
Севак Мирабян
С преподобным Сергием Радонежским меня связывают особые отношения. С самого начала моего воцерковления он сопровождал меня. Я учился в Варницкой гимназии, носившей его имя. Когда после окончания гимназии поступил в Свято-Тихоновский университет, жил на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Однако, на тот момент почитание святых для меня, начинающего христианина, было скорее как дань традиции.
Дело в том, что я уверовал во Христа благодаря телепроповедям протестантов. А у них, как известно, нет святых. Выбор Православия был скорее интуитивным, чем рациональным и я об этом нисколько не жалею. Что касается почитания святых, то по-настоящему я воспринял эту традицию, когда у меня был кризис — кризис написания дипломной работы. А преподобный Сергий — по неписанной народной молве есть заступник всех «иже от учения страждущих».
Ужас был в том, что я диплом не просто не защитил, а к моменту сдачи даже половину не написал. Это был мой первый, серьезный и полный, как я тогда думал, жизненный провал. Меня настигло разочарование, чувство никчемности и прочее. Тема была для меня интересная: о влиянии религий аравийского полуострова на Мухаммеда и его учение. Но оказалось проблемой найти подходящую литературу для работы. И я уже подумывал сменить тему.
Видя мое горе, братия подворья всячески меня ободряла. И все советовали серьезно попросить помощи у преподобного Сергия. Я начал читать акафист. Открыв молитвослов, я сказал: «преподобный отче Сергий, дорогой, у меня нет ни веры, ни сил писать диплом, но если можешь — помоги мне».
Скажу сразу, что на следующий год диплом я защитил на отлично. Члены комиссии рекомендовали мне продолжить исследование данной темы и идти с ней на соискание степени кандидата богословия.
Но что самое важное, когда я начал молиться каждый день преподобному Сергию, то глубоко изнутри почувствовал силу Божию. Появились ясность ума, твердость воли, необъяснимое ощущение спокойствия и уверенности. Нашлась и литература и люди: иеромонах Августин, благочинный подворья, выпускник МГУ и кандидат исторических наук, помогал мне со структурой и оформлением работы, а иеродиакон Савва подкреплял меня в молитве, словами поддержки. Мои во Христе братья на земле и на небе — вот сила и святость Церкви, то, что мы вместе.
С большой радостью делюсь этим опытом с протестантами, когда они недоумевают, зачем мы чтим святых. Услышав эту историю, многие из них задумываются. Особенно, когда открываешь им из своего опыта, что святые не мифические полубоги, это наши живые братья и сестры во Христе.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«Самолюбие как путь к конфликтам в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о том, как самолюбие приводит к семейным конфликтам — и что помогает из них выходить по-христиански.
Гости программы говорят о том, что ссоры и обиды неизбежны, но важно не оставаться в состоянии гнева, а вовремя остановиться, посмотреть «на небо» и обратиться к Богу. Семья — это не поиск виноватого, а труд каждого над собой. Осознать собственную неправоту, попросить прощения первым, заметить свои слабости — всё это открывает путь к примирению.
Отец Дмитрий и матушка Ника подчёркивают: важна совместная работа супругов. Полезно делиться мыслями, вести «дневники», чтобы честно видеть себя и друг друга. Помогает и молитва — не только о себе, но и друг за друга. Именно она возвращает мир в семью, даёт силы прощать и понимать ближнего.
О том, как в браке преодолевать обиды, сохранять доверие и вместе расти духовно — в программе «Семейный час».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Гость-счастье в доме

Фото: PxHere
Давно это было. Жили в одном селении три брата, бедные-пребедные.
В те времена крестьяне в конце лета отмечали праздник жатвы. В этот день они наряжались, выходили в поле с серпами, срезали несколько колосьев, а потом усаживались пировать и веселиться.
А нашим братьям даже на праздник жатвы нечего было взять с собой поесть-попить, кроме кусочка чёрствого хлеба да кувшина воды.
Вот вышли крестьяне в поле, сели праздновать. Вдруг откуда-то появился незнакомый старик. Идёт мимо крестьян, и с каждым здоровается. Все ему кивают, но никто к себе не зовёт, ничем не угощает. Подошёл старик и к трём братьям.
— Присядь, отец, поешь с нами хоть хлебушка, — предложили они старику.
Присел старик к ним, спрашивает:
— Все поют, веселятся, а вы чего такие невесёлые?
— Да какое веселье — пустой хлеб есть да водой запивать!
— Ничего, налейте, выпьем хоть воды, — говорит старик.
Взял один из братьев кувшин, а в нём — не вода, а густое вино!
— Поглядите вон на ту горку, не овца ли там? — спрашивает старик.
— Нет, это камень большой, — отвечают они, но всё-таки послали младшего брата посмотреть.
Поднялся он на горку, а там — туша откормленной овцы и белый хлеб лежит рядом, будто для него положены.
Зажарили братья овцу, и пошёл у них пир горой с весёлыми песнями.
— Чего вы хотите, о чём больше всего мечтаете? — спрашивает у них старик.
— Мне бы земли немного, чтобы я мог семью прокормить, —говорит старший брат.
—А мне бы скотиной обзавестись, — стал мечтать вслух средний.
— А я мечтаю на хорошей девушке жениться и добрую хозяйку в дом привести, — признался младший брат.
— Будет у вас и земля, и стада тучные, а у тебя жена добрая. Будете счастливыми, покуда будете гостеприимными, — сказал старик и исчез.
Поняли братья, что не простой это был гость. Зажили они с той поры совсем по-другому, не ведая больше ни горя, ни нужды.
Но однажды отправился старик-волшебник проведать наших братьев: узнать, как они живут, как его наказ выполняют. Постучался он в дом старшего брата и попросил приюта.
— Ступай прочь, на вас, бродяг, хлеба не напасёшься! — сказал тот из-за двери.
Постучался старик к среднему брату, а тот даже на порог гостя не пустил.
— Коли так, живите по-прежнему! — молвил старики отправился к младшему брату.
Отворила дверь его жена — красивая, да только очень печальная.
— Входи, дедушка, — пригласила она в дом старика. — Сынок у нас болеет, но для гостя всегда место найдётся.
Пошла хозяйка в погреб за угощением, вернулась — а её сын рядом с мужем и гостем за столом здоровый и весёлый сидит.
Не зря говорят, что гость счастье в дом приносит. А когда старший и средний брат тоже это поняли, их жизнь снова наладилась.
( по мотивам грузинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Совесть — голос Бога?» Священник Георгий Белькинд

Гостем программы «Пайдейя» был президент образовательного фонда имени Сергея и Евгения Трубецких священник Георгий Белькинд.
Мы говорили о христианском взгляде на совесть, можно ли сказать, что это «голос Бога в человеке», как обращение к совести может помогать в образовании и воспитании.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя