
Севак Мирабян
С преподобным Сергием Радонежским меня связывают особые отношения. С самого начала моего воцерковления он сопровождал меня. Я учился в Варницкой гимназии, носившей его имя. Когда после окончания гимназии поступил в Свято-Тихоновский университет, жил на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Однако, на тот момент почитание святых для меня, начинающего христианина, было скорее как дань традиции.
Дело в том, что я уверовал во Христа благодаря телепроповедям протестантов. А у них, как известно, нет святых. Выбор Православия был скорее интуитивным, чем рациональным и я об этом нисколько не жалею. Что касается почитания святых, то по-настоящему я воспринял эту традицию, когда у меня был кризис — кризис написания дипломной работы. А преподобный Сергий — по неписанной народной молве есть заступник всех «иже от учения страждущих».
Ужас был в том, что я диплом не просто не защитил, а к моменту сдачи даже половину не написал. Это был мой первый, серьезный и полный, как я тогда думал, жизненный провал. Меня настигло разочарование, чувство никчемности и прочее. Тема была для меня интересная: о влиянии религий аравийского полуострова на Мухаммеда и его учение. Но оказалось проблемой найти подходящую литературу для работы. И я уже подумывал сменить тему.
Видя мое горе, братия подворья всячески меня ободряла. И все советовали серьезно попросить помощи у преподобного Сергия. Я начал читать акафист. Открыв молитвослов, я сказал: «преподобный отче Сергий, дорогой, у меня нет ни веры, ни сил писать диплом, но если можешь — помоги мне».
Скажу сразу, что на следующий год диплом я защитил на отлично. Члены комиссии рекомендовали мне продолжить исследование данной темы и идти с ней на соискание степени кандидата богословия.
Но что самое важное, когда я начал молиться каждый день преподобному Сергию, то глубоко изнутри почувствовал силу Божию. Появились ясность ума, твердость воли, необъяснимое ощущение спокойствия и уверенности. Нашлась и литература и люди: иеромонах Августин, благочинный подворья, выпускник МГУ и кандидат исторических наук, помогал мне со структурой и оформлением работы, а иеродиакон Савва подкреплял меня в молитве, словами поддержки. Мои во Христе братья на земле и на небе — вот сила и святость Церкви, то, что мы вместе.
С большой радостью делюсь этим опытом с протестантами, когда они недоумевают, зачем мы чтим святых. Услышав эту историю, многие из них задумываются. Особенно, когда открываешь им из своего опыта, что святые не мифические полубоги, это наши живые братья и сестры во Христе.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. Об оптинских старцах

Сегодня 24 октября. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Об оптинских старцах — игумен Назарий (Рыпин).
Оптинское старчество стало тем костром, у которого отогревала сердца вся Россия, как об этом говорил Концевич. И благодаря оптинскому старчеству произошёл во многом переворот в душах очень многих людей и возвращение к Богу, возвращение к Церкви нашей русской интеллигенции.
Во многом благодаря тому, что оптинские старцы, такие как Макарий Оптинский, Амвросий Оптинский, старец Нектарий, Иосиф, Иларион, Анатолий Старший, они, будучи людьми образованными, могли говорить на одном языке с образованными людьми. Это было очень важно для России, и поэтому значение оптинского старчества очень велико.
Помимо того, что, конечно же, они имели пример личной святости, пример любви, которую они проявляли к людям, и это привлекало очень-очень многих. Этот живой пример христианства, не отвлечённого, не умозрительного, реального христианства, людей, носителей Духа Христова, тех богоносцев, которых так сложно встретить нам на путях своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема







