Николай Дубовской. «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Дубовской. «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре»

* Поделиться

— Мама, ну где же картина Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре»?

— Сейчас найдём. Вот, смотри, у меня буклет есть — схема Ярославского художественного музея с указанием экспонатов.

— Если не возражаете, я вам помогу. Я только что любовался картиной Николая Дубовского, это совсем рядом — сюда, пожалуйста.

— О, спасибо большое, вы очень любезны!

— Но позвольте полюбопытствовать, почему вас заинтересовало именно это полотно?

— Сейчас объясню. Мне подружки на день рождения подарили набор для творчества «Картина по номерам». В него входит холст, расчерченный на участки под номерами и краски с теми же цифрами на коробочках. Нужно закрашивать каждый кусочек холста цветом, который соответствует номеру — и получится копия картины «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре».

— А я считаю, что нельзя механически собирать картину по кусочкам, как мозаику! Если рисуешь копию, важно увидеть подлинник мастера, попытаться понять его замысел. Потому я и предложила дочке пойти в музей, взглянуть на работу Николая Дубовского.

— А вот и картина, созданная художником в далёком 1910 году! Пожалуйста, любуйтесь.

— Да, тут есть чем полюбоваться! Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры великолепен, и художник с любовью запечатлел один из его уголков. Белокаменный храм, занимающий центральную часть полотна, восхищает строгими формами и невероятным размером. Своими куполами он, кажется, дотянулся до неба. А рядом с величавым исполином расположилась маленькая резная часовенка.

— Да, Успенский собор — самое большое здание Троице-Сергиевой лавры. Но торжественное величие этого храма ничуть не умаляет достоинств других построек монастыря. И надкладезная часовня на его строгом фоне выглядит особенно празднично и нарядно. Она тоже освящена в честь праздника Успения Божией Матери.

— А что такое «надкладезная»?

— Надкладезная — значит, расположенная над колодцем. Часовню построили в конце семнадцатого века у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды.

— А что за беседка изображена рядом с часовней?

— Эта изящная конструкция называется сень над крестом. Её установили в 1872 году. Под круглым куполом находится большая чугунная чаша с крестом посредине. В ёмкость поступает целебная вода из Успенского колодезя.

— А вот тут, слева, на картине ещё памятник какой-то виден. Не знаете, кому он посвящён?

— Знаю. Этот обелиск был установлен в 1792 году в честь четырёхсотлетия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. На высоком постаменте с четырёх сторон укреплены овальные медные доски с перечислением заслуг монастыря перед Родиной. Там написано, что в несчастливые для России времена татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей лавра содействовала сохранению Отечества.

— Троице-Сергиева лавра и в мирные годы всегда была духовной опорой для людей. Там особая атмосфера, особый дух.

— И Николай Дубовской подчеркнул этот бесспорный факт в своей картине «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре». Присмотритесь — снег на картине отливает розовым. В нём как будто отражается Успенская надкладезная часовня. Художник оттенил сам воздух лавры в цвет стен, которые хранят источник святой воды. И тем самым образно показал, что на всём пространстве монастыря лежит печать святости.

Картину Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» можно увидеть в Ярославском художественном музее.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем