
Фото: Ashe Walker / Unsplash
— Андрей, ты знаешь, а я ведь впервые в Новочеркасске! Рядом, в Ростове-на-Дону, много раз бывал. А в этот замечательный городок заезжать почему-то не доводилось.
— Да я и сам здесь в первый раз. Между прочим, Виктор, Новочеркасск — не просто городок, а казачья столица.
— Это я уже понял! Как-никак, мы с тобой целый час ходим по Новочеркасскому музею истории донского казачества. Любопытное место. Я столько интересного успел узнать. Но, кажется, ты хотел показать мне что-то особенное?
— Верно! В коллекции музея есть удивительная картина. Однажды увидел её репродукцию в художественном календаре. И с тех пор всё мечтал посмотреть на полотно своими глазами. Оно должно быть в этом зале. Да, точно! Вижу его! Давай скорее подойдём поближе.
— Завораживающая картина! Кто же её написал? Сейчас посмотрим. Николай Дубовской. А называется полотно «Радуга».
— Николай Никанорович Дубовской был одним из талантливейших пейзажистов своего времени — конца 19-го — начала 20 века. Многие его работы удостаивались золотых медалей на отечественных и зарубежных выставках. Творчество художника высоко ценил коллекционер Павел Третьяков. Трудно сказать, почему вышло так, что сегодня имя Николая Дубовского многими позабыто.
— Я точно теперь не забуду. Такую красоту забыть просто невозможно! Какие невероятные краски, акценты, а главное — какое величие в простоте!
— Именно этот удивительный художественный дар Дубовского — видеть величие в обыденности — отмечали ещё его коллеги. Художник Яков Минченков, например, говорил, что в своих произведениях Николай Никанорович нащупывает и показывает зрителям грань и одновременно взаимосвязь между человеческим и Божественным.
— Андрей, может быть, я сейчас сделаю очень смелое сравнение, но, глядя на картину, я вспоминаю библейскую историю о Всемирном потопе. Помнишь, когда Ной с сыновьями после долгих дней плавания, наконец, вышел из ковчега, сам Бог заговорил с ним. Господь пообещал, что больше уже земля не будет опустошена потопом. И в подтверждение своих слов дал Ною знамение — радугу в небе.
— Помню эти библейские строки наизусть: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею».
— Сияющая радуга на картине Дубовского словно соединяет небо и землю. Прорвавшееся из-за туч солнце ярко освещает берег, хотя вокруг всё ещё темно от уходящей за горизонт грозы. Мгновение настолько потрясающее, что человек в лодке посреди реки бросил вёсла и встал во весь рост.
— Он буквально замер в благоговении. Кажется, ещё секунда — и снимет шапку, перекрестится. На своей картине «Радуга» Николай Дубовской, действительно, сумел показать Творца через красоту и величие Его творения. Кстати, формулируя принципы своего творчества, Николай Никанорович подчёркивал, что для него главное — духовное содержание, которое художник стремится передать зрителю через полотно.
— Андрей, извини, что возвращаюсь к земному. Но мне вдруг подумалось: уж не здешние ли места запечатлел на своей картине «Радуга» живописец? Посмотри, человек в лодке по одежде — самый настоящий донской казак.
— Утверждать не могу. Однако Николай Никанорович Дубовской родился и провёл детство здесь, в Новочеркасске. Отец его был потомственным донским казаком. Поэтому вполне вероятно, что художник мог изобразить на полотне родные места, которые очень любил.
— Вот видишь, Андрей, сколько всего в этой картине! Бог. Родина. А ещё — надежда. На то, что гроза обязательно пройдёт, снова выглянет солнце и всё будет хорошо.
Картину Николая Дубовского «Радуга» можно увидеть в Новочеркасском музее истории донского казачества.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов