Визит правящего архиерея в монастырь всегда волнителен для насельников, даже если это знаменитая на всю Россию Оптина Пустынь. Вот и в этот раз, проводя архиепископа Феофана Калужского по аллеям обители, суровый отец игумен трепетал в душе: все ли ладно вокруг? С досадой услышал он, как владыке вполголоса докладывали:
"Старец-то отец Нектарий чудит, немощен стал. То в халатике ходит с голыми коленями, то полную келью камушков натащит, и говорит, что у него тут музей. Граммофон завел с пластинками…"
В келью старца владыка зашел один. Отец Нектарий кивнул головой и продолжил свое занятие: игру в кукол. С изумлением владыка наблюдал за тем, как седой монах стал одну за другой «сажать» куколок «в тюрьму», бить их, выговаривать им что-то невнятное, но грозное. Добрый архиепископ снисходительно списал все эти чудачества на возрастную немощь. Позднее, когда монастырь был превращен в музей, а сам Феофан Калужский перенес арест, унижения и ссылку, он понял, какие тайны были открыты отцу Нектарию, какой тяжкий груз предви́дения грядущих бед тот нес на своих плечах…
…В монастырь крестьянский сын Николай Тихонов – будущий старец Нектарий – приехал за благословением на брак. Свадьба казалась решенным делом, но благочестивый отец невесты прежде отправил будущего зятя в О́птину. Так Николай попал к знаменитому ста́рцу Амвро́сию. Старец в православной традиции – это опытный монах, духовный наставник, через которого Господь открывает Свою волю. Неизвестно, о чем беседовал преподобный Амвросий со своим гостем, но после этого разговора тот навсегда остался в монастыре.
Иеромона́х Нектарий участвовал в богослужениях, нес послушания наравне со всеми, и ничем не отличался от остальной бра́тии. Ну, разве что чуть более ревностно скрывал от досу́жего взора плоды своей духовной жизни. Он много читал, изучил латынь и французский, вел переписку с учеными, брал уроки живописи. Но поверх подрясника мог надеть разноцветную женскую кофту, на одну ногу – валенок, на другую - башмак. Как огня боялся отец Нектарий славы. Больше всего он опасался прослыть эдаким дельфи́йским оракулом, в разговоре с которым люди будут искать не духовной пользы, а дешевых чудес. Однако вскоре молва о прозорли́вости отца Нектария вышла далеко за пределы монастыря.
Когда в 1912 году встал вопрос об избрании старца – духовного руководителя обители, монахи соборно выбрали именно этого странного человека. Три дня преподобный плакал, не переставая, называя себя скудоу́мным. Но перечить воле братии не стал.
В кровавом 1917 году многое разъяснилось. Будучи в ссылке, он признавался своей духовной дочери, поэтессе Надежде Павло́вич: «Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания - и не хотел брать этого всего»... Но принял, и долгое, страшное десятилетие нес на своих плечах крест молитвы за погибающую страну, за ее безумных детей. Многих из них старцу удалось схватить за руку на краю пропасти, найти те самые слова, которые навсегда переворачивали душу человека. Надежда Павло́вич, которая потом оставила подробные воспоминания о старце, была одной из них.
Скончался преподобный в 1928 году, вдали от своей любимой обители. Но в 1992 году мощи святого были обретены и перенесены в полуразрушенную Оптину. С этого времени началось стремительное возрождение монастыря. Иноки Оптиной пустыни уверены - здесь не обошлось без чудесной помощи старца Нектария.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема