— Андрей, ты знаешь, а я ведь впервые в Новочеркасске! Рядом, в Ростове-на-Дону, много раз бывал. А в этот замечательный городок заезжать почему-то не доводилось.
— Да я и сам здесь в первый раз. Между прочим, Виктор, Новочеркасск — не просто городок, а казачья столица.
— Это я уже понял! Как-никак, мы с тобой целый час ходим по Новочеркасскому музею истории донского казачества. Любопытное место. Я столько интересного успел узнать. Но, кажется, ты хотел показать мне что-то особенное?
— Верно! В коллекции музея есть удивительная картина. Однажды увидел её репродукцию в художественном календаре. И с тех пор всё мечтал посмотреть на полотно своими глазами. Оно должно быть в этом зале. Да, точно! Вижу его! Давай скорее подойдём поближе.
— Завораживающая картина! Кто же её написал? Сейчас посмотрим. Николай Дубовской. А называется полотно «Радуга».
— Николай Никанорович Дубовской был одним из талантливейших пейзажистов своего времени — конца 19-го — начала 20 века. Многие его работы удостаивались золотых медалей на отечественных и зарубежных выставках. Творчество художника высоко ценил коллекционер Павел Третьяков. Трудно сказать, почему вышло так, что сегодня имя Николая Дубовского многими позабыто.
— Я точно теперь не забуду. Такую красоту забыть просто невозможно! Какие невероятные краски, акценты, а главное — какое величие в простоте!
— Именно этот удивительный художественный дар Дубовского — видеть величие в обыденности — отмечали ещё его коллеги. Художник Яков Минченков, например, говорил, что в своих произведениях Николай Никанорович нащупывает и показывает зрителям грань и одновременно взаимосвязь между человеческим и Божественным.
— Андрей, может быть, я сейчас сделаю очень смелое сравнение, но, глядя на картину, я вспоминаю библейскую историю о Всемирном потопе. Помнишь, когда Ной с сыновьями после долгих дней плавания, наконец, вышел из ковчега, сам Бог заговорил с ним. Господь пообещал, что больше уже земля не будет опустошена потопом. И в подтверждение своих слов дал Ною знамение — радугу в небе.
— Помню эти библейские строки наизусть: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею».
— Сияющая радуга на картине Дубовского словно соединяет небо и землю. Прорвавшееся из-за туч солнце ярко освещает берег, хотя вокруг всё ещё темно от уходящей за горизонт грозы. Мгновение настолько потрясающее, что человек в лодке посреди реки бросил вёсла и встал во весь рост.
— Он буквально замер в благоговении. Кажется, ещё секунда — и снимет шапку, перекрестится. На своей картине «Радуга» Николай Дубовской, действительно, сумел показать Творца через красоту и величие Его творения. Кстати, формулируя принципы своего творчества, Николай Никанорович подчёркивал, что для него главное — духовное содержание, которое художник стремится передать зрителю через полотно.
— Андрей, извини, что возвращаюсь к земному. Но мне вдруг подумалось: уж не здешние ли места запечатлел на своей картине «Радуга» живописец? Посмотри, человек в лодке по одежде — самый настоящий донской казак.
— Утверждать не могу. Однако Николай Никанорович Дубовской родился и провёл детство здесь, в Новочеркасске. Отец его был потомственным донским казаком. Поэтому вполне вероятно, что художник мог изобразить на полотне родные места, которые очень любил.
— Вот видишь, Андрей, сколько всего в этой картине! Бог. Родина. А ещё — надежда. На то, что гроза обязательно пройдёт, снова выглянет солнце и всё будет хорошо.
Картину Николая Дубовского «Радуга» можно увидеть в Новочеркасском музее истории донского казачества.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 245 зач., III, 8-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из самых больших ошибок, которые может совершить человек по отношению к христианству, — это считать, что христианство лишь набор теоретических положений. Нет, теория в христианстве вытекает из практики, а потому дела имеют для христиан несравненно большее значение, чем слова. Именно по этой причине Христос все Свои слова подкреплял делами, а апостолы Христовы призывали поступать так, как поступали они сами. Такой призыв мы можем найти и в 3-й главе Послания апостола Павла к Филиппийцам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Сегодня, когда нам приходится говорить о вере во Христа, то мы приводим примеры тех людей, которых Церковь прославила как святых. Иногда примеры святых мы перемежаем с примерами ещё не прославленных подвижников, но никогда мы не станем указывать на себя самих как на некий эталон. Даже сама мысль о том, что можно поступить таким образом, кажется нам чем-то ужасно нескромным и совершенно невозможным, ну а тот, кто решит указывать на себя самого как на пример христианской жизни, будет воспринят нами как человек гордый и тщеславный.
Однако мы только что услышали, что апостол Павел поступил именно так, он указал на самого себя, его слова звучали так: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Можем ли мы обвинить апостола Павла в нескромности или же в неправильном отношении к самому себе?
Здесь нам следует вспомнить, что апостол писал эти слова по совершенно конкретному поводу: он боролся против уклонения своих адресатов в исполнение иудейского закона, тогда как сам Павел отказался от его соблюдения, и услышанные нами слова можно понимать как указание на этот факт. Именно так предлагал понимать эти слова апостола Павла преподобный Ефрем Сирин.
Конечно, понимание преподобного Ефрема — далеко не единственное, некоторые авторитетные толкователи видели в апостольских словах противодействие тем людям, которые вели безнравственную жизнь, в этом случае апостол Павел также мог совершенно спокойно указывать на себя как на противоположный пример.
Святитель Иоанн Златоуст пошёл в своём толковании дальше: он сказал, что «апостолы были образцом, заключая в себе черты, служащие как бы некоторым первообразом», а потому их жизнь была чрезвычайно строга, что и делало возможным ссылку на самих себя как на пример.
Очевидно, что такой образ жизни должен быть совершенно естественным для любого христианина. Да, достичь его непросто, но чем возвышеннее цель, тем интереснее путь. Апостолы Христовы указали нам цель, они проложили дорогу, осталось лишь захотеть пройти по их пути. Пусть же Бог вложит в наши сердца это стремление!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Дал еси достояние...» (Великий прокимен)
Во время богослужений в православных храмах перед чтением Евангелия или Апостола исполняются особые песнопения — прокимны. С греческого языка слово «прокимен» переводится как «предваряющий». Состоят прокимны из одной или нескольких строчек. Великим называется прокимен, состоящий из одного припева и 3-х строчек-возгласов. Великих прокимнов всего четыре. И исполняются они на вечернем богослужении накануне больших церковных праздников, а также во время Великого поста и на первой неделе после Пасхи — Светлой Седмице. Например, в первую, третью и пятую субботу Великого поста и один раз на вечерней службе накануне Светлой Субботы (то есть первой Субботы после Пасхи) в храмах поётся прокимен, текст которого взят из 60-го псалма пророка Давида. Припев его звучит так: «Дал мне наследие боящихся имени Твоего, Господи» или по-церковнославянски «Дал еси́ достоя́ние боя́щимся Тебе́ Го́споди». Под словом «достояние» подразумевается Царствие Небесное, которое по милости Божией снова открылось человечеству с приходом Спасителя. Давайте послушаем это песнопение в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря и попробуем разобраться, о чём оно.
Начинается молитвословие с того, что диакон или священник запевает припев, а хор повторяет его. Давайте послушаем первую часть песнопения.
Между припевами читающий возглашает стихи из Псалтыри. Первый стих звучит так: «От конца земли взываю к Тебе» или по-церковнославянски «От коне́ц земли́ к Тебе́ воззва́х». В этой строчке звучит призыв уповать на Бога буквально «даже находясь на краю земли», то есть в любой самой страшной ситуации. Хор отвечает на возглас припевом. Давайте послушаем вторую часть Великого прокимна.
Следующий стих прокимна звучит так: «Укроюсь под кровом крыльев Твоих» или по-церковнославянски: «Покры́юся в кро́ве кри́л Твои́х». Хор снова отвечает припевом. Послушаем третью часть Великого прокимна.
Песнопение завершается такими словами: «Я буду воспевать Имя Твоё во век» или по-церковнославянски «Та́ко воспою́ Имени Твоему́ во ве́ки». Хор в последний раз отвечает на возглас припевом «Дал еси́ достоя́ние боя́щимся Тебе́ Го́споди». Давайте послушаем четвёртую часть Великого прокимна.
Великий прокимен «Дал еси достояние» состоит всего лишь из четырёх коротких строчек, в которых заключён главный, на мой взгляд, принцип верующего человека: упование на Бога в любых, даже самых страшных обстоятельствах. Ведь Он как любящий Отец покрывает Своей заботой всех, взывающих к Нему. Он дал нам возможность вернуться к «достоянию нашему», то есть к Царству Небесному, которое некогда принадлежало человеку, но было утеряно им после грехопадения.
Давайте послушаем великий прокимен «Дал еси достояние» полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Буди, Господи, милость Твоя на нас» (прокимен 1-го гласа)
В богослужебном Уставе есть такое понятие — осмогласие, или по-гречески октоих. Это система восьми гласов или напевов, с использованием которых исполняются те или иные песнопения во время богослужения. Один из восьми гласов назначается в церковном календаре на богослужебную неделю или по-церковнославянски «седмицу». Так и говорят: «Седмица первого гласа», «седмица второго гласа» и так далее до восьмого. А потом — снова первый глас. На основе соответствующих гласам мелодий распеваются многие молитвы. Например, прокимны — короткие песнопения, которые исполняются перед чтением отрывков из Священного Писания. Само слово «прокимен» так и переводится с греческого языка — «предваряющий».
По воскресеньям во время литургии, когда нет большого церковного праздника, перед чтением Апостола исполняется воскресный прокимен одного из восьми гласов, в соответствии с церковным календарём.
Например, в неделю первого гласа исполняется прокимен, который начинается словами «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас».
Давайте вспомним, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Текст прокимна 1-го гласа взят из 17-го и 32-го псалмов царя Давида. Начинается он с того, что диакон или чтец возглашает припев, а хор повторяет его: «Да будет, Господи, милость Твоя на нас, / как мы уповаем на Тебя» или по-церковнославянски «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя».
Давайте послушаем первую часть песнопения.
Далее читающий возглашает стих, который по-церковнославянски звучит так: «Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́». А хор отвечает на это припевом. Давайте послушаем вторую часть.
Воскресный прокимен первого гласа завершается так: чтец или диакон начинает припев, а хор завершает его. Таким образом, всё песнопение представляет собой своеобразный диалог хора и чтеца, который заканчивается слиянием голосов в последнем припеве. Возникает ощущение ликования, радости в преддверии одной из торжественных минут богослужения — чтения отрывков из Апостола.
Предлагаю ещё раз послушать воскресный прокимен первого гласа в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы