— Мама, ну где же картина Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре»?
— Сейчас найдём. Вот, смотри, у меня буклет есть — схема Ярославского художественного музея с указанием экспонатов.
— Если не возражаете, я вам помогу. Я только что любовался картиной Николая Дубовского, это совсем рядом — сюда, пожалуйста.
— О, спасибо большое, вы очень любезны!
— Но позвольте полюбопытствовать, почему вас заинтересовало именно это полотно?
— Сейчас объясню. Мне подружки на день рождения подарили набор для творчества «Картина по номерам». В него входит холст, расчерченный на участки под номерами и краски с теми же цифрами на коробочках. Нужно закрашивать каждый кусочек холста цветом, который соответствует номеру — и получится копия картины «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре».
— А я считаю, что нельзя механически собирать картину по кусочкам, как мозаику! Если рисуешь копию, важно увидеть подлинник мастера, попытаться понять его замысел. Потому я и предложила дочке пойти в музей, взглянуть на работу Николая Дубовского.
— А вот и картина, созданная художником в далёком 1910 году! Пожалуйста, любуйтесь.
— Да, тут есть чем полюбоваться! Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры великолепен, и художник с любовью запечатлел один из его уголков. Белокаменный храм, занимающий центральную часть полотна, восхищает строгими формами и невероятным размером. Своими куполами он, кажется, дотянулся до неба. А рядом с величавым исполином расположилась маленькая резная часовенка.
— Да, Успенский собор — самое большое здание Троице-Сергиевой лавры. Но торжественное величие этого храма ничуть не умаляет достоинств других построек монастыря. И надкладезная часовня на его строгом фоне выглядит особенно празднично и нарядно. Она тоже освящена в честь праздника Успения Божией Матери.
— А что такое «надкладезная»?
— Надкладезная — значит, расположенная над колодцем. Часовню построили в конце семнадцатого века у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды.
— А что за беседка изображена рядом с часовней?
— Эта изящная конструкция называется сень над крестом. Её установили в 1872 году. Под круглым куполом находится большая чугунная чаша с крестом посредине. В ёмкость поступает целебная вода из Успенского колодезя.
— А вот тут, слева, на картине ещё памятник какой-то виден. Не знаете, кому он посвящён?
— Знаю. Этот обелиск был установлен в 1792 году в честь четырёхсотлетия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. На высоком постаменте с четырёх сторон укреплены овальные медные доски с перечислением заслуг монастыря перед Родиной. Там написано, что в несчастливые для России времена татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей лавра содействовала сохранению Отечества.
— Троице-Сергиева лавра и в мирные годы всегда была духовной опорой для людей. Там особая атмосфера, особый дух.
— И Николай Дубовской подчеркнул этот бесспорный факт в своей картине «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре». Присмотритесь — снег на картине отливает розовым. В нём как будто отражается Успенская надкладезная часовня. Художник оттенил сам воздух лавры в цвет стен, которые хранят источник святой воды. И тем самым образно показал, что на всём пространстве монастыря лежит печать святости.
Картину Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном языке слово «святое», или «святыня», давно перестало ассоциироваться с религией. Святыней человек может назвать что-то очень для себя дорогое и важное. Иногда употребление этого слова даже не предполагает какого-то трепета, речь может идти просто о том, без чего нельзя обойтись. Например, кто-то может сказать: «Для меня выходные — это святое». Но что же такое «святыня» в изначальном своём смысле и как это слово понимается в христианстве? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Как известно, понимание любого текста зависит от того, в какой перспективе он читается. Иногда что-то важное можно понять, если обратиться к контексту главы, иногда к контексту всей евангельской истории. Однако отрывок, который мы только что услышали, обретает особенное звучание в контексте праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который мы празднуем сегодня.
Обращаясь к своим ученикам и желая объяснить им разницу Ветхого и Нового заветов, апостол Павел говорит об устройстве ветхозаветной скинии и о богослужении, которое было с нею связано. Он напоминает, что в ней было два особенных помещения: святое и святое святых, в котором хранилась главная святыня всего народа: Ковчег Завета, содержащий сосуд с манной небесной, расцветший жезл Аарона и скрижали завета, полученные Моисеем от Бога на Синае. В описании, данном апостолом Павлом, очень хорошо заметно классическое религиозное отношение к святыне. Мир оказывается разделён на профанное и сакральное, человеческое и божественное, и второе сокрыто от первого, спрятано от потребительского отношения, от грубого использования, от всего временного и в итоге смертного. Чтобы стать ближе к Святому необходимо было приготовиться и очиститься. Войти в Святое Святых мог вообще только первосвященник один раз в году. Через святыню людям открывалась божественная благодать, напоминающая о Боге, но Сам Бог был от них сокрыт. Да, в Ковчеге Завета хранились знаки Его милости — манна, которая помогла выжить в пустыне, жезл Ааронов как символ избранности левитов (колена рода священников) и скрижали Завета, содержащие заповеди, соблюдение которых помогало человеку оставаться в союзе с Богом. Но при этом само понятие святыни в Ветхом Завете указывает на недосягаемость Бога, который Свят и в этом смысле совершенно отделён от мира.
Почему же текст апостола Павла о ветхозаветных святынях читается в богородичный праздник? Потому что Бог, Который был совершенно отделён и воспринимался как бесконечно далёкий, получает через Деву Марию человеческую плоть и во всей полноте и реальности входит в нашу жизнь. Неслучайно и святыни, которые упоминает апостол, в Церковном Предании становятся символами Матери Божией. Она стала истинным сосудом с манной, потому что Христос — наша истинная пища, Она — жезл Аарона, потому что из Неё иссохшему миру воссияла новая жизнь, Она — скрижали Завета, потому что подлинно слагала слова Божии в Своём сердце.
Как же изменилось восприятие святыни в Новом Завете по сравнению с Ветхим? Неверно сказать, что традиционное понимание святыни не сохранилось. Как в Евангелиях, так и в иных новозаветных текстах упоминаются вещи и явления, освящённые благодатью. Однако Новый Завет предполагает и новое понимание святыни, радикально отличное от всего прежнего, ведь Тот, Кто единственно Свят по природе, от Кого происходит само понятие святыни, входит в наш мир и становится человеком, открывая каждому из нас путь к святости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры в помощь людям с ментальными нарушениями
Оксана Артеменко из Мурманска — куратор в проекте «Особые встречи». Он создан фондом Андрея Первозванного для поддержки людей с особенностями развития и расстройствами в ментальной сфере. Оксана и волонтёры из разных городов с помощью видеосвязи устраивают для подопечных из социальных учреждений онлайн-встречи. Дают им возможность общаться, осваивать важные для жизни навыки, творчески выражать себя, дистанционно бывать на экскурсиях, мастер-классах и других событиях. Также участники проекта навещают подопечных лично.
Оксана помогает особенным людям уже давно. В Мурманске женщина проводит для детей и взрослых с умственными нарушениями творческие, развивающие занятия. «К сожалению, многие не хотят с ними работать — не видят смысла. Да, они другие, но у них есть свои способности — кто-то вышивает, кто-то разбирается в технике и так далее. И, конечно, каждый просто нуждается в поддержке, добром слове и участии ближних», — говорит женщина.
О проекте «Особые встречи» Оксана узнала из соцсетей — увидела объявление о наборе добровольцев и откликнулась. Сегодня она организует дистанционные и живые встречи подопечных и волонтёров. «По видео связи мы разговариваем, вместе путешествуем и не только. Также с командой проекта мы навещаем детей и взрослых лично. В прошлом году сделали сюрприз для жителей интернатов в Московской области. Они были несказанно рады увидеть нас вне экрана. Мы вместе пели, танцевали, играли. Очень тёплые воспоминания», — делится Оксана Артеменко.
Присоединяйтесь к волонтёрскому проекту «Особые встречи» и наполняйте жизнь особенных людей творчеством и радостью. Узнать об этом больше можно в группе «Особые встречи» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/vstrechafap
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
У нас в студии была старший научный сотрудник Института мировой литературы, кандидат филологических наук Елена Антонова.
Разговор шел о судьбе и творчестве писателя, журналиста, военного корреспондента Андрея Платоновича Платонова и о том, как в его произведениях отразилась история первой половины 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов