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других».
После долгих творческих поисков Ге остановился на религиозной тематике, которая стала для него главной. В последние годы жизни художник писал картины только на евангельские сюжеты — «Выход с Тайной вечери», «Синедрион», «Иуда», «Распятие». К тому времени супруги уже переехали на Украину, купили хутор и построили домик. Уйти от шумного света Николай хотел давно. Но дети подрастали, получали образование. Так что уехать из Петербурга получилось только в 1875-ом году.
Ге занялись сельским хозяйством. Получалось у них далеко не всё, не хватало средств, накопились долги. Николай Николаевич расплачивался портретами. Он писал знаменитых на Украине адвокатов, политиков, врачей. Гонорары покрывали задолженности. Жизнь на хуторе была трудной. Ге хандрил. Супруга старалась его развлечь и всегда присутствовала в мастерской, когда муж работал. Ему постоянно требовались советы Анны Петровны. «Посмотри, что тут не так?», — спрашивал Николай Николаевич жену и всегда соглашался с её мнением. А для неё не было дней лучше, чем те, когда он бросал хозяйство и писал картину. «Всегда тогда такая тишина и спокойствие и точно ясная погода», — говорила Анна Петровна.
Она умерла от воспаления лёгких. Ге затосковал. Он писал своему другу Льву Толстому: «Остановить чувство я не в силах. Мне страшно тяжело, и, должно быть, будет так до конца моих дней. Прожив 35 лет, ни я, ни она наверно не знали, как мы срослись». Успокоение Ге находил только в чтении Евангелия, с ним он не расставался и говорил, что в этой книге есть всё, что нужно человеку.
«Не бойся, ангел мой, ты будешь великолепная жена, я не только верю в это, но я убеждён в этом» — писал когда-то Николай своей невесте Анечке. Он не ошибся, и она никогда не давала повода для разочарования, оставаясь для мужа, как он говорил, «божественной» и «святой».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема