Николай Яковлевич Данилевский — ученый-ботаник, исследователь флоры и фауны самых разных уголков родной страны — сделал крупный научно-практический вклад в отечественное рыболовство, благодаря чему эта отрасль стала экономически выгодной для государства.
Весной 1863 года Николай Яковлевич приехал на Кубань в рамках особой экспедиции Министерства государственных ресурсов и Русского императорского географического общества: задача состояла в исследовании рыболовства в Азовском и Черном морях. Благодаря проделанной комплексной работе ученого, на Кубани появился рыбный завод, началось активное освоение лиманов. За свой труд Николай Яковлевич был удостоен Золотой медали Русского императорского географического общества и стал признанным специалистом в области отечественного рыбного хозяйства.
Какое еще особенное дарование было у Николая Яковлевича и что он называл высшим нравственным законом?

По волнам Азовского и Чёрного морей плавает рыболовецкое судно — сейнер «Николай Данилевский». Корабль носит это имя неслучайно. В середине XIX века Николай Яковлевич Данилевский приехал на Кубань и провёл там больше года, исследуя акваторию Черноморья и Азова. Данилевский был не только выдающимся мыслителем, историком и философом, автором знаменитого культурологического труда «Россия и Европа». В истории Отчества он оставил свой след ещё и как учёный-ботаник, естествоиспытатель, исследователь флоры и фауны самых разных уголков родной страны. Более тридцати лет своей жизни Данилевский провёл в научных экспедициях. Пожалуй, самый крупный научно-практический вклад Николай Яковлевич сделал в отечественное рыболовство. Во многом благодаря ему эта отрасль стала экономически выгодной для государства. Данилевский является автором первого всеобъемлющего российского законодательства о рыбной ловле. Оно превратило рыболовецкий промысел из стихийного в строго регулируемый и позволило сохранить и преумножить многие виды рыбы на столетия вперёд.
На Кубань Данилевский приехал весной 1863 года. Газета «Кубанские ведомости» опубликовало заметку о прибытии особой экспедиции Министерства государственных ресурсов и Русского императорского географического общества. «Экспедиция будет заниматься исследованием рыболовства в Азовском и Чёрном морях. Возглавляет её коллежский советник Николай Яковлевич Данилевский», — сообщало издание. За этой скупой информацией скрывалась интересная действительность. Данилевскому фактически в одиночку предстояло проделать работу, с которой даже сегодня справиться было бы под силу разве что целому научно-исследовательскому институту. Позже в своём отчёте учёный напишет: «Осенью 1863, весной и летом 1864 и осенью того же года объехал я все берега Азовского моря, на всём их протяжении почти со всеми вдающимися и выдающимися частями их очертания...». Данилевский останавливался в рыбацких посёлках, общался с рыбаками, собирал важную информацию. Местные жители были рады содействовать учёному из самого Петербурга. По их воспоминаниям, он оказался добрым и простым человеком, и горел своим делом. У экспедиции не было собственного транспорта. И рыбаки с радостью предоставляли Данилевскому для сухопутных поездок свои телеги и повозки, а для морских — лодки и ялики. Не раз Николай Яковлевич выходил вместе в ними в море на промысел. Благодаря работе учёного, на Кубани появился рыбный завод, началось активное освоение лиманов. Кубанская экспедиция была одной из крупнейших и имела огромное экономическое значение для российского государства. За свой труд Николай Яковлевич был удостоен Золотой медали Русского императорского географического общества и стал признанным специалистом в области отечественного рыбного хозяйства. По итогам экспедиции Данилевский опубликовал своё исследование «Описание рыболовства на Чёрном и Азовском морях». Любопытно, что книга пришлась по нраву не только узким специалистам. Так, например, известный библиофил и книжный коллекционер Николай Анофриев писал, что это подробнейшее изыскание написано таким чудесным языком, что читается как увлекательный рассказ.
Это, пожалуй, не удивительно — ведь Николай Данилевский был ещё и писателем. В своём фундаментальном историко-культурологическом труде «Россия и Европа» Николай Яковлевич отстаивает точку зрения на особый путь русской цивилизации как народа, объединённого верой в Бога и Православием. Трудам на благо народа и Отечества Данилевский посвятил и всю свою жизнь. «Самопожертвование есть высший нравственный закон», — писал он. А хорошо знавший Николая Яковлевича поэт и публицист Иван Аксаков говорил: «Беззаветная любовь к родине была в нём осмыслена, оправдана в сознании, укреплена наукою и долгою работой ума».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема