
Ставропольские пожарные уже несколько месяцев сидели без дела. Лето тысяча восемьсот шестого года выдалось для огнеборцев на редкость спокойным. «И слава Богу!» — говорили они друг другу. Ведь, сказать по чести, прок от них на пожарах выходил не такой уж и большой: имея в распоряжении лишь телегу, две бочки и четыре ведра, многого не сделаешь...
В один из этих спокойных летних деньков, когда пожарная команда в полном составе мирно пила чай с бубликами, к каланче подъехала большая подвода, крытая парусиной. Рядом с возницей сидел хорошо одетый представительный мужчина средних лет. Он спрыгнул с козел и громко постучал в ворота.
Пожарные взволнованно переглянулись.
— Неужто где загорелось? — озабоченно промолвил начальник команды —брандмейстер.
Однако гость был спокоен и приветлив.
— Купец первой гильдии Никита Михайлович Плотников, — представился он брандмейстеру и пригласил подойти к подводе. Остальные пожарные тоже высыпали за ворота и с любопытством наблюдали.
Никита Михайлович тем временем отдёрнул парусину, и у пожарных одновременно вырвался вздох восхищения: на подводе стоял новенький, сияющий алой лаковой краской водяной насос!
— Это вам, — с поклоном произнёс купец Плотников, — чтобы было проще хранить наш город от огня.
Насос спустили с подводы, Никита Михайлович тепло попрощался и уехал, а пожарные ещё долго рассматривали диковинное чудо техники, радуясь, словно дети.
Этот насос для городской пожарной части Никита Михайлович Плотников, один из богатейших людей города, лично купил на выставке в Харькове и за свой счёт доставил в Ставрополь. Для любимого города купец был готов сделать решительно всё, что в его силах. Когда в тысяча восемьсот десятом году в Ставрополь пришла чума, он жертвовал деньги на покупку медикаментов и устройство временных лазаретов. А как только эпидемия миновала, решил установить на Крепостной горе Ставрополя поклонный крест.
Крест этот — древний, белокаменный — был найден в земле ещё при закладке ставропольской крепости в тысяча семьсот семьдесят седьмом году. Говорили, что обнаружил его тогда сам полководец Суворов. Долгое время крест хранился у Никиты Михайловича как реликвия, и вот теперь, после избавления города от чумы, Плотников решил воздвигнуть его в знак благодарности Богу. Расходы по установке Креста и организации городских торжеств по этому случаю, Никита Михайлович тоже взял на себя.
Солнечным воскресным утром едва ли не все горожане собрались на Крепостной горе. Здесь, в походной церкви драгунского полка, состоялся благодарственный молебен, после которого Крест водрузили на пьедестал и освятили. Вечером было устроено угощение для народа, иллюминация, и гуляния с музыкой. Но главное — собравшись вместе, горожане решили рядом с установленным Крестом построить храм. Поначалу речь шла о небольшой церкви, но со временем проект разросся до масштабов собора. Было решено строить храм во имя иконы Казанской Божьей Матери с приделами святых Николая Чудотворца и Александра Невского. Никита Плотников пообещал оказать возведению святыни всяческую поддержку и обещание своё выполнил. Он помог со сложной процедурой утверждения плана постройки и выделил на строительство немалую сумму — две с половиной тысячи рублей серебром.
Щедрые пожертвования делал Никита Михайлович Плотников и на строительство ставропольского Троицкого кафедрального собора. А кроме того, построил большой каменный дом для Кавказской губернской мужской гимназии и выделил значительные средства на устройство в городе уездного училища. Когда Ставрополь испытывал трудности с размещением городского архива, Плотников, не задумываясь, безвозмездно предоставил для этих целей принадлежавший ему двухэтажный дом.
В ноябре тысяча восемьсот сорокового года в Ставрополе появился водопровод. Горожане воспринимали это как чудо, которого, однако, могло и не произойти, если бы не участие Никиты Михайловича. Город не имел возможности предоставить землю для строительства водонапорной башни, и тогда Плотников отдал под это важное дело один из своих собственных участков.
Неудивительно, что этого щедрого, всей душой радеющего за благо родного города человека ставропольцы несколько раз избирали городским головой. И сегодня, спустя два с лишним столетия, с благодарностью вспоминают его имя.
Все выпуски программы Имена милосердия
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема