— Мама, ну где же картина Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре»?
— Сейчас найдём. Вот, смотри, у меня буклет есть — схема Ярославского художественного музея с указанием экспонатов.
— Если не возражаете, я вам помогу. Я только что любовался картиной Николая Дубовского, это совсем рядом — сюда, пожалуйста.
— О, спасибо большое, вы очень любезны!
— Но позвольте полюбопытствовать, почему вас заинтересовало именно это полотно?
— Сейчас объясню. Мне подружки на день рождения подарили набор для творчества «Картина по номерам». В него входит холст, расчерченный на участки под номерами и краски с теми же цифрами на коробочках. Нужно закрашивать каждый кусочек холста цветом, который соответствует номеру — и получится копия картины «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре».
— А я считаю, что нельзя механически собирать картину по кусочкам, как мозаику! Если рисуешь копию, важно увидеть подлинник мастера, попытаться понять его замысел. Потому я и предложила дочке пойти в музей, взглянуть на работу Николая Дубовского.
— А вот и картина, созданная художником в далёком 1910 году! Пожалуйста, любуйтесь.
— Да, тут есть чем полюбоваться! Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры великолепен, и художник с любовью запечатлел один из его уголков. Белокаменный храм, занимающий центральную часть полотна, восхищает строгими формами и невероятным размером. Своими куполами он, кажется, дотянулся до неба. А рядом с величавым исполином расположилась маленькая резная часовенка.
— Да, Успенский собор — самое большое здание Троице-Сергиевой лавры. Но торжественное величие этого храма ничуть не умаляет достоинств других построек монастыря. И надкладезная часовня на его строгом фоне выглядит особенно празднично и нарядно. Она тоже освящена в честь праздника Успения Божией Матери.
— А что такое «надкладезная»?
— Надкладезная — значит, расположенная над колодцем. Часовню построили в конце семнадцатого века у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды.
— А что за беседка изображена рядом с часовней?
— Эта изящная конструкция называется сень над крестом. Её установили в 1872 году. Под круглым куполом находится большая чугунная чаша с крестом посредине. В ёмкость поступает целебная вода из Успенского колодезя.
— А вот тут, слева, на картине ещё памятник какой-то виден. Не знаете, кому он посвящён?
— Знаю. Этот обелиск был установлен в 1792 году в честь четырёхсотлетия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. На высоком постаменте с четырёх сторон укреплены овальные медные доски с перечислением заслуг монастыря перед Родиной. Там написано, что в несчастливые для России времена татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей лавра содействовала сохранению Отечества.
— Троице-Сергиева лавра и в мирные годы всегда была духовной опорой для людей. Там особая атмосфера, особый дух.
— И Николай Дубовской подчеркнул этот бесспорный факт в своей картине «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре». Присмотритесь — снег на картине отливает розовым. В нём как будто отражается Успенская надкладезная часовня. Художник оттенил сам воздух лавры в цвет стен, которые хранят источник святой воды. И тем самым образно показал, что на всём пространстве монастыря лежит печать святости.
Картину Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема