Предание Церкви точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его легко узнает на иконе даже не искушённый в иконописи человек. Самое древнее сохранившееся изображение святителя датируется восьмым веком. Это фреска в церкви Санта Мария Антиква.
На Руси сложилась особая традиция иконографии святого Николая. Начало ей было положено благодаря чуду, случившемуся на рубеже тринадцатого - четырнадцатого веков в Можайске. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе и держал в правой руке меч, поднятый клинком вверх. В левой руке святого был маленький храм, обнесённый крепостной стеной. Неприятели в страхе бежали. В память о чуде жители сделали резное изображение святителя. Образ святого ратника, защищающего православный град от врагов, прославился тем, что по молитвам перед ним не раз происходили чудеса.
Меч святителя Николая был не только оружием воина. Он напоминал о мече духовном, который, по словам апостола Павла "есть Слово Божие". Им должны иссекаться грехи. Святой Николай защищал верующих от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.
Чудотворная статуя до девятнадцатого века хранилась в надвратном храме при въезде в Можайск. Сейчас святыня находится в Третьяковской галерее. Такой тип изображения святителя Николая получил распространение и в иконописи. Образ Николая Можайского был помещён и над въездом в башню Московского Кремля. Святыня дала ей своё имя, так башня стала Никольской.
В тысяча восемьсот двенадцатом году Никольскую башню взорвали уходящие из Москвы французы. И случилось чудо: взрыв обрушил шатёр, а часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась нетронутой. Остался невредимым даже стеклянный фонарь перед образом.
Но в боях октября тысяч девятьсот семнадцатого года икона серьёзно пострадала. И хотя лик святителя Николая не был задет, вся икона оказалась изрешечена пулями и осколками. Сильное попадание практически полностью уничтожило левую руку святого, держащую храм. Он стоял с простёртым вверх мечом. После этого в иконописи появился новый символический образ - Никола Раненый, изображающий обстрелянную икону.
Рассказывают, что на первое официальное празднование Первомая в восемнадцатом году, фасад Никольской башни решили закрыть кумачом. Внезапно полотно разорвалось, будто разрубленное острым лезвием. При этом ткань была прочная, а погода - безветренная. Это произвело на всех присутствующих огромное впечатление.
Но вскоре икона святителя Николая исчезла. Не сохранилось никаких документов и свидетельств, по которым можно было проследить её судьбу. Лишь в две тысячи десятом году в ходе реставрационных работ удалось установить, что кто-то надёжно спрятал образ под металлической сеткой и слоем бетона.
В ноябре этого же года патриарх Кирилл освятил башню и отреставрированную надвратную икону святого Николая Чудотворца. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: "В руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться великие цели".
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер