
Николай Ге
Изображение: https://clck.ru/357QBH
Художник Николай Ге, встретив чудесную девушку Анну Забелло, почувствовал себя, по его собственным словам, «ужасно счастливым». Это было счастье длиной в 35 лет, наполненных любовью, переживаниями, победами и поражениями. И всю жизнь Анна оставалась главной вдохновительницей Ге.
Свою будущую жену студент петербургской академии Художеств впервые увидел в 1856-ом году. Правда, заочно он познакомился с ней раньше. Однокашником Ге был брат Анны — Пармен Забелло. Барышня жила на Украине и переписывалась с ним. Пармен однажды показал её письма Николаю. Ге восхитился слогом девушки, её серьёзным отношением к жизни. И тоже написал ей. Завязалась переписка. А личное знакомство состоялось, когда Николай в каникулы приехал на Украину. Там и вспыхнула любовь всей его жизни. Ге писал Анне из Петербурга, что она воплощённый идеал женщины: «Так вот и вижу этот идеал, созданный мной и найденный в тебе».
25-летний Ге рисовал радужную картину будущей семейной жизни: «Я знаю, дорогой мой друг Аничка, что ты не будешь хладнокровна к положению других. Мы не должны оставаться эгоистами, всеми силами будем стараться быть полезны и для других». Анна соглашалась с женихом и вскоре церковные колокола звенели в честь новобрачных Николая и Анны Ге.
После свадьбы они десять лет жили за границей. В Риме Анна родила двух сыновей. А ещё она много работала. И не у кого-нибудь, а у мужа: Николай писал — Анна позировала. В Россию Ге вернулся с полотном, которое сделало его знаменитым — «Тайной вечерей». Друзья художника с изумлением узнали в фигуре апостола Иоанна черты... Анны. То, что герои, похожие на неё, кочуют из картины в картину Николая, коллег сначала удивляло. Потом они поняли: причиной тому любовь. И хоть Анна не была классической красавицей, Ге видел в ней совершенство. Художник Мясоедов вспоминал: «с неё писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других».
После долгих творческих поисков Ге остановился на религиозной тематике, которая стала для него главной. В последние годы жизни художник писал картины только на евангельские сюжеты — «Выход с Тайной вечери», «Синедрион», «Иуда», «Распятие». К тому времени супруги уже переехали на Украину, купили хутор и построили домик. Уйти от шумного света Николай хотел давно. Но дети подрастали, получали образование. Так что уехать из Петербурга получилось только в 1875-ом году.
Ге занялись сельским хозяйством. Получалось у них далеко не всё, не хватало средств, накопились долги. Николай Николаевич расплачивался портретами. Он писал знаменитых на Украине адвокатов, политиков, врачей. Гонорары покрывали задолженности. Жизнь на хуторе была трудной. Ге хандрил. Супруга старалась его развлечь и всегда присутствовала в мастерской, когда муж работал. Ему постоянно требовались советы Анны Петровны. «Посмотри, что тут не так?», — спрашивал Николай Николаевич жену и всегда соглашался с её мнением. А для неё не было дней лучше, чем те, когда он бросал хозяйство и писал картину. «Всегда тогда такая тишина и спокойствие и точно ясная погода», — говорила Анна Петровна.
Она умерла от воспаления лёгких. Ге затосковал. Он писал своему другу Льву Толстому: «Остановить чувство я не в силах. Мне страшно тяжело, и, должно быть, будет так до конца моих дней. Прожив 35 лет, ни я, ни она наверно не знали, как мы срослись». Успокоение Ге находил только в чтении Евангелия, с ним он не расставался и говорил, что в этой книге есть всё, что нужно человеку.
«Не бойся, ангел мой, ты будешь великолепная жена, я не только верю в это, но я убеждён в этом» — писал когда-то Николай своей невесте Анечке. Он не ошибся, и она никогда не давала повода для разочарования, оставаясь для мужа, как он говорил, «божественной» и «святой».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов