
Одному крестьянину приснился сон, будто надо ему идти в Прагу и там, на мосту, он найдёт клад. Наутро он рассказал свой сон жене, а та говорит:
— Вот глупости! Снам верить, — всё равно, что за своей тенью гоняться. Не надо тебе в город идти, легковерный ты человек.
Но крестьянин не послушался жены: забрал все деньги, которые были в доме, и отправился в Прагу.
Пришёл в город — и скорее побежал на мост. Ходил, ходил по нему, то в одну сторону, то в другую, и всё без толку. Никакого клада там и в помине не было. Обидно стало крестьянину, что он только зря время потерял и деньги истратил, а делать нечего — надо домой возвращаться.
Идёт он мимо сторожевой будки возле моста, бормочет себе под нос: «Вроде бы, и перила такие же, как во сне, и камни, а где же мой клад?» Выглянул из сторожевой будки солдат, спрашивает его:
— Что ты, отец, здесь делаешь? Я всё смотрю на тебя и удивляюсь: ты уже раз сто мост из одного конца в другой перешёл. Откуда ты?
А крестьянин и рад с кем-нибудь своим недоумением поделиться.
— Я пришёл из деревни Наход, — рассказал он солдату. — Приснился мне ночью вещий сон, что я найду на мосту в Праге клад. Жена отговаривала, чтобы я напрасно время и деньги не тратил, но я её не послушался. Пришёл — а клада тут никакого нет. Ох, и попадёт же мне теперь от неё!
— Я тоже часто вижу сны, — говорит солдат. — Как раз вчера мне приснилось, что в деревне Наход, откуда ты пришёл, в самом крайнем доме, под старой печкой лежит клад. Хорошо, что я туда не побежал, а то, небось, тоже с пустыми бы руками вернулся.
Выслушал его крестьянин и удивился: ведь это его дом в селе крайний стоит, да и печка у него старая. Ничего не сказал он солдату и домой поспешил. Идёт по дороге и думает: «Теперь понятно, зачем я должен был в Прагу пойти. Как раз для того, чтобы встретить этого солдата на мосту и узнать, что клад в моём доме хранится».
Пришёл крестьянин домой, а жена его спрашивает:
— Ну что, муженёк, нашёл ли клад, много ли денег принёс?
А крестьянин ей отвечает:
— Ничего я не принёс. Не мешай, сейчас вот печку начну разбирать.
Жена тут совсем рассердилась:
— Мало тебе, что столько времени зря потерял, столько денег извёл, так ещё и дом разрушить хочешь — печку ломать?! Не ищи ничего там, где не положил.
Но муж её не слушал, схватил лом и стал печку ломать.
Ломал, ломал, а клада никакого не отыскал.
Недаром говорят: увидел во сне деньги, так там их и потрать. В сонных грёзах правды нет.
(по мотивам чешской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема