Недавно набрел в просторах интернета на фразу преподобного Силуана Афонского, которая звучит так: «Господь есть Свет, и Он просвещает Своих рабов, а те, кто служат врагу, восприняли мрак».
Вот только мрак, о котором говорит этот святой, воспринимается мрачными людьми как свет. В этом заключается известная уловка лукавых духов, — выдавать отблески геенского огня за сияние жизни.
В свое время я сам был поглощен таким соблазном — живи в удовольствие, твори все, чего хочется. Этот принцип наполнял меня страшным куражом и привел к алкогольной зависимости. Лишь спустя почти тринадцать лет удалось от нее избавиться по великой милости Божией.
И одним из ключей к выходу на свет Христов из костра пьянства стало изменение, которое мой самолюбивый ум долгие годы уверенно отвергал. Речь идет о таком качестве, как здоровое недоверие к себе.
Сейчас наоборот модно говорить об уверенности в себе. Говорить, например, на различных психотренингах, где внушают мысль, будто личностного развития не бывает без исключительной опоры на собственные силы. А вот в моей жизни все оказалось наоборот. Именно недоверие к себе стало путем и к раскаянию в совершаемых долгие годы грехах, и к желанию их больше не повторять.
В моем случае аргументы были простыми — уверенное и постоянное следование собственным хотениям довело до несчастья в виде зависимости. Вывод — чтобы стать свободным, надо ... перестать доверять собственным желаниям. Перестать доверять себе. И довериться Богу.
Поначалу такой подход отталкивал меня одним ошибочным рассуждением. Заключалось оно в следующем — не доверять себе означает взращивать в себе чувство неуверенности и тем самым плодить разрушительные для развития личности психологические комплексы.
Но на практике все оказалось ровно наоборот. Главный секрет здесь заключался в том, чтобы перенести опору в жизни со своих помышлений на Бога.
В быту это выглядело так: если мне не хочется идти в магазин за хлебом, то надо обязательно идти, если устал и задумал оставить грязную посуду жене или на утро, обязательно вымой ее сам и сейчас же, если желаешь выспаться воскресным утром, лучше встань и иди в храм на Литургию.
И представьте, что каждое такое, казалось бы, необязательное с обывательской точки зрения преодоление, каждая такая малая жертва чем-то своим оборачивалась для меня обыкновенным, если можно так выразиться, чудом — усталость, которая должна была прибавиться, вдруг отступала, раздражение на судьбу-злодейку испарялось, а отказ от самоугождения оборачивался не потерей, а приобретением в виде приподнятого настроения.
Для кого-то все это может показаться вещами банальными. А для меня это были сокровенные, незаметные окружающим, но, дерзаю полагать, заметные Богу, преодоления. Шаги по воде, которые изменяли мою жизнь, превращали дурманное наслаждение в светлую радость, а нездоровый кураж — в решительные движения души от славы своей к славе Божией.
Так, шаг за шагом, я осознал одну важную истину: доверие Богу — это всегда здоровое недоверие себе. И по-другому увидеть Свет истины и обновиться в нем вряд ли возможно.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подушки, одеяла, кровати для семей, находящихся в трудной ситуации

Елена живёт в прифронтовом посёлке, где часто нет света, воды и отсутствует всякая стабильность. Однако несмотря на внешние обстоятельства дом её полон жизни, любви и взаимной поддержки. Женщина воспитывает пятерых детей — сына и четверых племянников, потерявших родителей.
Старшие ребята, чем могут, её поддерживают. Например, 19-летний Михаил трудится сварщиком и помогает кормить семью. Десятиклассник Виталик тоже приносит дом небольшой заработок. После школы он подрабатывает на полях. Вечерами семья любит играть в настольные игры, а маленьким детям особенно нравится создавать что-нибудь своими руками. Они очень ждут Нового года, чтобы нарядить ёлку самодельными игрушками.

Каждый вечер перед Еленой встаёт вопрос — как в маленьком доме без особых удобств уложить всех спать, чтобы было удобно и тепло? Кроватей не хватает, поэтому в ход идут старые матрасы. Купить мебель и дополнительные спальные принадлежности возможности нет. Бюджет семьи довольно скромный. Из-за опасной обстановки вокруг и удалённости от города Елена пока не может оформить социальные пособия на племянников.
Двухъярусные кровати, одеяла, подушки и матрасы существенно облегчат жизнь семьи. Кроме этого, детям необходимы столы и стулья для учёбы.
Семью Елены из Луганской области поддерживает фонд «Ясное дело». Однако помимо этой семьи в помощи нуждаются ещё девять. Сбор для них открыт на сайте фонда, и вы можете принять в нём участие. Ваша поддержка наполнит дома тех, кто находится в трудной ситуации, уютом и радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь в 1930-е годы». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе в 30-е годы прошлого века. Почему и как 1937-1938 стали самыми страшными годами репрессий.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







