
Фото: Mateus Campos Felipe/Unsplash
Великие святые жили не только в древности. Некоторые наши современники не менее горячо служили Богу. Поэтому они были включены в число почитаемых Церковью подвижников. Одним из таких людей стал архиепископ Иоанн (Максимович). Святитель Иоанн родился в России в 1896 году. После октябрьской революции ему пришлось уехать из страны. Жизненный путь святого пролегал через несколько стран — Югославию, Турцию, Китай... Последние годы владыка Иоанн провел на территории США, где основал большое количество православных приходов. Успех миссии святителя заключался, прежде всего, в том, что он свидетельствовал о Христе не столько словами, сколько примером своей жизни.
Владыка Иоанн скончался летом 1966 года в Сиэтле. Так случилось, что его похороны состоялись не сразу. Сначала святителя перевезли в Сан-Франциско, так как именно там располагается собор, в котором он служил. Затем пришлось ожидать приезда некоторых священнослужителей — они очень хотели попрощаться с владыкой. Тело архиепископа Иоанна не бальзамировали и не подвергали никаким процедурам. Оно было помещено в каменную гробницу под собором. Сразу после погребения место захоронения стали посещать многие люди. Сначала они молились об упокоении души архиепископа, а потом стали обращаться к нему с молитвой.
Вскоре после смерти владыки Иоанна был поставлен вопрос о его канонизации. Но по разным причинам она произошла только в 1993 году. Через год после прославления было принято решение открыть гробницу святого и выставить его мощи для всенародного почитания.
Когда крышка гробницы была снята, присутствовавшие сначала ощутили благоухание, а затем увидели невозможное. Тело святого оказалось нетленным. Не было никаких признаков разложения. Плоть всего лишь немного усохла и потемнела. Всё остальное осталось без изменения. Людям было явлено чудо Божие.
Мощи святителя Иоанна были положены в раку (ковчег) внутри Сан-францисского собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Теперь каждый прихожанин может поклониться святым останкам. По традиции мощи православного святого одеваются в священные одежды или покрываются расшитой тканью. В случае с останками архиепископа Иоанна было решено поступить несколько иначе. Для того чтобы все могли убедиться в нетленности мощей, кисти рук святого было решено не закрывать. Они хорошо видны через стекло раки.
Периодически крышку раки поднимают. Тогда к мощам можно прикоснуться. В этот момент люди ощущают, что останки святого не только нетленны — они еще и теплые. Совсем как тело живого человека. Раз в несколько лет мощи святителя Иоанна переоблачают в новые одежды. Когда происходит это событие, священнослужители вновь убеждаются в нетлении останков святого — по благодати Божией естественные процессы разложения и порчи обходят их стороной.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов