Предание Церкви точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его легко узнает на иконе даже не искушённый в иконописи человек. Самое древнее сохранившееся изображение святителя датируется восьмым веком. Это фреска в церкви Санта Мария Антиква.
На Руси сложилась особая традиция иконографии святого Николая. Начало ей было положено благодаря чуду, случившемуся на рубеже тринадцатого - четырнадцатого веков в Можайске. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе и держал в правой руке меч, поднятый клинком вверх. В левой руке святого был маленький храм, обнесённый крепостной стеной. Неприятели в страхе бежали. В память о чуде жители сделали резное изображение святителя. Образ святого ратника, защищающего православный град от врагов, прославился тем, что по молитвам перед ним не раз происходили чудеса.
Меч святителя Николая был не только оружием воина. Он напоминал о мече духовном, который, по словам апостола Павла "есть Слово Божие". Им должны иссекаться грехи. Святой Николай защищал верующих от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.
Чудотворная статуя до девятнадцатого века хранилась в надвратном храме при въезде в Можайск. Сейчас святыня находится в Третьяковской галерее. Такой тип изображения святителя Николая получил распространение и в иконописи. Образ Николая Можайского был помещён и над въездом в башню Московского Кремля. Святыня дала ей своё имя, так башня стала Никольской.
В тысяча восемьсот двенадцатом году Никольскую башню взорвали уходящие из Москвы французы. И случилось чудо: взрыв обрушил шатёр, а часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась нетронутой. Остался невредимым даже стеклянный фонарь перед образом.
Но в боях октября тысяч девятьсот семнадцатого года икона серьёзно пострадала. И хотя лик святителя Николая не был задет, вся икона оказалась изрешечена пулями и осколками. Сильное попадание практически полностью уничтожило левую руку святого, держащую храм. Он стоял с простёртым вверх мечом. После этого в иконописи появился новый символический образ - Никола Раненый, изображающий обстрелянную икону.
Рассказывают, что на первое официальное празднование Первомая в восемнадцатом году, фасад Никольской башни решили закрыть кумачом. Внезапно полотно разорвалось, будто разрубленное острым лезвием. При этом ткань была прочная, а погода - безветренная. Это произвело на всех присутствующих огромное впечатление.
Но вскоре икона святителя Николая исчезла. Не сохранилось никаких документов и свидетельств, по которым можно было проследить её судьбу. Лишь в две тысячи десятом году в ходе реставрационных работ удалось установить, что кто-то надёжно спрятал образ под металлической сеткой и слоем бетона.
В ноябре этого же года патриарх Кирилл освятил башню и отреставрированную надвратную икону святого Николая Чудотворца. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: "В руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться великие цели".
3 мая. О жизни и трудах Дмитрия Языкова

Сегодня 3 мая. В этот день в 1850 году родился библиограф и литературовед Дмитрий Языков.
О его жизни и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Дмитрий Дмитриевич Языков родился в семье московского протоирея Дмитрия Ивановича Языкова в 1850 году. Окончив Московскую Семинарию, он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Дмитрий Языков читал лекции на педагогических курсах. А с 1896 по 1908 годы Языков возглавлял библиотеку Московского Университета. Библиотека Императорского Московского Университета была основана в 1755 году одновременно с Университетом. Период управления библиотекой Дмитрия Языкова совпал с переездом ее во вновь возведенное здание по проекту архитектора Быковского. Этот проект органично вписался в архитектуру Старой Москвы. Закругленный угол строения перекликался с силуэтом церковного флигеля. Округлый читальный зал был спроектирован под влиянием формы читального зала Британского музея. Сотрудниками библиотеки Университета была проделана колоссальная работа по перемещению в новое здание 300 тысяч томов литературы. Было написано 8 тысяч каталожных карточек. За разбор библиотечных фондов Языков получил благодарность министра народного просвещения. Главный библиографический труд Языкова — это фундаментальное по своему охвату издание «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц». Благодаря этому труду Дмитрий Языков заслужил репутацию великого библиографа земли русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема