«Нежность» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Нежность»

* Поделиться

«Нежность», студия Узбекфильм, режиссер Эльёр Ишмухамедов

— Пацаны! Идите сюда! Смотрите, ещё одного заморыша привезли!

— Сам ты заморыш.

— Вы эвакуированные, да?

— Да мальчик. Из Ленинграда.

— А я из Брянска. Меня зовут Андрей. Пойдёмте, я вам дорогу покажу.

— Покажи, Андрюша.

— Смотрите, какая закутанная! Холодно, да?

В годы Великой Отечественной гостеприимный Ташкент встречал людей из тех мест большой страны, где шла война. Однажды из блокадного Ленинграда туда приехала девочка Лена с бабушкой. Детскому сердцу Лены многое пришлось пережить. Смерть родителей под бомбёжкой... И вот теперь она в тёплом среднеазиатском городе. Её встречает Андрей — озорной мальчишка, такой же эвакуированный, как и она сама. Это эпизод из киноленты «Нежность» узбекского режиссёра Эльёра Ишмухамедова — фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Нет, фильм, снятый в 1966 году, совсем не о войне. Она лишь проходит сквозь сюжет негромким эхом, далёким отголоском. Действие происходит в мирные 60-е. На первых кадрах — лето, солнце, весёлая песня, брызги широкого канала Анхор, протекающего через весь Ташкент. Беззаботные мальчишки носятся по нему вплавь на автомобильных шинах. «Это рассказ о молодежи. Как, сталкиваясь с разными людьми и явлениями, юноши и девушки убеждаются в том, что доброе и светлое утверждается в жизни», — говорил о фильме сам режиссёр. Картина «Нежность» — дипломная работа 24-летнего Эльёра Ишмухамедова, одновременно стала его большим режиссёрским дебютом. Причём, настолько удачным, что критики сравнивали стилистику Ишмухамедова с творчеством Феллини и Антониони. Картина получила Государственную премию республики Узбекистан, завоевала дипломы множества фестивалей и вошла в Золотой фонд мирового кино по версии французской «Синематеки» — крупнейшего в мире киноархива.

Фильм разделён на три небольших новеллы, названные по именам персонажей: «Санджар», «Лена» и «Мамура». На первый взгляд может показаться, что истории почти между собою не связаны, да и в целом сюжет киноленты как будто лишён чёткой конкретики. Перед зрителем проносятся картины беззаботной юности. Прогулки, танцы, встречи, первая любовь. Однако очень скоро начинаешь понимать, что этот лёгкий фон лишь подчёркивает сложные духовные процессы, которые происходят в душах героев. Как верно заметил в своей рецензии на картину Ишмухамедова его коллега и наставник, режиссёр Георгий Данелия, фильм «Нежность» — это драма тонких эмоций, скрытых и подчас незаметных в будничной жизни.

Перед нами непростая история любви. Паренёк по имени Санджар встречает девушку Лену. У юноши возникают первые светлые чувства. Но за Леной ухаживает эффектный красавец Тимур. А сама она, похоже, любит совсем другого человека, который сейчас очень далеко от неё... Но только кажется, что Лена играет чувствами Тимура и Санджара. В реальности всё гораздо глубже. Однако я бы не хотел раскрывать все подробности сюжета. Потому что фильм «Нежность» нужно обязательно посмотреть самим. Проникнуться его потрясающей эстетикой, духовной глубиной и неожиданной развязкой. Мне же запомнился диалог из картины, который происходит между Тимуром и влюблённой в него девушкой по имени Мамура.

— Мамура, смотри какой я цветок нашёл.

— Ну что вы, это же колючка.

— Не нравится?

— Нет.

— Эх, ты... А я тебе хотел её подарить.

— Ну тогда дайте.

— Нет. Теперь я оставлю её себе.

— Нет, отдайте. Вы же для меня её сорвали.

— Вот, потрогай. Больно?

— Больно.

— Самый близкий человек может сделать гораздо больнее, чем эта солома...

Интересная мысль, не правда ли? Своим фильмом Эльёр Ишмухамедов будто спрашивает нас: а всегда ли мы можем проникнуть в суть поступков тех, кто рядом с нами? Нам кажется, что человек нас ранит, а он на самом деле жертвует собою ради нашего же блага. Возможно ли такое? Картина «Нежность» ответит на эти непростые вопросы. И напомнит о том, что настоящая любовь живёт вечно. И помогает жить другим.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем