
Фото: Ashe Walker / Unsplash
— Андрей, ты знаешь, а я ведь впервые в Новочеркасске! Рядом, в Ростове-на-Дону, много раз бывал. А в этот замечательный городок заезжать почему-то не доводилось.
— Да я и сам здесь в первый раз. Между прочим, Виктор, Новочеркасск — не просто городок, а казачья столица.
— Это я уже понял! Как-никак, мы с тобой целый час ходим по Новочеркасскому музею истории донского казачества. Любопытное место. Я столько интересного успел узнать. Но, кажется, ты хотел показать мне что-то особенное?
— Верно! В коллекции музея есть удивительная картина. Однажды увидел её репродукцию в художественном календаре. И с тех пор всё мечтал посмотреть на полотно своими глазами. Оно должно быть в этом зале. Да, точно! Вижу его! Давай скорее подойдём поближе.
— Завораживающая картина! Кто же её написал? Сейчас посмотрим. Николай Дубовской. А называется полотно «Радуга».
— Николай Никанорович Дубовской был одним из талантливейших пейзажистов своего времени — конца 19-го — начала 20 века. Многие его работы удостаивались золотых медалей на отечественных и зарубежных выставках. Творчество художника высоко ценил коллекционер Павел Третьяков. Трудно сказать, почему вышло так, что сегодня имя Николая Дубовского многими позабыто.
— Я точно теперь не забуду. Такую красоту забыть просто невозможно! Какие невероятные краски, акценты, а главное — какое величие в простоте!
— Именно этот удивительный художественный дар Дубовского — видеть величие в обыденности — отмечали ещё его коллеги. Художник Яков Минченков, например, говорил, что в своих произведениях Николай Никанорович нащупывает и показывает зрителям грань и одновременно взаимосвязь между человеческим и Божественным.
— Андрей, может быть, я сейчас сделаю очень смелое сравнение, но, глядя на картину, я вспоминаю библейскую историю о Всемирном потопе. Помнишь, когда Ной с сыновьями после долгих дней плавания, наконец, вышел из ковчега, сам Бог заговорил с ним. Господь пообещал, что больше уже земля не будет опустошена потопом. И в подтверждение своих слов дал Ною знамение — радугу в небе.
— Помню эти библейские строки наизусть: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею».
— Сияющая радуга на картине Дубовского словно соединяет небо и землю. Прорвавшееся из-за туч солнце ярко освещает берег, хотя вокруг всё ещё темно от уходящей за горизонт грозы. Мгновение настолько потрясающее, что человек в лодке посреди реки бросил вёсла и встал во весь рост.
— Он буквально замер в благоговении. Кажется, ещё секунда — и снимет шапку, перекрестится. На своей картине «Радуга» Николай Дубовской, действительно, сумел показать Творца через красоту и величие Его творения. Кстати, формулируя принципы своего творчества, Николай Никанорович подчёркивал, что для него главное — духовное содержание, которое художник стремится передать зрителю через полотно.
— Андрей, извини, что возвращаюсь к земному. Но мне вдруг подумалось: уж не здешние ли места запечатлел на своей картине «Радуга» живописец? Посмотри, человек в лодке по одежде — самый настоящий донской казак.
— Утверждать не могу. Однако Николай Никанорович Дубовской родился и провёл детство здесь, в Новочеркасске. Отец его был потомственным донским казаком. Поэтому вполне вероятно, что художник мог изобразить на полотне родные места, которые очень любил.
— Вот видишь, Андрей, сколько всего в этой картине! Бог. Родина. А ещё — надежда. На то, что гроза обязательно пройдёт, снова выглянет солнце и всё будет хорошо.
Картину Николая Дубовского «Радуга» можно увидеть в Новочеркасском музее истории донского казачества.
Все выпуски программы: Краски России
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







